Принятие христианства на Руси. Крещение Руси

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»


Окружающий мир

3 класс




Принятие христианства на Руси




Чернякова Любовь Васильевна

учитель начальных классов.










Череповец


2016г.




УМК «Школа 21 века»

Н.Ф.Виноградова. «Окружающий мир» .Часть вторая. 2013г

Урок Принятие христианства на Руси. Урок № 9

Тип урока урок введения нового знания

Технология технология деятельностного подхода

Технологическая карта урока

Тема

Принятие христианства на Руси. Крещение Руси.

Цель урока

Формирование представления о принятии христианства на Руси, знакомство с жизнью и правлением князя Владимира.

Задачи

Познавательные:

- сосредоточить внимание учащихся на деятельности русских князей в деле укрепления государства;

- выявить причины принятия христианства на Руси4

-

Развивающие:

1. Развивать:

- умение устанавливать причинно следственные связи, сравнивать и обобщать

- умение высказывать собственное мнение, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.

- логическое мышление, творческое воображение

- умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли

- память,внимание,артистичность.

2. Формировать

- умения планировать,контролировать и оценивать свою деятельность;

- умения работать в группах.

Воспитательные:

- прививать интерес к истории родного государства и к предмету «история»;

- воспитывать чувство гордости и уважения к славной истории жизни своих предков.

Основные понятия

Религия, христианство, князь Владимир, крещение Руси.

Тип урока

Урок введения нового знания.

Межпредметные связи

История

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Учебник

Персональный компьютер, мультимедиа проектор, словарь С.И Ожегова, презентация «Крещение Руси»

фрагмент статьи о князе Владимире их энциклопедии, карточки для парной и групповой работы.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группе.



Этап урока

Время

Ресурсы

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Результат взаимодействия

(сотрудничества)

1.Самоопределение

к деятельности.

Цель: включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

1 мин











Организует деятельность учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой.

-Добро пожаловать на урок. Я желаю вам успеха в вашей работе.

- Чтобы настроиться на рабочий лад, проведём историческую разминку.

Предки - язычники

Диалог с учителем.


дают определения изученных ранее слов.

Личностные УУД:

проявление интереса к предмету «История».

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

5 мин


























Создаёт ситуацию успеха.

Над каким разделом мы сейчас работаем?

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

-В кого верили древние славяне?

-Почему славяне верили в богов?

-Проверим свои знания:

Оцените себя, как усвоил тему «Верования славян»

Приложение 1

Проверьте как должно быть. Оцени свои знания.

-Как назывались наши предки до появления христианства?

- А являемся ли мы, их потомки, язычниками?

Отвечают на вопросы учителя.

-Как люди жили в старину.

-О веровании языческой Руси.

-В богов.

Верили, что силами природы управляют боги.

Дописывают определение божества.

Проверяют себя по эталону.

Язычники.

-Нет, мы христиане. ……

Познавательные УУД:

уметь различать тему,

Исторические понятия по теме.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

5 мин














































































Слайд 1


Создаёт проблемную ситуацию, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов:

- Давайте перенесёмся на языческий праздник древних славян, который проходит на большой поляне.

Девушки и юноши водят хороводы, поют весёлые песни, повсюду слышен смех.

И вот пришло время принести человеческую жертву главному богу славян - Перуну. Вспомните, почему славяне боялись Перуна и поклонялись ему?

- Как вы думаете, с какой целью славяне принесли могучему богу Перуну человеческую жертву?

Театрализация

- Представьте, ребята, что и мы с вами находимся сейчас на этой поляне. А что там происходит, мы узнаем из летописи «Повесть временных лет», которую ведёт летописец «Нестор».

Жил среди киевлян варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый

Юноша , исповедавший, как и отец, христианство.

Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменовании этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение. И сказали старцы и бояре: « Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падёт, он, того и зарежем в жертву богам».\Жребий пал на христианина

Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесём его им в жертву богам».старый воин решительно ответил: «Не боги это,а

дерево .Нынче есть, а завтра сгниёт.

Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же един. Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звёзды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А это боги что они сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Народ рассердился, бросился к дому варяга, сломал забор; Феодор встал в сенях с сыном. Народ закричал: Дай сына богам!» А Феодор сказал им: « Если они боги, то пусть сами возьмут его» Народ ещё больше рассвирепел и убил обоих.

