Разработка внеклассного мероприятия Интеллектуально - познавательная игра «В мире птиц». 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуально - познавательная игра «В мире птиц».

Цели:

  • проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;

  • продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: фотографии птиц; сочинения «Почему надо охранять природу (птиц)?»; скворечники, изготовленные родителями, проектор мультимедиа, презентация, звуковое сопровождение. Количество участников: в команде по 4-5 обучающихся Возраст: 3-4 классы

Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок»

1.уч-к

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю всё, о чём поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнёзда разорять не смей!

Ты в наши гнёзда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери- зачем тебе они ?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад-

2 уч-к

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет-

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей , малиновка и дрозд.

Ты гнёзда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнёзд.

И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

Учитель: Ребята, я думаю , вы уже поняли что разговор пойдёт о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течении года экологической тропы, наблюдая за птицами.

Весь класс разделён на 4 команды.

Учитель: наши команды представляют разные группы птиц.

Задание 1. Защита названия своей команды.

( Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ)

1.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. ( Цапля)

  1. Ответ: Цапля - это птица водоёмов. У неё длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это даёт ей возможность ловить корм, не намокая

2. Кто в беретке ярко - красной?

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Ответ: дятел - это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещинок коры.

3. Угадайте, что за птичка?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Ответ: Ласточка - это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья ,раздвоенный хвост - руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.

4.На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу. ( Орёл)

Ответ: Орёл- хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают её , а клювом разрывают её на части.

Подводятся итоги : чья команда дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны - жаворонки.

Задание 2. Разминка.

Учитель: Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая подняла руку, за каждый правильный ответ - жетон.

1. У какой птицы самый длинный язык - 15 см. ( Дятел)

2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица - ремез)

3.Самые быстрые птицы? ( Сокол - 300км/ч, стриж 170 км/ч)

4. Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)

5. Самая крупная птица в Европе? (Лебедь)

6. У какой птицы самое большое гнездо ? ( Орёл)

7. Птица - рыболов? ( Цапля, пеликан, чайка, орлан)

8. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? ( Иволга)

9. По чему птицы летают? ( По воздуху)

10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? ( Подождать, когда она улетит)

Задание 3. Тройне решето.

По трём подсказкам определить название птиц( задание даётся капитанам команд)

1.

А) обитает в лесах

Б) питается насекомыми;

В) выдалбливает домики для других птиц (Дятел)

2.

А) обитает в воде

Б)питается подводными частями растений;

В) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.(Лебедь)

3.

А) обитает в пойме рек, зарослях;

Б) питается насекомыми;

В) свои яйца подбрасывает в гнёзда мелких птиц (Кукушка)

4.

А) обитает в лесах гнездится в оврагах, балках;

Б) питается насекомыми и грызунами;

В) ведёт ночной образ жизни (Филин)

В это время членам команд предлагалось послушать запись « Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, тем самым заработав дополнительный жетон команде.

Задание 4 Послушаем птичьи разговоры.

  1. Кто как спит?

- Ты, заяц, как спишь?

- Как положено - лёжа.

- А ты, тетерев, как?

- А я сидя

-А ты, цапля?

- Я стоя.

-Выходит, друзья, что я, летучая мышь, ловчее всех вас сплю, Удобнее всех отдыхаю

- Как же спит летучая мышь? ( Вниз головой)

2. Сорока и снегирь.

- Эй, увалень, как звать - то тебя?

Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел?

Что же ты молчишь, воды что ли в рот набрал?

- Нет не воды, а …

- Что набрал в рот снегирь?

Ответ: Рябину.

  1. Крот и Филин.

- Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?

- Могу, крот, могу, я такой.

- Неужто и зайчонка проглотишь?

- И зайчонка протолкну.

- Ну, а ежа? Хе, хе…

- Как вы думаете, сможет ли проглотить ежа?

Ответ. Да, а колючки выплюнет.

4. Сорока и оляпка.

- О - о - ой! Оляпка, никак купаться вздумала.

- И плавать, и нырять.

- А не замёрзнешь?

- У меня перо тёплое.

