- Преподавателю
- Начальные классы
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курманалина Ш.Х. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
Курманалина Ш.Х.
д.п.н., директор педагогический колледж им.Ж.Досмухамедова
Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования. Анализ состояния системы среднего общего образования показывает, система образования продолжает развиваться в условиях устаревшей методологической базы. Содержание образования не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества, к новым ценностям, таким как духовность, социальная мобильность, большая практическая направленность, большая предприимчивость.
Новый качественный уровень школьного образования обеспечивается созданием образовательной системы ориентированной на достижение ожидаемых результатов, открытость и интерактивность, в которой регулируются ожидаемые результаты для каждого уровня школьного образования. Увеличение сроков общего среднего образования до 12 лет, не единственная актуальная цель, позволяющая вывести образование на качественно новый уровень, оно находится в функциональной связи с изменениями структуры, содержания, технологий, целей и смысла образования. При переходе на новые стандарты в условиях 12-летней школы надо учитывать интересы учащихся, родителей, учителей, школы, требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования и государства. Социальный заказ на образование - складывается из следующих основных компонентов:
- государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь Государственным образовательным стандартом);
- потребности учащихся (ожидаемые результаты в виде ключевых компетенций);
- ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования и т.п.);
- профессионально-педагогические потребности учителей (готовность учителя, ожидаемые результаты в виде профессиональных компетенций);
-
требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются при заключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа успешности сдачи выпускниками школы вступительных экзаменов в вузы и т.д.
-
создание в школах здоровьесберегающей, информационно-обучающей среды.
- понимать друг друга;
- служить основой для развития возможностей каждого человека, его самовыражения и самореализации;
12-летней школы - это изменение отношений к личности ученика, т.е. личностно ориентированное образование, поддержка и развитие природных сил и задатков ребенка, особенно его здоровья и индивидуальных способностей, оказание помощи в становлении его самобытности, творческой самореализации. Изучение социального заказа на образование, показало в центре 12-летнего школьного образования должно быть признание ребенка субъектом развития, способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей обучения. Изменение позиции педагога, родителей, школы, а также нормативных и учебно-методических средств организации учебно-воспитательного процесса по отношению к деятельности ученика требует развития приоритета продуктивного компонента образования, создания условия для индивидуального развития и саморазвития. При этом ученик, как - личность должен иметь свой темп продвижения для создания собственной индивидуальной траектории, ставить образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения. Образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием, а главная миссия школы - создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, здоровьесберегающей, информационно-обучающей среды. Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы требует нового методологического подхода к организации системы образования, в котором главный акцент делается на качество, переход от знаниецентристского к «компетентностному» подходу, ориентированному на результат. Компетентностный подход - связан с подготовкой к будущим изменениям при переходе на новые стандарты в условиях 12-летней школы. Что изменится в этой ситуации в деятельности ученика и учителя? Чему надо научить? Определений сейчас много, в ходе обсуждения проблемы компетентностного подхода складывается следующее понятие компетентности. Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределенности. Компетентностный подход - это подход к:
-
определению целей;
-
отбору содержания;
-
организации образовательного процесса;
-
выбору образовательных технологий;
-
оценке результатов.
- опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний;
- опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;
- опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
- опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (В.В.Краевский), которые позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять творческие действия в разных ситуациях.
- владение способами изучения окружающего мира, умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
- способность использовать разные источники знаний, определенные умения, овладение языком различных предметов;
- умение ориентироваться в мире духовных;
- владение способами объяснять явления действительности, грамотное общение (чтение текста задачи разного типа, выделение главной его мысли, умения, связанные с построением диалогических и монологических высказываний);
- умение планировать, определять последовательность действий, контролировать и оценивать свою деятельность, стремление добиться оптимальных результатов обучения, применять знания в нестандартных ситуациях;
- владение способами учебного сотрудничества, договариваться, распределять работу, получать общий результат, уметь организовать собственное образование и траекторию развития.
- владение способами информационной грамотности, умение работать с информацией разного типа, находить нужную информацию, работать на компьютере, применение ИКТ, оценивать свои действия, самостоятельно добывать знания.
- владение способами анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
- владение навыками самостоятельной защиты себя от стрессов, обид, оскорблений, с помощью психологических средств, установление эмоционально-ценностных отношений.
12 - летнего Среднего Общего Образования Республики Казахстан учтены данные методологические ориентиры. При описании начальной ступени общего образования предполагается раскрытие следующих элементов: общая характеристика данной ступени общего образования, цели образования на данной ступени, общепредметное содержание образования, базовое содержание образования по образовательным областям. Общепредметное содержание проходит сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая всякий раз конкретное преломление, где учебные предметы объединяются в единое, целостное содержание. Элементы общепредметного содержания определяют системообразующую основу общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей. Новый стандарт нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения, воплощает идею личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного образования, предусматривает существенное обновление содержания за счет усиление объёма обучения детей способам познания реальных объектов, интеграции предметных областей знаний.
Литература
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И.Ушакова. М" 1935.
- Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2003.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
-
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.. 2002.
-
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
-
Корнетов Г.Б. Парадигмально-педагогические основания разработки общей стратегии воспитания. // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.с.104.
-
Новиков А.М. Методология образования. - М.: «Эгвес», 2002. с.51-53.
-
Дмитриенко Н.А. Обучение общению как фактор личностно-профессионального роста студентов при изучении иностранного языка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Науч. рук. С.В. Кульневич. - Ростов н/Д, 2003. - с. 24.
-
Ахтырский С.П. Личностно-ценностный потенциал содержания как основа проектирования регионального компонента педагогического образования. Автореф. дисс... канд. пед. наук. Науч. рук. С.В. Кульневич. - Ростов н/Д, 2003. - 24с.
- Курманалина Ш.Х. Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования / Монография.- Алматы: «Алем», 2002. - 316 с.
- Курманалина Ш.Х. Электронно-методическая система / /Наука образования: Сб. науч. ст. вып. 20. - Омск: ОмГПУ, 2002. - с. 48-56
- Курманалина Ш.Х. Государственные стандарты среднего профессионального образования по специальности: «преподавание в начальных классах» - Алматы, 2002. - с.56
- Курманалина Ш.Х. Государственные общеобразовательные стандарты среднего профессионального образования - гарантия качества подготовки кадров, требование времени // Материалы международной конференции «Профессиональное и техническое образование в ХХІ веке», посвященной 10-летию независимости Республики Казахстан. - Астана, 2001. - с. 114-117.
5