- О чём заставил задуматься этот случай князя Владимира?

- Вот сегодня на уроке мы и поговорим о том, как древние славяне отказались от язычества и пришли к христианству.

Сформулируйте тему урока.

Появляется тема урока на доске:

«Принятие христианства на Руси»

Слушают учителя, отвечают на вопросы.


Перун - бог грозы и молнии - мог градом побить урожай, молнией убить скот, поджечь дом.

Для того чтобы задобрить его, чтобы он не гневался.

В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку(свёрнутая трубкой рукопись) человека.






-Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую правильную веру для себя и для своего народа.

- Принятие христианства на Руси

Умение прогнозировать цель урока.





Умение правильно, красиво декламировать текст.

4. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

Физминутка

5 мин
















1 мин


















Слайд 2


- Какие вопросы у вас возникают в связи с темой урока?


На слайде крещение ребёнка и прорубь в виде креста на Крещение.

- Что объединяет эти слайды?

- А что такое крещение? Прочитаем в словаре С.И.Ожигова.

- В православный праздник Крещения освещают воду в церкви и проруби. Вода долго остаётся свежей, не портится.

- А в ваших семьях придерживаются ли таких обрядов?

- Кто из вас прошёл обряд крещения?

Предлагаемые ответы:

- Зачем приняли христианство и отказались от язычества?

- Когда было принято христианство?

- Чем христианство отличается от язычества?

- Кто и как крестил Русь?

- Что дало христианство людям?

Крещение.-

«Крещение таинственный обряд(таинство) принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к Церкви и наречение личного имени» (С.И.Ожигов).


УУД: планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

5. Решение задачи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

18 мин

(на работу в группах,

обсуждение и отчёты)

Раздаточный материал для работы в группах.










Слайды 3-7











Слайды 8-12



Слайды 13-17

Стендовый

материал



:

Раздаточный материал:



Пришло время разобраться, как проходило крещение Руси?

Предлагаю вам поработать в группах.

Распределяет вопросы по группам.

Приложение 2

1 группа: Каким был князь Владимир до его крещения?

(Текст 1).

2 группа: Зачем приняли христианство и отказались от язычества?

(Текст 2).

3 группа: Почему была выбрана христианская вера?

(Текст 3).

4 группа: Когда было принято христианство? Кто крестил Русь?

(Тест 4).

5 группа: Каким стал князь Владимир после крещения?

(текст 5).

Работа 2,3,4 групп идёт с опорой на текст.

Работа 1и 5 групп с использованием дополнительной литературы.

Организует представление результата групповой работы.

Группа зачитывает задание.

Ответ подтверждает текстом или информацией из справочной литературы.

- Начнём с того, что послушаем рассказ 1-й группы о том, каким был князь Владимир до крещения.

- Почему князь Владимир решил крестить Русь?

(при проверке на интерактивной доске выбрать из предложенного списка причины принятия христианства)

- Каким вера была выбрана Владимиром и почему?

-Как крестили Русь?

- Какие изменения произошли после крещения с князем Владимиром после его крещения Ваши выводы.

Составление опорного сигнала по изученной теме.

Дата

Событие

Имя

Место

- 988 год стал поворотным годом в истории нашей страны .Почему?

Мы можем это понять, если подумаем над тем, какое значение имело принятие христианства на Руси? Ответ на этот вопрос на ваших столах, но прозвучать он сможет, если вы поработаете в паре со своим соседом и восстановите рассыпанные фразы.

(На листочках начало фразы (для 1 варианта) и конец фразы (для 2 варианта)) Приложение3

Работа в парах.

Население всей Киевской Руси стало осознавать себя …….. единым народом.

Русь перестала быть …… варварской страной.

На тех местах, где стояли идолы богов …….строились церкви и школы.

Христианство принесло на Русь ……. письменность и грамотность.

Люди стали лучше относиться ……. друг к другу.

Принятие христианства способствовало ……

развитию культуры.

Работают с информацией( текст учебника и справочная литература)

Учащихся работают в группах.

1 группа: Каким был князь Владимир до его крещения?

2 группа: Зачем приняли христианство и отказались от язычества?