- А не намокнешь?

- У меня перо водоотталкивающее.

- А не утонешь?

- Я плавать умею.

- А-а-а, проголодаешься после купания.

- Что ответила оляпка?

Ответ. А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить. Меня ещё называют водяным воробьем

Задание 5. Четвёртый лишний

Учитель зачитывает вопросы , дети выбирают правильно ответ .

  1. Какие из перечисленных птиц зимующие , а какие перелётные ? ( Синица , снегирь , дятел ; грач . )

  2. Среди этих птиц одна не певчая . (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

  3. Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)

  4. Эта птица не обитает в Волгоградской области. ( Дрофа, щегол, скворец , колибри.)

  5. Задание 6 . Узнай птицу ( по описанию и найди её изображение) .

Это задание для двух участников команд .

  1. Птица эта имеет серое оперение туловища , но голова , крылья и хвост у неё чёрные . Клюв у неё длинный , прямой . Голос грубый и резкий . Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области .

Ответ : Ворона .

Спинка у неё голубовато- зелёная , а брюшко рыжее . Величиной с воробья , толстенькая бесхвостая , зато нос длинный и прямой . Отличный рыболов. Ответ: Зимородок

2.Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко - красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки. Весь пёстрый. Ответ: Дятел

Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами - белая полоска. Горлышко ярко - чёрное, грудка - красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещённый солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк. Ответ: горихвостка

    Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в тёмных пестринках. Гнёзда не вьёт. Ответ: Кукушка

    Сверху она вся чёрная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка. Ответ: Ласточка.

    1. Головка в чёрной шапочке. На шее и груди длинный чёрный галстучек. Спинка, крылья и хвост - тёмные. Грудка ярко - жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. Ответ: синица.

    2. Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья тёмно - коричневые. Под шейкой большое чёрное пятно. Ответ: воробьи

    3. Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы связанные с птицами , пословицы и зарабатывают жетоны для своей команды.

    Приметы.

    1.Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

    2 Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.

    3 Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет - это предвещает беду.

    4 Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев- к холодному лету

    5 Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели.

    Пословицы.

    1 Соловья баснями не кормят .

    2 Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

    3 Ворон ворону глаз не выклюет .

    4 . Гуси летят с Руси , а сороки с Запороги .

    5 . Журавль летит высоко , видит он далеко .

    6 . Журавль летит с моря - убавит нам горя .

    7 . Жаворонок к теплу , а зяблик к стуже .

    8 . Куда сова глядит , туда ей и лететь .

    9 . За обедом соловей , а после обеда воробей .

    10 . Одна ласточка весны не делает .

    Задание 7 3 птицы .

    ( По форме клюва определи , чем питается птица . )

    Ответы :

    1 . Длинный клюв помогает извлекать насекомых из трещин и щелей .

    2 . Короткий и прочный позволяет раскалывать твёрдые семена и орехи .

    3 . У хищной птицы клюв крепкий , изогнутый , им удобно отрывать куски мяса .

    1 . Угадайте , что за птичка ? 5 Серое пёрышко -

    Тёмненькая невеличка Золотое горлышко. (Соловей)

    Беленькая с живота ,

    Хвост раздвинут в два хвоста 6. Умывается росой,

    (Ласточка) Крылья с жёлтой полосой.

    2 . Озорной мальчишка Он наряден, а не гол-

    В сером армячишке , Птица певчая …(щегол)

    По двору шныряет , 7. Известно с давних времён,

    Крошки собирает . (Воробей) Что эта птица почтальон (голубь)

    3 . Врач лесного царства 8.Без рук, без топорёнка

    Лечит без лекарства .(Дятел) Построена избёнка(Гнездо)

    4 . Всю ночь летает , 9.Эта хищница болтлива,

    Мышей добывает , Воровата, суетлива.

    А станет светло , Стрекотунья, белобока,

    Спать летит в дупло(Сова) А зовут её …(сорока)

    Подведение итогов.

    Выход на экскурсию в пришкольный сад, где ребята развешивают скворечники, изготовленные вместе с родителями.



    © 2010-2022