Рабочая программа факультативного курсаПуть к грамотности 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Игжейская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на ШМО учителей начальных классов и филологии Протокол № От «28.08.2015 г.» Руководитель ШМО Проскурякова С.С. ___________


«Согласовано»

Маслова А.В.__________ «Утверждаю»

заместитель директора по УВР

Утверждаю»

Медведева М.Г. от «28.08.2014 г.»

Директор МКОУ Игжейская СОШ

от «28.08.2015 г.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

«ПУТЬ К ГРАМОТНОСТИ»

ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД






Программу составила

учитель начальных классов

Бартасова С.Н




Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обшего образования. Авторы курса «Путь к грамотности» О.В.Олейник и Л. П. Кабанюк и «Удивительный мир слов» Л. В. Петленко, В.Ю.Романовой. «Вако» 2015

Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2-4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности путем исследования понятий и явлений русского языка.

Данный курс представляет собой серию проектных задач и имеет практический характер. В нем рассматриваются конкретные примеры разработок и решения проектных задач на разных этапах начального образования.

Программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, поэтому она имеет общеинтеллектуалъную направленность.

Данная программа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30-35 минут.

Цели курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Общая характеристика курса

Курс позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам: морфология, морфемика, орфография.

  • В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

  • 1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

  • 2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

  • 3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

  • 4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е приводит к практическому овладению русским языком;

  • 5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

  • Формы работы: симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

  • Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника.

  • Приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.

  • Компьютер оказывается электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. Это позволяет создавать интересные презентации. После защиты проекта оценивается сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний. Чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.

  • Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в нашем курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.

  • Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.



Личностные и метапредметные результаты освоения программы

  • В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

  • Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

  • Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

  • Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителей аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

  • Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексические материалы, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Содержание курса внеурочной деятельности



1.Мир слов. Проекты дают знания. Для чего нам словари? Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы. Защита проекта по лексике.

2.Добрые звуки. Поиграем со звуками. Слабые и сильные позиции звуков. Фонетические задачки: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич». Защита проектов по фонетике.

3.Части речи. В гостях у частей речи. В гостях у частей речи. Прилагательное. Глагол. Защита проектов по морфологии.

4.Состав слова. Из чего состоят слова? Зрим в корень! Из чего состоят слова? Зрим в корень! Окончание и основа. Приставки-труженицы. Говорящие суффиксы. Суффиксы существительных и прилагательных. Суффиксы глаголов. Интерфикс и постфикс. Слова замаскировались. Защита проектов по морфемике.

5.Правописание. Где прячутся ошибки? Самоинструкция. Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить? Этимология. Школа эйдетики. Образ слова Цепочки ассоциаций. Стоп! Перенос! Предлоги и приставки. Защита проектов по правописанию. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!»

В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др. В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат' исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат - доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) - изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.

Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Алгоритм разработки проекта: проблема - цель - результат. После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы - информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)

4. Выбрать способы, решения задач на каждом этапе.

5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, будут использованы дидактические приемы, «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого - это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?», различные языковые задачки, например, морфологические («Приключения Буратино») и др.

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!»' «Шиворот-навыворот» и др.).

Стремление двигаться, естественное для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.

Разнообразны творческие продукты проектов: в одних случаях это материальные продукты (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений» и др.), в других - интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке» и др.) и информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания» и др.).

Дежурный библиограф - это роль, которую будут исполнять поочередно. Задача дежурного библиографа - заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии учить других детей работать со справочной литературой. Чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Поисковик». Любой проект предполагает развитие интеллекта детей.

В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи:

  • повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия

для тренировочных упражнений.

