Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сагалакова Ольга Петровна, учитель МБОУ «Красноключинская ООШ» Бейского района Республики Хакасия, первая категория

2014

Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры.

Поэты и писатели XIX века. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Толстой Л.Н.

Цель:

- расширить знания учащихся о поэтах и писателях 19 века;

- развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать;

- формировать устойчивый художественный интерес к литературному

творчеству отечественных поэтов и писателей;

- воспитывать художественно-эстетический вкус.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, анаграмма, медали с портретами писателей.

Предварительно разделить всех учащихся на несколько групп.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

На доске надпись :XIX век - «золотой век» русской культуры». (СЛАЙД 1 )

- Почему так говорят?

- Обрати внимание на слово «золотой». Что обычно называют этим словом?

Что хотят подчеркнуть во всех этих случаях словом «золотое», «золотая»?

-Молодцы, конечно, и ценное, и полезное, и красивое.

- Так почему же XIX век назвали «золотым веком» русской культуры»?

- Чтобы узнать полный ответ на вопрос, познакомьтесь с информацией размещенной на слайде (СЛАЙД 2 )

- А теперь внимательно посмотрите на доску и расшифруйте, пожалуйста, анаграммы и вы узнаете о ком пойдет речь в нашем сегодняшнем уроке:

НУКШИП, РАКСОВНЕ, ЙОСТОЛТ (пушкин, некрасов, толстой) (на доске)

-Что объединяет все эти фамилии? (Все они писатели и поэты XIX века - СЛАЙД 3)

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О поэтах и писателях)

Выходит слайд

А теперь попробуйте определить соответствия (СЛАЙД 4) (ручкой на интерактивной доске)

Он жил в Ясной Поляне и основал школу для крестьянских детей

Н.А.Некрасов

Про него говорили «Он чувствовал чужие страдания»

А.С. Пушкин

Его называют «солнцем русской поэзии»

Л.Н.Толстой

Посмотрим правильно мы определили или нет .

-Каждой группе я сейчас раздаю карточки. Вы должны заполнить пропуски в карточках на основе материала данного в учебнике. (СЛАЙД 5) Затем один из представителей группы должен озвучить заполненную карточку для всех.

Значения незнакомых слов будут на слайде. (СЛАЙД 6)

Каждая группа ПОСЛЕ ЗАПОЛНЕНИЯ КАРТОЧЕК ДОЛЖНА ЗАПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАРТОЧКИ, которые я вам сейчас выдам. Выдаются карточки (ЗНАЮ, ЧТО НОВОГО УЗНАЛ)


Карточка № 1

Александр Сергеевич Пушкин


6 июня __________года в семье Пушкиных _________________ и Надежды Осиповны родился _________________, будущий великий _________ . Бабушка поэта ___________________вспоминала: «Саша был большой____________, ____________ мальчик со смуглым личиком, с очень_____________ глазами, из которых ___________ так и сыпались». _________________очень любила Александра, она знала множество ___________________, и рассказывала их внуку. У Сашеньки была няня - ___________________, из семьи_____________. Она знакомила Пушкина с народными песнями, ____________ и поговорками. Уже став взрослым, _________________________ записал сюжеты сказок, которые рассказывала ему няня. В доме Пушкиных часто собирались ___________ - известные ____________, писатели, историки. Слушая разговоры взрослых мальчик ____________ узнавал. Уже в __________ лет Саша сочинял маленькие ____________ и эпиграммы на своих учителей, которые он весело _________________ перед гостями вместе со своей сестрой ___________. Когда Саше исполнилось _________________лет, он выдержал экзамен и поступил в ______________ . Первым большим ______________ А.С.Пушкина была поэма « ________________», которая была напечатана в _____________ году. Поэт В.А.Жуковский, которого Пушкин считал своим учителем подарил А.С.Пушкину свой ____________ с надписью: «Победителю _____________ от ________________ учителя»

увалень

Карточка 2

Николай Алексеевич Некрасов


Современники русского поэта говорили: « Он _______________ чужие страдания». Некрасов бы один из первых русских ________________, который заговорил о _____________ доле простых бедняков, о ______________ и равноправии всех людей. Уже в детстве _____________ поэт понял, что люди делятся на _____________ и ________________ . Он вырос на _________ и очень любил эту широкую __________ реку. Однажды в жаркий летний день он ___________ по берегу и вдруг увидел _____________, которые тащили тяжелую ___________. Мальчик услышал, как один из ____________ сказал __________, что хотел бы умереть, чем так _____________ . Эта встреча потрясла будущего __________. Позже он выразил свои __________ в стихотворных строчках. Вслед за Некрасовым о _________________, о необходимости _________________ народ от рабского ____________ заговорили и другие писатели и поэты. бурлаки, баржа.

