Конспект урока окружающего мира для 3 класса обобщение по теме Разнообразие животных и растений. Царство грибов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир З класс.


УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова,

«Мир вокруг нас» 3 класс, издательство «Просвещение» 2012 г.

Н.Б. Тавруева, учитель начальных классов,

Городская средняя общеобразовательная школа,

г. Калязин, Тверская область.
ТЕМА: Обобщение по теме «Разнообразие животных и растений. Царство грибов». СЛАЙД
Задачи деятельности учителя:

  • создать благоприятные условия для обобщения и расширения знаний по теме урока;
  • способствовать развитию умения анализировать и обобщать, делать выводы с учётом индивидуальных особенностей детей;

Планируемые результаты обучения: ПРЕДМЕТНЫЕ:
  • научатся систематизировать знания по теме урока;
  • научаться анализировать и делать выводы по определённым вопросам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (критерии сформированности универсальных учебных действий). Предметные:
  • обобщить знания детей по теме «Разнообразие растений и животных. Царство грибов»;
  • расширить и углубить природоведческие знания.
Регулятивные:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выделять и формулировать, то что усвоено и что нужно усвоить;
  • регулировать своё эмоциональное состояние;
  • развивать умение взаимопроверки и проверки по эталону;
  • развивать умение собственной самооценки своей деятельности.
Коммуникативные:
  • проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
  • признавать различные позиции во взаимодействии.
Личностные:
  • проявлять положительные действия к учебной деятельности на основе занимательного содержания урока;
  • проявлять готовность к саморазвитию;
  • формировать ценностное отношение к природному миру;
  • следовать нормам здоровьесберегающего поведения.


Ход урока.

  1. Организационный момент. СЛАЙД

«На свете нет ничего лучше путешествий!»- так воскликнул знаменитый французский писатель Жюль Верн. Ребята! Мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу. Наивысшая ступень классификации всего живого называется Царство. В древности знали два Царства - Царство растений и Царство животных. Современные биологи делят природу на четыре Царства: Царство растений и животных, Царство грибов, Царство простейших - бактерий и микробов. Мы посетим Царство растений, Царство животных, Царство грибов.
  1. Постановка целей и задач.
- Как вы думаете, какова цель нашего путешествия? (ответы детей.)
- Вы совершенно правы! - Какие задачи нашего путешествия? СЛАЙД (ответы детей) - обобщить знания о разнообразии животных и растений, грибов; - расширить природоведческие знания; - развивать память, внимание, мышление.
3. Актуализация знаний учащихся.
В каждом общем деле есть девиз.
Девиз нашего путешествия: «Любить и охранять природу!» СЛАЙД
- Какие правила поведения мы должны соблюдать в природе? (ответы детей) Из всего сказанного нами можно сформулировать следующие правила.
Правила поведения в природе. СЛАЙД
- На лоне природы веди себя тихо и незаметно. - В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев. - Никому не мешай в лесу, не ломай веток, не тревожь зверей и птичек. - Радуйся красоте природы, не вреди ей! - Учись понимать природу, будь ее другом и защитником. - Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-то полезное. - Запоминай, а потом нарисуй все интересное.
Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте дадим клятву: СЛАЙД «Нор звериных, птичьего гнезда, Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам, Хорошо живется с нами рядом».
- На партах у вас находится дневник наблюдений, который имеется у каждого путешественника. В него вы будете вносить записи по ходу нашего путешествия. Отметьте в нем ваше настроение в данный момент. К путешествию мы готовы! Помогать в нем будет цветик-семицветик. ( на доске )
Лети-лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, (отрывается лепесток) Быть, по-моему,вели… Отправь нас в Царство животных.
  1. Обобщение и систематизация знаний.

Разнообразие животных. СЛАЙД -Как называется наука, которая занимается изучением животных? (ЗООЛОГИЯ) Я загадок много знаю! Кто загадки отгадает?
В лесу у пня Суета, беготня: Народ рабочий Весь день хлопочет. (муравей) СЛАЙД - У нас на уроке присутствуют зоологи- консультанты. Они нам поведают об интересных фактах из жизни животных. СООБЩЕНИЕ О МУРАВЬЯХ. -К какой группе животных мы отнесем муравья?
Кто без рук дом строить умеет? (птицы) СЛАЙД СООБЩЕНИЕ «Птичье молоко-правда или выдумка?»
- К какой группе животных мы отнесем голубя? - Какие группы животных вы можете еще назвать? - Как приспособлены животные к добыванию пищи? -Как приспособлены животные к защите от врагов? -На какие группы можно разделить животных по их питанию?
Питание животных. СЛАЙД
растительноядные ящерица, ласточка насекомоядные лось, заяц, лесная мышь хищные ворона, кабан всеядные сова, лиса, рысь
Самопроверка ( слайд)
Игра: «Кто как развивается?» ( Какие слова пропущены?) СЛАЙД
1) Яйцо-…- взрослая птица. 2) Икринка-…- взрослая лягушка. 3) …- малек- взрослая рыба. 4) Яйцо-…- личинка-…- бабочка.
Самопроверка со слайдом.
Прежде чем отправиться дальше, нам нужно объяснить крылатые выражения.
СЛАЙД ГАДКИЙ УТЕНОК - применяется к человеку, несправедливо оцененному ниже своих достоинств. ЖЕЛТОРОТЫЙ ПТЕНЕЦ - очень молодой, неопытный человек. НА УХО МЕДВЕДЬ НАСТУПИЛ - человек лишен музыкального слуха.
На опушке посидели Все вокруг мы посмотрели, Отправляемся вперед- Нас дорога вдаль зовет.
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно глубоко. (ходьба на месте)


