- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему: Нервно-психические нарушения у детей: классификация, их проявления и коррекция
Доклад на тему: Нервно-психические нарушения у детей: классификация, их проявления и коррекция
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толстова Н.Т. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Сокольская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида
Нервно-психические нарушения у детей:
классификация, их проявления и коррекция.
Работа подготовлена:
учителем начальных классов Толстовой Н.Т.
Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространения их можно разделить следующим образом:
- Минимальная мозговая недостаточность (ММН) и минимальная мозговая дисфункция (ММД);
- Невропатия;
- Невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания;
- Органические нарушения нервной системы;
- Психическое недоразвитие, умственная отсталость;
- Психопатии и патохарактерологическое развитие;
- Психические заболевания.
Причины:
- тяжёлое течение беременности (особенно первая половина);
- вредное воздействие химических веществ на организм беременной;
- инфекционные болезни;
- преждевременные и переношенные роды;
- ушибы мозга после родов;
- генетический фактор.
Симптомы ММН:
- повышенная умственная утомляемость;
- отвлекаемость внимания;
- затруднения в запоминании учебного материала;
- плохая переносимость шума, яркого света, жары, духоты;
- укачивание в транспорте;
- головные боли;
- перевозбуждение ребёнка к концу дня (холерик);
- заторможенность ребёнка к концу дня (флегматик);
Симптомы ММД:
- повышенная возбудимость;
- непоседливость;
- расторможенность влечений;
- отсутствие чувства вины и переживаний;
Симптомы невропатии:
- эмоциональная неустойчивость, лабильность, в том числе лёгкость возникновения аффектов, плача, беспокойства, расстройств настроения;
- ВСД (колебания АД в сторону понижения, головокружения, озноб, сердцебиение, метеопатия, спазмы лица и головы)
- нарушение сна (+ ночной энурез);
- нарушение обмена веществ;
- минимально мозговая ослабленность (ММО): утомляемость нервных клеток при шуме и длительном психическом напряжении. ребёнок становится всё менее сосредоточенным, более вялым и раздражительным одновременно. Требуется не менее 1-2 часов для снятия нервно-психического напряжения и восстановление естественного состояния. Поэтому вечерние часы не самое подходящее время для бесед с ребёнком о его поведении.
- соматическая ослабленность организма (заболевания верхних дыхательных путей, их хроническое течение);
- психомоторные нарушения (нервный тик, заикания, ночной и дневной энурез).
Симптомы:
- повышенная возбудимость (заторможенность);
- капризность;
- страхи;
- нарушение сна;
- депрессия.
Причины нарушений:
- тяжёлая патология родов;
- асфиксия новорожденного;
- резус-конфликт;
- недоношенные и переношенные роды;
- механические повреждения мозга и ушибы головы до двух лет;
- менингит.
Симптомы:
- психопатоподобное поведение;
- повышенная возбудимость;
- гнев, ярость, агрессия;
- отсутствие чувства вины, переживания;
- конфликтность;
- быстрая утомляемость;
- заторможенность чувств и влечений.
6. Психопатия - проявляется устойчивыми отклонениями в поведении. Возникновение психопатий детерминировано эндогенными или генетическими психическими неполадками. Другими словами, это влияние аномального склада характеров у родителей, родственников. Усилению отклонений способствуют неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный, асоциальный образ жизни, когда ребёнок видит примеры жестокости со стороны взрослых. Патология рождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними. Психопатия как характерологический склад характера в полной мере заявляет о себе в подростковом и юношеском возрасте (расторможенность или тормозимость, конфликтность, агрессия, не критичность, трудность психолого-педагогической коррекции и психотерапии). На практике иной раз нелегко разделить и чётко, однозначно дифференцировать рассмотренные виды нервности и отклонений в поведении. Но уже само по себе понимание воспитателем болезненного, неестественного характера их происхождения позволяет по возможности как можно раньше использовать весь доступный арсенал психологических и воспитательных мероприятий. Как мы видим, детская нервность возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах нервности - непростая задача, и, безусловно, никто не требует от воспитателя и учителя точной диагностики и обязательств вылечить ребёнка. Это должны делать специалисты. Тем не менее, педагогу необходимо вовремя обратить внимание на болезненные проявления нервности, а не как дурные привычки, своеволие или капризность. Наблюдения показывают, что не все педагоги ориентируются в этих вопросах. Одни из них занимают примиренческую позицию в отношении нервных расстройств, считая их неизбежными. Другие, наоборот, объявляют решительную борьбу по искоренению нервности, используя все меры педагогического воздействия. Работа педагога заключается в следующем:
- Индивидуальная беседа и наблюдения за поведением в группе, классе.
- Работа должна быть систематической, целенаправленной.
- Игротерапия (игровая коррекция)