- Преподавателю
- Начальные классы
- Мероприятие по окружающему миру Каменная соль
Мероприятие по окружающему миру Каменная соль
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Буйских Е.Н. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Внеклассное занятие по окружающему миру «Каменная соль». (2 - 4 класс)
Цели: 1) Познакомить детей со свойствами каменной соли.
2) Развивать кругозор учащегося.
3) Воспитывать чуткое отношение к здоровью.
Оборудование: физическая карта; полезные ископаемые; картинки - горячий цех, хлеб-соль, консервирование овощей; оборудование для опыта.
Ход занятия:
Беседа: - Что такое «полезные ископаемые»? - Какие полезные ископаемые вы знаете? - Расскажи о граните, песке, глине, нефти, природном газе, каменном угле, торфе, железной руде.
(показ полезных ископаемых)
(картинка «Хлеб-соль»)
- - По старинному русскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом и солью. Почему? Как объяснить этот обычай?
2) - Для чего необходима соль человеку? Рассказ ученика: Соль в небольшом количестве необходима каждому человеку для нормального обмена веществ в организме. Соль участвует в работе органов кровообращения и пищеварения. Она используется при построении скелета. Соль содержится во всех частях тела человека.
-
- Решим задачу.
Сколько соли человек съедает за год?
Если в день человек съедает примерно 10г. соли.
За какое время человек может съесть пуд соли?
(пуд равен примерно 16 кг)
4) - Человек научился получать соль из морской воды. Каким образом?
(для этого используют свойство воды испаряться)
5) - О каком свойстве соли говориться в загадке:
«В воде родится, а воды боится».
(соль хорошо растворяется в воде)
Показ опыта «Получение соли» - Используя свойство соли - растворяться и свойство воды - испаряться мы разрешим сложную ситуацию: - Во время туристического похода вся соль нечаянно рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход существует из ситуации? (Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду, залить водой и размешать. Соль хорошо растворяется в воде. Песок осядет на дно. Осторожно процедить раствор через тряпочку, чтобы избавиться от мусора. Потом раствор нагреть до кипения и выпарить воду. На дне посуды останется соль.)
6) - В сильную жару всегда хочется пить. Почему? (Организм требует кроме воды ещё и соли. В жару происходит сильное потоотделение. Вместе с потом из организма удаляется много соли. Жажда вызывается не только потребностью организма в воде, но и нехваткой соли.) - Чтобы в жару меньше хотелось пить, надо дополнительно принять небольшую порцию соли. Для этого можно съесть кусок посоленного ржаного хлеба, а потом выпить чая. - На заводах в горячих цехах рабочим предлагают пить подсоленную воду, потому что там всегда жарко. Вместе с водой организм человека получает и соль, которую он теряет при испарении пота.
(рисунок горячего цеха) Многие совершают ошибку - в жару пьют много воды. (вода и соль потом выходит из организма - это связано с большой нагрузкой на сердце) 7) - Зачем на животноводческих фермах перед животными кладут куски соли и подсаливают сено? (животным также необходима соль для нормального обмена веществ в организме)
8) - Зачем охотники в лесу насыпают кучки соли?
(это приманка для животных) - Иногда животные помогают находить человеку месторождения соли. (люди раньше следили за животными и узнавали о тех местах, куда животные постоянно ходили лизать соль)
9) - Зачем солят овощи, грибы, рыбу, мясо? (Чтобы сделать большие запасы продуктов на длительное время человек использует соль. Соль препятствует развитию бактерий гниения и помогает сохранить продукты на долгое время)
Обобщающая беседа
Итак: - Какие свойства соли вы знаете? (белая, состоит из отдельных кристалликов, плотно прилегающих друг к другу, растворяется в воде, вкус соленый)
- Где добывают? (- озеро Баскунчак
- г. Соль-Илецк)
- Где используют?
(в пищевой промышленности
Дополнительный материал:
Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем кто изучает и отыскивает месторождения полезных ископаемых. (биологи, физики, геологи, метеорологи)
- Какой прочный камень используют в строительстве? (гранит)
- Какое полезное ископаемое помогло победить арабов, которые окружили на кораблях город Константинополь? (нефть)
- Полезное ископаемое, которое состоит из остатков полусгнивших растений (торф)
- Из него при переработке получают лекарства: аспирин, пирамидон, нашатырь, спирт (уголь)
- Из него делают стекло (песок)
- При сгорании это полезное ископаемое не дает ни копоти, ни сажи, ни золы (газ)
- При разрушении гранита из полевого шпата и слюды образуется (глина)
-
1
2
3
4
5
6
7
Значит, изучают и отыскивают полученные ископаемые геологи.
В какой отрасли промышленности применяют полезные ископаемые (соедини линиями)
Каменный уголь Строительная
Торф
Гранит Топливная
Глина
Нефть Металлургическая
Песок
Природный газ Пищевая
Каменная соль
Железная руда Химическая
Что обозначают эти знаки?
- природный газ - железная руда
- нефть - каменная соль
- каменный уголь
3