Вдруг мы видим: из куста Выпал птенчик из гнезда. (наклон вперед.)
Тихо птенчика берем И назад его кладем, (выпрямиться, поднять руки вверх)

Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрили На носочках побежим (бег на носочках)
Продолжаем путешествие…
Лети- лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, (отрывается лепесток) Быть, по-моему, вели… отправь нас в Царство растений.
На полянку мы выходим Много ягод мы находим. Земляника так видна! Мы едим ее с куста.
Мы в Царстве растений.
Разнообразие растений.
- Как называется наука, которая изучает растения? (БОТАНИКА) СЛАЙД
- Посмотрите, висит объявление! Давайте прочитаем его. СЛАЙД
Не тронь меня на поле. Я только день живу. Дай наглядеться вволю На солнце и траву.
- Что хотел нам сказать этим плакатом цветок? Объясните. Многие растения находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу. Мы их должны беречь, охранять, ведь они украшают нашу планету. Недаром говорят, что растения - одежда нашей Земли.
Растения хотят нам поведать о том, почему они так называются. СЛАЙД


РЯБИНА - от нее в глазах даже рябит. Гроздья среди разных листьев ярко, пестро рябят. СМОРОДИНА - от слова смрад, значит запах.

Заполните ваши дневники наблюдений. СЛАЙД
1) подпиши части растений. (взаимопроверка)
2) пронумеруй рисунки. (самопроверка со слайдом)
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО. Знаете ли вы, что кочан капусты - это самая обыкновенная почка? Точно такая же, какие бывают на наших деревьях весной. Так вот капустный кочан и есть самая обыкновенная крупная почка. Был выращен кочан весом 43 кг 525 г . хватит насолить капусты на зиму для всей семьи! - Ребята, как вы думаете, а для чего необходимо человеку употреблять в пищу фрукты и овощи? (в них много витаминов) - А зачем необходимы человеку витамины? Капуста- главный овощ на нашей грядке, а витамины содержащиеся в капусте способны поддерживать и защищать от многих недугов круглый год. - Ребята, больше кушайте фруктов и овощей и будете здоровы!
Ребята, среди растений очень много лекарственных. Среди вас есть опытные врачи, которые могут помочь поправить здоровье.
Я вам предлагаю поиграть в больницу. - У меня болит сердце, чем его лечить СЛАЙД

УЧЕНИК: Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется, его задень,- Он тихо зазвенит. И этот звон Услышит луг, И птицы, и цветы вокруг. Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение.
- Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения помогут мне вылечиться?
УЧЕНИК: Это растение - лекарственная ромашка. И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.
- Какое растение поможет излечиться от болезни желудка?
УЧЕНИК: Вам поможет тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки. Посчитай-ка долек сколько? 8,10, 20, 30… Тут легко со счета сбиться. У кого желанье есть Дольки снова перечесть? Препараты его принимаются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечениях.
- Спасибо, ребята, за добрые советы.
Все свои сокровища отдает природа человеку и за все это просит одного - беречь ее. Давайте же и мы будем беречь нашего зеленого друга.
А мы отправляемся путешествовать дальше. Лети- лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, ( отрывается лепесток ) Быть по-моему вели….Отправь нас в Царство грибов.
Царство грибов.
А какие вы грибники? - Какие растут грибы под березами? (подберезовик ) Разберите это слово по составу. - От какого слова образовалось слово подберезовик? - При помощи каких частей слова оно образовалось?
-Какие растут грибы под осинами? ( подосиновик ) Разберите слово по составу. - От какого слова образовалось слово подосиновик? - При помощи каких частей слова оно образовалось? -Какие еще можете назвать грибы, названия которых связаны с местом их произрастания ( опята, поддубовик.)
- Какими грибами лечатся лоси?
Назовите съедобные грибы. (называют девочки) СЛАЙД Назовите несъедобные грибы. (называют мальчики)
- Молодцы, вы хорошо знаете грибы. - Посмотрите, здесь тоже объявление! Прочтем его. СЛАЙД
Варите, солите и жарьте грибы, Только грибницу не трогайте вы! Она словно нить глубоко под землей, Испортишь ее - и не будет другой.
Ребята, это касается нас. - Какие правила сбора грибов вы знаете? (ответы детей)
Грибы получают по грибнице питание от деревьев, пней. В свою очередь, она снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
- Ребята, при сборе грибов, будьте внимательнее при сборе грибов. Незнакомый гриб лучше не брать. Отравление грибами очень опасно для здоровья детей.