3 группа: Почему была выбрана христианская вера

4 группа: Когда было принято христианство? Кто крестил Русь?

(Тест 4).

5 группа: Каким стал князь Владимир после крещения?

(текст 5).


Отчёт 1 группы.

Отчёт 2 группы.

Отчёт 3 группы.

Отчёт 4 группы.

Отчёт 5 группы.

Слушают ответы, дополняют, корректируют информацию.

988 год

Крещение Руси.

Князь Владимир.

Киев.


Каждую фразу объясняют:

Русь стал населять единый русский народ, а не отдельные племена славян.

Запрещены жертвоприношения, исчезла кровавая месть, люди стали помогать друг другу.

Это укрепило духовность народа и вело его по пути просвещения.

И постепенно Русь придёт к тому, что станет одной из самых образованных стран Европы.

Христианство проповедует нравственные заповеди: «Не убий», «Не укради»,….,которые не потеряли своей значимости и сейчас.

УУД: поиск и выделение необходимой информации.

УУД: инициативное сотрудничество в поиск и сборе информации.


Отработка навыков межличностного взаимодействия.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он умеет.

3 мин


Раздаточный материал для выполнения теста.

Проводит тестирование по изучено теме.

Давайте повторим основные этапы крещения Руси.

Выполним тест. Приложение4

Оцените себя. Как вы думаете, на каком уровне усвоил сегодняшний материал?

При каком князе произошло крещение?

А. Рюрик.

Б. Ярослав

В. Владимир.

Г.Олег.

В каком году было принято крещение?

А. 800

Б. 988

В. 1147

Г. 1380

Как называется город , где прошло первое крещение русского народа?

А. Новгород

Б. Владимир

В. Чернигов

Г. Киев

Кто из этих князей первым принял крещение?

А. Ольга

Б. Игорь

В. Святослав

Г. Владимир

- У кого самооценка совпала с эталоном?

Выполняют тест.





Проверяют.

Ответы: Б,В,Г,А.













7.Рефексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и своего класса.

1 мин








Стендовый материал.

Организует беседу:

- Что особенно поразило вас в истории крещения Руси?

- О чём урок вас заставил задуматься

Оценка деятельности учащихся.

- Продолжите фразы:

- Сегодня на уроке я узнал….

- Мне было особенно интересно…..



8. Домашнее задание.

1 мин



С. 90-91, подготовить сообщение о крещении Руси.





























Приложение 1.


«Верования славян»

Допиши определение божества

Перун - бог ………(молнии)……………

Даждьбог - бог……(дождя)……………….

Стрибог - бог……(ветра)………………

Сварог - бог…(огня)………

Вельс - бог …(скотоводства, торговли)……….






























Приложение 2

Текст 1

Князь Владимир.

От природы мудрый, предприимчивый, отважный, воинственный, великий князь Владимир был внуком княгини Ольги и сыном князя Святослава Игоревича.

Когда Святослав разделил свои земли между своими сыновьями, Владимир получил в управление Новгород. После гибели Святослава между братьями началась вражда. Чтобы взойти на престол в Киеве, Владимир убил своего брата Ярополка.

К началу своего правления в Киеве князь Владимир был настолько убеждённым язычником, что сразу же, как только стал князем Киевским, установил на холме около своего дворца истукан Перуна с серебряной головой и золотыми усами и изображения других языческих богов, перед которыми совершались языческие обряды и даже человеческие жертвоприношения.

Человеком он был жестоким и грубым, с буйным нравом, принимал участие в человеческих жертвоприношениях.

Князь Владимир был замечательным полководцем. Он воевал не меньше, чем его отец Святослав. Только за первые 7 лет княжения Владимир

Совершил 10 больших походов и возвратил Руси все утраченные ранее земли и укрепил границы государства.


Текст 2

Несмотря на свои огромные размеры, Киевская Русь не признавалась соседним странам великим государствам, потому что она была языческой(народы соседних с Киевской Русью стран не были язычниками, а являлись православными или католическими христианами, мусульманами или иудеями). И так первая причина, по которой князь Владимир решил крестить Русь: Он хотел, чтобы Русь была признана другими государствами.

Князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов. Как-то раз в июле не выпало ни капли дождя, посевы начали засыхать; люди принесли в жертву языческим богам много юношей и девушек; дождя по прежнему не было, посевы погибли, наступил страшный голод.

