МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ

Курманалина Ш.Х.

д.п.н., директор педагогический колледж им.Ж.Досмухамедова


Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования. Анализ состояния системы среднего общего образования показывает, система образования продолжает развиваться в условиях устаревшей методологической базы. Содержание образования не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества, к новым ценностям, таким как духовность, социальная мобильность, большая практическая направленность, большая предприимчивость.

Новый качественный уровень школьного образования обеспечивается созданием образовательной системы ориентированной на достижение ожидаемых результатов, открытость и интерактивность, в которой регулируются ожидаемые результаты для каждого уровня школьного образования. Увеличение сроков общего среднего образования до 12 лет, не единственная актуальная цель, позволяющая вывести образование на качественно новый уровень, оно находится в функциональной связи с изменениями структуры, содержания, технологий, целей и смысла образования. При переходе на новые стандарты в условиях 12-летней школы надо учитывать интересы учащихся, родителей, учителей, школы, требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования и государства. Социальный заказ на образование - складывается из следующих основных компонентов:

  • государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь Государст­венным образовательным стандартом);
  • потребности учащихся (ожидаемые результаты в виде ключевых компетенций);
  • ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, микросо­циологических исследований, анкетирования и т.п.);
  • профессионально-педагогические потребности учите­лей (готовность учителя, ожидаемые результаты в виде профессиональных компетенций);
  • требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются при за­ключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа успешности сдачи выпускниками школы вступи­тельных экзаменов в вузы и т.д.

  • создание в школах здоровьесберегающей, информационно-обучающей среды.

Рассмотрим сначала - что такое общее образование? Ведь общее образование - это базис, на котором строится в дальнейшем профессиональное образование. В новом обществе людям необходим тот базис, который позволит:
  • понимать друг друга;
  • служить основой для развития возможностей каждого человека, его самовыражения и самореализации;
Начальная школа - основа всего дальнейшего образования, должна внести свой вклад в будущее профильное образование. Вклад начальной школы в решение этой важной проблемы заключается в усилении фундаментальности знаний и умений, которые должны быть сформированы у младших школьников. Рассмотрим наиболее значимые методологические ориентиры проектирования начального образования 12-летней школы. Первым и главным направлением изменения проектирования начального образования
12-летней школы - это изменение отношений к личности ученика, т.е. личностно ориентированное образование, поддержка и развитие природных сил и задатков ребенка, особенно его здоровья и индивидуальных способностей, оказание помощи в становлении его самобытности, творческой самореализации. Изучение социаль­ного заказа на образование, показало в центре 12-летнего школьного образования должно быть признание ребенка субъектом развития, способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей обучения. Изменение позиции педагога, родителей, школы, а также нормативных и учебно-методических средств организации учебно-воспитательного процесса по отношению к деятельности ученика требует развития приоритета продуктивного компонента образования, создания условия для индивидуального развития и саморазвития. При этом ученик, как - личность должен иметь свой темп продвижения для создания собственной индивидуальной траектории, ставить образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения. Образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием, а главная миссия школы - создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, здоровьесберегающей, информационно-обучающей среды. Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы требует нового методологического подхода к организации системы образования, в котором главный акцент делается на качество, переход от знаниецентристского к «компетентностному» подходу, ориентированному на результат. Компетентностный подход - связан с подготовкой к будущим изменениям при переходе на новые стандарты в условиях 12-летней школы. Что изменится в этой ситуации в деятельности ученика и учителя? Чему надо научить? Определений сейчас много, в ходе обсуждения проблемы компетентностного подхода складывается следующее понятие компетентности. Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределенности. Компетентностный подход - это подход к:
  • определению целей;

  • отбору содержания;

  • организации образовательного процесса;

  • выбору образовательных технологий;

  • оценке результатов.

