Использование театрализованных игр по сказкам в обучении татароязычных детей русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Использование театрализованных игр по сказкам в обучении татароязычных детей русскому языку Вагизова Альфия Зуфаровна-воспитатель по русскому языку МБДОУ «Миляшкай» Муслюмовского района Республики Татарстан Язык -основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей русскому языку в детском саду-одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать русский язык татароязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. Сказка является наиболее доступным материалом для развития речи ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим под своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер-многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребенку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают прибудить интерес к слову. В настоящее время театр сказок прочно вошел в жизнь наших детей младшего дошкольного возраста. Театрализованные игры пользуются у них неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают ответы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними. С помощью сказки мы знакомим малышей с явлениями природы, окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе пересказывания ,обыгрывания сказки активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность. В группах мы пытаемся создать условия для самостоятельных игр в сказку, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки. Рядом с книжным уголком поместили уголок театрализации, который плавно переходит в уголок ряженья , где дети могут использовать костюмы в создании персонажей для нужной сказки.
В свободное время дети рассматривают знакомые книжки, вспоминают их содержание и у них возникает желание поиграть в сказку. Для этого в уголок театрализации помещаем несколько видов театра: пальчиковый, театр игрушек, театр из конусов. Я, как воспитатель по обучению русскому языку, работаю в тесном контакте с воспитателями, с другими педагогами и со всем убеждением могу утверждать, что без театрализованной деятельности сложно научить детей говорить на русском языке. Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в русской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. После таких занятий, сказок, драматизаций растут знания детей. Дети, играющие основные роли, очень вырастают, поэтому иногда сочиняем маленькие роли для более застенчивых детей. Эти роли дают возможность ребенку резко вырасти и догнать своих товарищей. Например, приходят дети одинаково говорящие, и если ребенок часто пропускает, не очень хочет играть, а другой проявляет желание участвовать, то второй ребенок обгонит первого. Самое главное, это должно подкрепляться не одним педагогом, а группой педагогов. И воспитатель, и музыкальный руководитель, и воспитатель по обучению русскому языку вовлекают детей в театрализованную деятельность каждый со своим уклоном. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно- от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. На занятиях по обучению русскому языку предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания « Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на русском языке, отвечать на поставленные вопросы, следить за развитием действия. С детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Три медведя», «Курочка ряба» и др. При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Детям очень нравится красочные, яркие картинки, карточки, которые мы с удовольствием используем на занятиях. Дети подготовительных групп также очень любят инсценировки. Мы с детьми сыграли «Репку», «Теремок». На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, потешки, прибаутки. Таким образом, во время столь углубленного знакомства со сказкой у детей развивается память, мышление, воображение, речь, активизируется словарь. Воспитывается умение подражать, согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников. Список литературы: 1.Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности. Дошкольное воспитание-2009.-№7 с.66-70 2. Бондаренко А.К.,Матусик А.И., Воспитание детей в игре. М., «Просвещение» , 1996г. 3. Гаффарова С.М., Гарипова Д.С.,Нигматуллина Р.С. и др. Изучаем русский язык: методическое пособие для воспитателя.(Методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения)-Казань:Хэтер,2011.-296с. 4.Елкина Н.В.,ТарабаринаТ.И.Пословицы,поговорки,потешки,скороговорки.-Ярославль:Академия развития,2005.-208с. 5.Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования.РИЦ,2012.-208с.
© 2010-2022