Вторая задача не менее важна, чем первая, поэтому было введено понятие интеллектуальной нормы; необязательные для выполнения дополнительные задания, задания повышенной сложности отмечены звездочкой

  • Учащиеся должны знать:

  • -отличительные признаки основных языковых единиц;

  • - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

  • -слова, словосочетания, предложения, текста;

  • -основные орфографические и пунктуационные правила;

  • -о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

  • Учащиеся должны уметь:

  • -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

  • - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

  • - различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

  • - пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

  • - осуществлять проектную деятельность

Календарно-тематическое планирование

No

уро

ка

Дата

проведения

Тема урока

Тип

урока

Технологии

Решаемые

проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)


Планируемые результаты




Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ЧАСТИ РЕЧИ ( 9 ч)

1


Проекты дают знания

Актуализация знаний

Что такое проект?

Для чего нужны проекты?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, относящихся к проекту (проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация, исследование, продукт, презентация), способов проектирования - исполнение роли библиографа; эксперимент и лингвистическое исследование; оценка и отметка; игра «Крестики-нолики» в интеллектуальном тренинге Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

2


В гостях у частей речи «Открытие» нового знания Здоровье-

сбережения, проектного обучения,

проблемного обучения, полного усвоения Как формулировать цели и задачи проекта? Зачем слова распределили по частям речи? Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проект, тема, методы исследования через эксперимент и поисковик; разработка коллективного проекта «Части речи»; интеллектуальный тренинг

Научиться выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и отличия различных частей речи, определять их роль

Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

3

Все, что существует «Открытие» нового знания Здоровье- сбережения, развивающего обучения, полного усвоения, игровые

Как распределить обязанности в группе при выполнении проекта? Какие бывают информационные продукты проекта? Паспорт имени существительного Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: информационный стенд, карточка участника проекта, паспорт, актуальность, поиск информации, частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт имени существительного»; интеллектуальный тренинг

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и аналитической деятельности

4

Прилага

тельное Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) Здоровье- сбережения, полного усвоения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения Как разрабатывать проект? Паспорт имени прилагательного

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: актуальность, поиск информации, частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»; морфологическая задачка «Приключения Буратино»; интеллектуальный тренинг

Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации; анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты

Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач, осмысление культурного многообразия мира

5

Глагол Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье-

сбережения,

игровые,

полного

усвоения,

информации

онно-образо

вательные

В чем отличие информационных продуктов от творческих? Паспорт глагола

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и понятий проекта: актуальность, информационный и творческий продукт, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт глагола»; мини-тест и интеллектуальный тренинг; творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя»

Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

6


Местоимение. Имя числительное. Наречие Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье- сбережения, полного усвоения, развивающего обучения, информационно-образовательные

Что такое критерии оценки проектных работ? Паспорт для самостоятельных частей речи

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и понятий проекта: источник информации, информационный продукт, критерии оценки проектных работ; разработка группового проекта; информационный продукт «Паспорт для самостоятельных частей речи»; творческий продукт «Числительные в поговорках и фразеологизмах»; интеллектуальный тренинг, викторина

Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации

Формирование самооценки, развитие творческих способностей, формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

7


Служба частям речи Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) Здоровье- сбережения, проблемного обучения, игровые, обучения в сотрудничестве

Как подготовиться к выступлению на защите проекта? Кому и как служат служебные части речи?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: план выступления на защите проекта (устный и письменный); сравнение - метод исследования; самостоятельные и служебные части речи; подготовка выступления на защите проекта, мини-тест; групповая работа по сбору информации к проекту; интеллектуальный тренинг, викторина

Научиться корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

8

Для чего нужна морфология?

Отработка умений и рефлексия Здоровье- сбережения, полного усвоения, обучения в сотрудничестве Как обобщить собранную информацию? Для чего нужна морфология?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии кор- рекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ и обобщение, предзащита проекта, требования к презентации проекта; работа по толковому словарю, минитест, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг Научиться участвовать в коллективной деятельности Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свое мнение Формирование осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач

9

Защита проектов по морфологии Обобщение и развивающий контроль Здоровье- сбережения, игровые, полного усвоения, обучения в сотрудничестве, информационно-образовательные

Что узнали и чему научились с помощью проектов?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии контрольного типа и деятельностных способностей, способностей к систематизации материала:тема проекта,цель,задачи,гипотеза.