Карточка № 3

Лев Николаевич Толстой


В трех часах езды от Москвы, недалеко от Тулы находится ____________________. Там ________ лет назад жил _____________________________. Особенно Льву Николаевичу нравилась __________________________. Он посадил ее своими руками и знал каждую _____________. Толстой любил тихие семейные ______________, он много _____________ и обсуждал _______________ с женой и детьми. Лев Николаевич хорошо ___________: чтобы общество развивалось и ________________, его граждане должны быть ___________________. Поэтому свободное от ____________________ труда время он посвящает ______________. В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл школу для _______________________________. Эта школа была не _______________ на все другие. Там занятия начинались не ____________________, дети приходили и уходили, когда _____________________. место парт стояли ______________________ и _______________. Ребята сидели кто ____________, кто небольшими ______________ - по три-пять человек. Одна группа ___________, другая писала ____________ и слова, третья занималась _________________. Школьники _______________ Льва Николаевича Толстого. В одном из рисунков кто-то из детей написал: «________________________________Лев Николаевич»

Выслушиваются заполненные материалы карточки. При выступлении с материалом о Некрасову А.Н. выходит слайд с репродукцией картины «Бурлаки на Волге» (СЛАЙД 7)

-Давайте вернемся к соответствиям, которые мы выполняли. Правильно выполнили?

Работа с картинами

- А сейчас каждая из групп внимательно рассмотрите репродукции картин, и составьте словесный портрет писателей.

- А сейчас посмотрим, как внимательно вы слушали друг друга. Проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать предложения, вы должны назвать имя писателя. Кто правильно правильно назовет, получает жетончик. Посмотрим, кто будет является лучшим знатоком.

1. Станция «Библиографическая»

Отгадайте о ком идет речь.

  1. Он родился в Тульской области. (Л.Н.Толстой)

  2. Он родился в один день с Павлом I (А.С. Пушкин).

  3. «Он чувствовал чужие страдания». (Н.А.Некрасов)

  4. Он является «солнцем русской поэзии» (А.С.Пушкин)

  5. По рождению и воспитанию он принадлежал к высшей помещичьей знати - был графом (Л.Н.Толстой).

  6. Он вырос на Волге (Н.А.Некрасов)

  7. Маму этого писателя звали Надежда Осиповна (А.С.Пушкин)

  8. Каким был Пушкин в раннем детстве (увалень, толстенький).

  9. Он первый заговорил о горькой доле бедняков (Некрасов)

  10. Открыл школу для крестьянских детей (Л.Н.Толстой)

  11. Встреча с бурлаками потрясла его (Н.А.Некрасов)

  12. Он любил березовую рощу, которую сам же посадил. (Л.Н.Толстой)

  13. Уже маленьким стал сочинять маленькие комедии и эпиграммы (А.С.Пушкин)

  14. Написал произведение «Кому на Руси жить хорошо» (А.Н.Некрасов)

  15. Был способным от рождения (А.С.Пушкин)

2. Станция «Узнай сказку по рисунку»

Выходит слайд с рисунками, дети отгадывают.

3. Станция «Узнай произведение»

- Давайте попробуем вспомнить произведения великих русских писателей, которые вы читали. Я вам листочки, каждая из групп должны отгадать из какого произведения взяты данные отрывки

«Школа была за селом у церкви. Когда он шел по своей слободе собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака волчок. Он бросился бежать, собаки за ним. Он стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: « Куда ты, постреленок, один бежишь?» («Филлипок»)

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч… ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях").

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. ("Мороз-воевода")

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару,

Посмотреть кой-какого товару... ("Сказка о попе и работнике его Балде")

-Ну что, - говорит, медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. ("Два товарища")

Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
(«Дедушка Мазай и зайцы»)

-Давайте посмотрим, кто у нас является лучшим знатоком писателей и поэтов XIX века.

Итог урока

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-С какими писателями познакомились?

Что вы узнали о каждом из них?

Д.З. Подготовить сообщения об одном из писателей и поэтов Хакасии.


© 2010-2022