Владимир решил крестить Русь: языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им в жертву юношей и девушек. Древние славяне переставали верить в языческих богов.

У русских людей не было единой веры. Это мешало государству быть сильным и отражать неприятельские набеги.

Единой веры у племён на Руси не было, поэтому уважения и дружбы в отношении с соседями тоже не было. Это приводило к вражде между племенами. Поэтому было необходимо объединить славянские племена.











Текст 3

Отправил князь Владимир своих послов в разные страны посмотреть, какую религию выбрать, какая лучше? Когда послы возвратились в Киев, то рассказали князю, что больше всего им понравилось в Византии. Православная служба потрясла русских послов. Там им было так хорошо, так было красиво, что никакой другой веры они и не хотят. Христианство учит человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, помогать бедным и несчастным.

Владимир ещё раз созвал бояр посоветоваться. Они сказали: «Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы её твоя бабка мудрая Ольга».

Послушался Владимир свою дружину, решил стать христианином, принять крещение в городе Корсунь(Херсонес). Для этого немедленно отправился в Византию.

Незадолго до крещения князь сильно заболел и ослеп. Греческая царевна Анна посоветовала ему поскорее креститься.

- Я готов.- ответил князь.

Владимира ввели в церковь и греческие священники крестили его. Внезапно глаза Владимира увидели свет, и он воскликнул: « Теперь я узнал Истинного Бога!»

Поражённые чудным исцелением князя, дружинники Владимира тоже крестились.

Текст 4

Приняв крещение, князь Владимир поспешил со своей женой, княгиней Анной, на Родину, чтобы принести своему народу веру в Единого Бога.

Сначала он дал указ своей дружине уничтожить всех идолов. Их рубили, сжигали, топили в реках. Но люди противились этому, цепляясь за идолов, ведь не так просто было отказаться от привычной веры.

Сначала священники ходили по Киеву и крестили народ. Желающих было много, но были и такие, кто не решался креститься. Чтобы прекратить это, великий князь послал оповестить по всему Киеву, чтобы назавтра все некрещеные шли к реке , а кто не придёт, то будет врагом князю. Владимир вышел к Днепру. Народу было великое множество: кто вошёл в воду по шею, кто по грудь, младенцы были на руках, дети возле берега, те киевляне. Которые уже были крещены. Стали теперь крёстными отцами, а священники на берегу читали молитвы. Так и крестились киевляне в христианскую веру. Было это в 988 году.

Понадобилось 100 лет для того, чтобы новая религия укрепилась на Руси.


Текст 5

Удивительные перемены произошли с князем Владимиром после крещения. Он не хотел больше воевать, потому что боялся причинить зло, и за оружие брался только для защиты Отечества. Узнав, что Бог учит помогать бедным, Владимир велел на княжеском дворе устраивать по праздникам угощения для всего народа, а для больных развозить еду по домам на телегах.

Князь искренне и глубоко принял христианское учение, он старался быть достойным христианином и мудрым правителем христианского государства. Он понимал, что необходимо охранять границы государства, поэтому было построено много городов-крепостей.

На Руси стали учить детей грамоте, открывать училища.

Люди полюбили князя за доброту, отзывчивость и ласково называли его Владимир Красное солнышко. Православная церковь за Крещение Руси причислила князя Владимира к лику святых.



Приложение 3.

Население всей Киевской Руси стало осознавать себя …….. единым народом.

Русь перестала быть …… варварской страной.

На тех местах, где стояли идолы богов …….строились церкви и школы.

Христианство принесло на Русь ……. письменность и грамотность.

Люди стали лучше относиться ……. друг к другу.

Принятие христианства способствовало ……

развитию культуры.

Приложение 4.


При каком князе произошло крещение?

А. Рюрик.

Б. Ярослав

В. Владимир.

Г.Олег.

В каком году было принято крещение?

А. 800

Б. 988

В. 1147

Г. 1380

Как называется город , где прошло первое крещение русского народа?

А. Новгород

Б. Владимир

В. Чернигов

Г. Киев

Кто из этих князей первым принял крещение?

А. Ольга

Б. Игорь

В. Святослав

Г. Владимир


Ответы: Б,В,Г,А.


© 2010-2022