Научиться анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное сотрудничество в группе. Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий.

Познавательные:решать творческие задачи

Формирование самооценки, развитие творческих способностей


СОСТАВ СЛОВА 12ч


10


Из чего состоят слова?


«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

игровые,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Что такое самоанализ?

Из чего состоят слова?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

11

Зрим в корень! Открытие новых знаний

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проблемного

обучения

Что такое наблюдение как метод исследования? Почему корень слова называется корнем

Формирование деятельностных способностей при исследовании состава слова; формирование понятий: наблюдение (описание, измерение, сравнение), дедукция как метод познания; лингвистический анализ с помощью толкового, фразеологического, словообразовательного словарей; игра «Родственные слова»; интеллектуальный тренинг

Научиться производить морфемный разбор слов Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

12

Окончание и основа Открытие новых знаний

Здоровьесбережение проблемного обучения Какие бывают помощники в работе над проектом? Зачем нужны окончания? Чем отличается окончание от основы?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - сравнение, индукция, омонимы, антонимы; мини-тест, работа с толковым и лингвистическим словарями; поисковик, интеллектуальный тренинг

Научиться производить морфемный разбор слов

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

13

Слово о префиксах Открытие новых знаний

Здоровьесбе- режения, развивающего обучения
Зачем проводить эксперименты? О чем могут рассказать префиксы (приставки)?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - префикс, эксперимент; работа с толковым и лингвистическим словарями; поисковик, работа в группах; викторина «Что могут приставки?», интеллектуальный тренин

Научиться производить морфемный разбор слов

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе: словарях, энциклопедиях и т. д.

Формирование мотивации к познавательной деятельности

14


Пристав- ки-труженицы Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье- сбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения Что такое индукция? Какие бывают приставки, зачем их нужно знать?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: индукция, неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки Научиться производить морфемный разбор слов

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

15

Говорящие

суффиксы Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Как компьютер может стать помощником в разработке проекта? Что могут рассказать суффиксы о слове?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки, принтер, сканер, информационный продукт; словообразующие и формообразующие суффиксы; разработка коллективного проекта «Суффиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции; работа с толковым словарем, мозговой штурм; интеллектуальный тренинг

Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа морфемного состава слова Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

16

Суффиксы

существи

тельных

Исследование

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Как пользоваться программой Microsoft Word? Суффиксы частей речи

Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: компьютер, программа Microsoft Word, анализ, синтез, информационный продукт; разработка группового проекта «Суффиксы существительных» в ходе симпозиума; работа с толковым словарем; интеллектуальный тренинг

Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа морфемного состава слова

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

17

Суффиксы

прилага

тельных

Исследование

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения Как использовать методы анализа и синтеза информации? Суффиксы частей речи

Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к обобщению теоретической информации: компьютер, порядок работы в программе Microsoft Word, анализ, синтез, информационный продукт; разработка группового проекта «Суффиксы прилагательных» в ходе симпозиума; интеллектуальный тренинг

Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа морфемного состава слова Коммуникативные: использовать свой потенциал: мимику и жесты - для решения языковой задачи.

Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причин- но-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

18


Суффиксы

глаголов

Исследование

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти-

Как создать информационный продукт? Суффиксы частей речи

Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: компьютер, порядок работы в программе Microsoft Word,

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ори-

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последовательность действий для достижения конечного результата. методы исследования - анализ, синтез; информационный продукт; разработка группового проекта «Суффиксы глаголов» в ходе симпозиума; создание информационного продукта; интеллектуальный тренинг Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической,