В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО. Некоторые лесные грибы ведут себя как прожорливые хищники, незаметно распространяясь на лесной подстилке. Один из них - опенок. Грибница может занимать площадь до 17 ГА или 170 000 кв. м.!
Пришла пора вернуться домой. Мы с вами культурные люди. Мы должны попрощаться с лесом. СЛАЙД
До свиданья, лес! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем. Добрый лес, Могучий лес, Полный сказок и чудес!
Лети- лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, ( отрывается лепесток ) Быть, по-моему вели… Отправь нас в класс.
  1. Контроль усвоенных знаний.

Каждое путешествие заканчивается отчетом. Я вам предлагаю выполнить тесты, которые покажут насколько внимательными и наблюдательными путешественниками вы были. (ребята выполняют тест)
СЛАЙД Ключ к тесту «Разнообразие животных.» 1(б); 2(а); 3(а); 4(а); 5(а) Ключ к тесту «Разнообразие растений.» 1(а); 2(б); 3(б); 4(в); 5(в)
Самопроверка теста со слайдом (ребенок сам выставляет оценку) Мы совершили удивительное виртуальное путешествие в природу. Я очень довольна вашей работой. Ребята, я вам рекомендую совершить экскурсию в природу в реальности, где вы не только понаблюдаете за растениями или животными, но и подышите свежим воздухом, получите заряд хорошего настроения. Всё это благоприятно повлияет на ваше здоровье. В подарок вам памятка «Правила поведения в природе».
Оценка учащихся
  1. Рефлексия.

Отметьте ваше настроение.
  1. Домашнее задание.

Отгадать кроссворд «Грибы», по желанию составить викторину или кроссворд по теме «Животные», «Растения»




















Приложение №1 Сообщение «Дом- муравейник.»
Каждый видел муравейник. А как его построили? Притащили мелкие веточки, кусочки коры, хвои. Сложили, укрепили землей, смоченной слюной. Сверху покрыли мелкими, гладкими хвоинками, которые аккуратно уложили одну к другой. Поэтому самый сильный ливень не страшен. И ветер ничего не может сделать с муравейником - хвоинки лежат плотно. А чтобы они лучше проветривались и не гнили, муравьи «придумали» одну хитрость. Каждые 4 дня они снимают верхний слой хвоинок с крыши муравейника и уносят его внутрь. А на верху следующий слой хвоинок. И его через 4 дня снимут и так постоянно муравьи все время перебирают крышу.




Сообщение «Птичье молоко - правда или выдумка?»
Ни у одной птицы на земле нет молочных желез, которые вырабатывают молоко. Но птичье молоко все же есть. Птичьим молоком кормят своих птенцов обыкновенные голуби. Незадолго до появления птенцов в зобу у голубей - родителей начинает вырабатываться белая полужидкая масса, которую называют зобным, или птичьим, молоком. Целых 18 дней кормят голуби своих птенцов птичьим молоком. Жирность и питательность гораздо выше коровьего.























Приложение №2.

«Разнообразие животных»

1. Как называется наука о животных?

а) ботаника

б) зоология

в) астрономия.

2. Назови животное, которое относится к рыбам:

а) акула

б) бегемот

в) крокодил.

3. Кто рождает живых детенышей и выкармливает их молоком:

а) звери

б) птицы

в) рыбы.

4. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

а) весной

б) осенью

в) зимой

5. Какие животные занесены в Красную книгу?

а) тигр, морж, фламинго, орел-беркут

б) корова, лошадь, гусь, петух

в) лось, лиса, волк.

Тест « Разнообразие растений»

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника

б) зоология

в) астрономия.

2. Назови хвойные растения.

а) яблоня

б) сосна

в) одуванчик.

3. Растения, которые применяются в медицине называют:

а) красивые

б) лекарственные

в) высокие.

4. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?

а) в парках

б) в скверах

в) в ботанических садах.

5. Что растения получают из почвы:

а) перегной

б) остатки растений и животных

в) воздух, воду, минеральные соли.

















© 2010-2022