Компетентностный подход требует определения цели через ожидаемые результаты с учетом новых возможностей обучаемого, поэтому в проекте стандарта мы использовали следующий вариант цели общего образования, которые относятся ко всем ступеням школьного образования. Первая цель - научить учиться. То есть, создать условия, главный результат - способность учиться. За этим стоит мотивация, за этим стоит способность использовать разные источники знаний, определенные умения, овладение языком различных предметов. Второе - научить объяснять явления действительности. Не просто знать, уметь объяснять Третья цель - уметь ориентироваться в мире духовных ценностей. Следующая цель, которая стоит в проекте стандартов - формирование ключевых навыков, ключевых компетенций, универсальных способов деятельности, применимых в различных ситуациях. На основе целей общего образования разработан общепредметный образовательный минимум. Планируется освоение:
  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний;
  • опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;
  • опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций (В.В.Краевский), которые позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять творческие действия в разных ситуациях.
Знать - еще не значит уметь. Усвоение способов деятельности - особая об­ласть учебной деятельности. Способы деятель­ности, усваиваемые учащимися, становятся их навыками и умениями. Навыком является опера­ция, способ выполнения которой доведен до авто­матизма, т. е. почти не контролируется сознанием. Умение - способ действия, который состоит из упорядоченного ряда операций, до степени готовности применять в разных ситуациях. Составить конспект - это умение. Но чтение тек­ста, написание букв и слов, расстановка знаков препинания и разделение на абзацы - все это навыки, не имеющие собственной цели и служащие цели всего действия - конспектирования. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Понятие компетентности является более широким, чем знания или умения. Компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, владение способами деятельности, стремление к духовной ценности, интересы и направленность, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации. Вполне очевидно, что основу всякой компетентности составляют знания, которые способны применяться в различных ситуациях. Следовательно, что знания - основа компетентности, а совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, способность действовать. Следующая немаловажная проблема, с которой столкнулись разработчики стандартов - определение иерархии и состава компетенций. На основе определения цели через ожидаемые результаты с учетом новых возможностей обучаемого определены следующие ключевые компетенции начального образования:
  • владение способами изучения окружающего мира, умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
  • способность использовать разные источники знаний, определенные умения, овладение языком различных предметов;
  • умение ориентироваться в мире духовных;
  • владение способами объяснять явления действительности, грамотное общение (чтение текста задачи разного типа, выделение главной его мысли, умения, связанные с построением диалогических и монологических высказываний);
  • умение планировать, определять последовательность действий, контролировать и оценивать свою деятельность, стремление добиться оптимальных результатов обучения, применять знания в нестандартных ситуациях;
  • владение способами учебного сотрудничества, договариваться, распределять работу, получать общий результат, уметь организовать собственное образование и траекторию развития.
  • владение способами информационной грамотности, умение работать с информацией разного типа, находить нужную информацию, работать на компьютере, применение ИКТ, оценивать свои действия, самостоятельно добывать знания.
  • владение способами анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
  • владение навыками самостоятельной защиты себя от стрессов, обид, оскорблений, с помощью психологических средств, установление эмоционально-ценностных отношений.
Помимо ключевых, выделены общие для образовательных областей, здоровьесберегающая и природоохранная компетенции и предметные компетенции, формируемые в рамках конкретного предмета. Задача реализации компетентностного подхода сведена к решению проблемы: как сделать, чтобы каждый участник образовательного процесса мог бы ответить на вопрос, чему научился ребенок. Чему научился в рамках предмета, в рамках класса, ступени образования Последняя, шестая проблема, состоит в необходимости разработки нового содержания с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода. Нам всем известно традиционный подход к отбору содержания. И в связи с этим возник вопрос: "А что можно считать главным показателем соответствия содержания учебного предмета базовой науке, в каких познавательных единицах должно быть описано содержание?" Усиление продуктивности образования связано с проблемой соотношения в учебном процессе изучения реальной действительности и изучения готовых знаний о ней. Работа учеников с объектами реального мира незначительна по объёму и содержанию, поэтому в 12-летней школе предполагается усиление в содержании образования объёма реальных, обучение детей способам познания реальных объектов и конструированию добываемых знаний. Изучение реальности, выполнить наблюдение, провести опыт, создать простейший продукт деятельности подменяется изучением информации о ней или рассмотрением картинки в учебнике. В результате у выпускников не формируются способы деятельности и компетенции. В содержание начального образования мы пытались внести перечень реальных объектов, подлежащих изучению, по образовательным областям (природные объекты, объекты культуры, социальные объекты, технические устройства и.т.д.). При разработке проекта нового Государственного Общеобязательного Стандарта
12 - летнего Среднего Общего Образования Республики Казахстан
учтены данные методологические ориентиры. При описании начальной ступени общего образования предполагается раскрытие следующих элементов: общая характеристика данной ступени общего образования, цели образования на данной ступени, общепредметное содержание образования, базовое содержание образования по образовательным областям. Общепредметное содержание проходит сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая всякий раз конкретное преломление, где учебные предметы объединяются в единое, целостное содержание. Элементы общепредметного содержания определяют системообразующую основу общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей. Новый стандарт нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения, воплощает идею личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного образования, предусматривает существенное обновление содержания за счет усиление объёма обучения детей способам познания реальных объектов, интеграции предметных областей знаний.

Литература


  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И.Ушакова. М" 1935.
  2. Молчанов С.Г. Профессиональная компе­тентность в системе повышения квалифика­ции // Интеграция методической (научно-мето­дической) работы и системы повышения ква­лификации кадров. Челябинск, 2003.
  3. Кузьмина Н. В. Профессионализм лично­сти преподавателя и мастера производственно­го обучения. М., 1990.
  4. Равен Дж. Компетентность в современ­ном обществе: выявление, развитие и реали­зация: Пер. с англ. М.. 2002.

  5. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

  6. Корнетов Г.Б. Парадигмально-педагогические основания разработки общей стратегии воспитания. // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.с.104.

  7. Новиков А.М. Методология образования. - М.: «Эгвес», 2002. с.51-53.

  8. Дмитриенко Н.А. Обучение общению как фактор личностно-профессионального роста студентов при изучении иностранного языка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Науч. рук. С.В. Кульневич. - Ростов н/Д, 2003. - с. 24.

  9. Ахтырский С.П. Личностно-ценностный потенциал содержания как основа проектирования регионального компонента педагогического образования. Автореф. дисс... канд. пед. наук. Науч. рук. С.В. Кульневич. - Ростов н/Д, 2003. - 24с.

  10. Курманалина Ш.Х. Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования / Монография.- Алматы: «Алем», 2002. - 316 с.
  11. Курманалина Ш.Х. Электронно-методическая система / /Наука образования: Сб. науч. ст. вып. 20. - Омск: ОмГПУ, 2002. - с. 48-56
  12. Курманалина Ш.Х. Государственные стандарты среднего профессионального образования по специальности: «преподавание в начальных классах» - Алматы, 2002. - с.56
  13. Курманалина Ш.Х. Государственные общеобразовательные стандарты среднего профессионального образования - гарантия качества подготовки кадров, требование времени // Материалы международной конференции «Профессиональное и техническое образование в ХХІ веке», посвященной 10-летию независимости Республики Казахстан. - Астана, 2001. - с. 114-117.

5

© 2010-2022