19


Интерфикс и постфикс

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти

рованного

обучения

Как разработать мини-проект? Для чего нужны интерфикс и постфикс?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - тема проекта, проблема, цель, задачи, методы исследования, поиск информации, пластический образ, творческий продукт; план выступления на защите проекта (устный и письменный); разработка мини-проекта «Интерфикс и постфикс»; работа с толковым словарем; мини-тест, поисковик, интеллектуальный тренинг

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности при анализе морфем в слове

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

20

Слова

замаскиро

вались Отработка умений и рефлексия

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти

рованного

обучения

Какие существуют требования к защите проекта? Практический разбор слов

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, систематизация знаний: критерии оценки проектных работ, требования к презентации проекта, морфемы слова; предзащита проекта; морфемный разбор слов в форме игры «Слова замаскировались»

Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму

Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

21

Защита проектов по морфе- мике Обобщение и развивающий контроль

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти

рованного

обучения Что узнали и чему научились с помощью проектов? Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к систематизации изученного материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презентация творческих и информационных продуктов - суффиксы частей речи, плакаты с творческими заданиями; вопросы проектантам и оценка проектных работ

Научиться защищать проектную работу

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности


ПРАВОПИСАНИЕ (13 ч)


22

Где прячутся ошибки?

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти

рованного

обучения

Зачем нужен самоанализ? Зачем нужно знать орфограммы?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - самоанализ, орфография, тематика проектов по орфографии, орфограммы, слабая и сильная позиции, ассоциации; работа с толковым словарем; поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму»; интеллектуальный тренинг Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: строить рассуждения в форме связных простых суждений об изучаемой проблеме, делать выводы

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

23

Самоин-

струкция

Исследование

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения Зачем и где нужны алгоритмы? Создание алгоритма грамотности

Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: алгоритм, синтез, анализ, фонетика, морфология, морфемика, орфография, графика; работа с толковым словарем; алгоритм - порядок действий; разработка коллективного проекта «Алгоритм грамотности»; создание творческого продукта - опорного конспекта

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности при анализе слабых позиций в слове

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

24

Орфограммы в стихах Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Как организовать работу в группе при разработке проекта? Собрать коллекцию орфограмм в поэтической форме

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: рифма, размер стиха, способ рифмовки, проверяемые и непроверяемые орфограммы; разработка группового проекта «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях»; исследование, создание творческого продукта, интеллектуальный тренинг

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности при анализе орфограмм в слове Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, договариваться; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы.

Регулятивные: ставить или принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности

25

Что нельзя проверить? Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

игровые,

проектного

обучения Что такое индукция и дедукция как методы исследования? Какие орфограммы относятся к непроверяемым?

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: индукция и дедукция, информационный продукт; разработка группового проекта «Непроверяемые орфограммы»; викторина, интеллектуальный тренинг; создание информационного продукта

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности при анализе орфограмм в слове

Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы, использовать различные методы исследования изучаемого материала

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию, аналитической деятельности

26

Этимоло

гия

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Способы объяснения и запоминания написания непроверяемых орфограмм

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - этимология, словарные слова; этимология - раздел русского языка; работа с толковым, этимологическим словарями, словарем иностранных слов; поисковик, работа в группах; создание творческого продукта - словарного лото «Календарь природы»; интеллектуальный тренинг

Научиться находить необходимую информацию

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: выдвигать гипотезы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

27

Школа

эйдетики

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Способы запоминания информации

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - лото, карточки со словами, эйдетика, образная память, ассоциация, аналогия; игра в словарное лото «Календарь природы»; особенности школы эйдетики; развитие образной памяти в играх «Ожившие цифры», «Лови мяч - дари ассоциацию», «Раз, два, три - замри!»; создание информационного продукта проекта

Научиться различным способам запоминания информации

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

28


Образ слова Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье-

сбережения,

проблемного

обучения

Как школа эйдетики помогает мыслить? Как создать тематический словарь «Ассоциации для словарных слов»?

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: школа эйдетики, ассоциация, обозначение слабой и сильной позиций; работа с толковым словарем; игры на развитие образной памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас»; разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов»; создание творческого продукта - тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями

Научиться различным способам запоминания информации

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия в сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы, использовать различные методы исследования изучаемого материала Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

29

Цепочки

ассоциа

ций Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) Здоровье- сбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве В чем польза ассоциаций?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия - ассоциация, алгоритм работы; игры на развитие логического мышления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра»; разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов», алгоритм работы; работа с этимологическим словарем; создание творческого продукта - тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями

Научиться различным способам запоминания информации

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию

30


Стоп! Перенос! Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти

рованного

обучения

Виды творческого продукта. Зачем и как нужно переносить слова?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: гипотеза, слог, гласный, дефис, тире, правила переноса; школа эйдетики; игры на развитие слуховой и тактильной памяти «Разгадай звуки», «Что в мешочке?»; разработка коллективного проекта «Перенос слова»; создание творческого продукта - песни; интеллектуальный тренинг

Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, самостоятельно анализировать условия достижения цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную, контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию

31

Предлоги и приставки Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти

рованного

обучения

Использование различных методов исследования при разработке проекта. Чем отличаются предлоги от приставок?

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: образ слова, образ буквы, алгоритм, сравнение, индукция, план выступления (устный и письменный); школа эйдетики; игры на развитие образной памяти «Слова спрятались в одежде», «Живые буквы»; подготовка к защите проектов; интеллектуальный тренинг Научиться проводить исследования Коммуникативные: понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним. Регулятивные: вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

32

Пишем

раздельно

Отработка умений и рефлексия

Здоровье- сбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения

Что пишется раздельно?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: критерии оценки проектной работы, советы по выступлению; школа эйдетики; игры на развитие двигательной и речевой памяти «Что вокруг нас?», «Всё сначала»; создание творческого продукта - танца в стиле «рэп»; предзащита групповых проектов Научиться обобщать информацию и творчески ее представлять

Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), устанавливать рабочие отношения, уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации

Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации

33

Защита проектов по правописанию Обобщение и развивающий контроль

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Что узнали и чему научились с помощью проектов?

Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний и способов действия: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презентация творческих и информационных продуктов - сказок, песен, танцев, стихов, алгоритма грамотности; вопросы проектантам и оценка проектных работ

Научиться выполнять и защищать проект

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности

34

Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором» Обобщение и развивающий контроль

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти

рованного

обучения

Чему научились на занятиях курса «Путь к грамотности»?

Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: праздник, посвященный русскому языку; применение полученных знаний на практике в ходе конкурсной программы

Научиться применять алгоритм проведения грамматической игры

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, к са- мокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа

Формирование самооценки, развитие творческих способностей

Список учащихся 3 -го класса

Ф.И ученика

1

Васильева Марина

2

Военнова Татьяна

3

Заричук Максим

4

Иванников Иван

5

Кашин Глеб

6

Кислякова Карина

7

Левченко Александра

8

Савкин Артём

9

Тимофеев Владимир

10

Чуракова Ирина

11

Чучалина Дарья



Список рекомендуемой литературы


  1. Агеева И. Д. 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008.
  2. Белицкая Н.Г. и др. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 кл. М.: Айрис-пресс, 2007.
  3. Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
  4. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 1991.
  5. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
  6. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой. М.: Просвещение, 1988.
  7. ДитрихА.К. и др. Почемучка. М.: Педагогика- Пресс, 1994.
  8. Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1-4 кл. М.: 5 за знания, 2007.
  9. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.
  10. Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка- раскраска / Худ. С. Леонтьева. Минск: Альтиора - Живые краски, 2010.
  11. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: Начальная школа: 2-4 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.

Справочники

  1. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1974.
  2. Глинкина JI.A. Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.
  3. КвятковскийА.П. Словарь поэтических терминов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
  4. Новый орфографический словарь-справоч- ник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

39


© 2010-2022