Пояснительная записка по окружающему миру 3 класс (УМК

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. 2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. 3. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. 4. Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. 5. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. 6. Сизова, Е. В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. 7. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. - М. : Баласс, 2010. 8. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : методические рекомендации / Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. - М. : Баласс, 2010.

Общая характеристика учебного предмета Цели и задачи курса. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир» реализует следующие цели:  осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;  создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:  умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;  освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Структура курса Раздел 1: «Обитатели Земли». Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью. Живые участники круговорота веществ. Раздел 2: «Моё Отечество». Твои родные и твоя Родина в потоке времени. Времена Древней Руси. IX-XIII века. Времена Московского государства. XIV-XVII века. Времена Российской империи. XVIII - начало XX века. Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы. Современная Россия. Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального - в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности. Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира - планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями. Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме. Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п. Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума - умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.). Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержание специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание учебного предмета Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч) Вещество и энергия (4 ч). Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое. Почему лёд легче воды. Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч). Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ. Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание. Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. Экологическая система (9 ч). Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса». Живые участники круговорота веществ (10 ч). Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности. Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки. Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных». Повторение пройденного материала - 4 ч. Часы по выбору учителя - 2. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч) Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч). Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времен. Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия! История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России. Времена Древней Руси. IX-XIII вв. (5 ч). Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. «Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица. Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды. Времена Московского государства. XIV-XVII вв. (4 ч). Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва. Московский Кремль - памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества. Времена Российской империи. XVIII - начало XX в. (5 ч). Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи. Времена Советской России и СССР. 1917-1991 гг. (4 ч). Жизнь рабочих и крестьян в начале XX в. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране. Современная Россия (8 ч). Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ - Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан. Что такое демократия? Представления об избирательной системе. Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы. Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации. Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования). Повторение пройденного материала - 2 ч. Часы по выбору учителя - 2.

Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:  Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД:  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений: Часть 1. Обитатели Земли. 1-я линия развития - уметь объяснять мир:  приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;  приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;  объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;  приводить примеры живых организмов разных «профессий»;  перечислять особенности хвойных и цветковых растений;  животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:  доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. Часть 2. Моё Отечество. 1-я линия развития - уметь объяснять мир:  узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;  отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;  объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;  по году определять век, место события в прошлом;  отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:  учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в _____ (конкретно указывается класс) учащиеся в процессе обучения знакомятся с целостной картиной мира и формируют оценочное, эмоциональное отношение к миру. Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Описание материально-технической базы 1. Дополнительная литература. 1. Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей. - М. : Славянский Дом Книги, 2008. 2. Грибов, В. С. Как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 кл. / В. С. Грибов. - Волгоград : Учитель, 2005. 3. Дроздов, Н. Н. Тайны живой природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. - М. : Вече, 2007. 4. Клепинина, З. А. Энциклопедия тайн и чудес. Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только… / З. А. Клепинина. - М. : Ювента, 2005. 5. Калашников, В. И. Чудеса живой природы. Энциклопедия тайн и загадок / В. И. Калашников, С. А. Лаврова. - Белгород : Белый город, 2009. 6. Карамзин, Н. М. История государства Российского для детей / Н. М. Карамзин. - М. : АСТ, 2009. 7. Крылова, О. Н. Окружающий мир : итоговая аттестация : 3 класс : типовые тестовые задания / О. Н. Крылова. - М. : Экзамен, 2011. 8. Непомнящий, Н. Н. 1000 тайн живой природы / Н. Н. Непомнящий. - М. : АСТ, 2002. 9. Новицкая, М. Ю. Родная земля / М. Ю. Новицкая. - М. : Дрофа. 2008. 10. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. - Волгоград : Учитель, 2007. 11. Окружающий мир. 3 класс : занимательные материалы / авт.-сост. Г. Н. Решетникова, Н. И. Стрельников. - Волгоград : Учитель, 2008. 12. Окружающий мир. 1-4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина и др.. - Волгоград : Учитель, 2011. 13. Окружающий мир. 2-4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. - Волгоград : Учитель, 2007. 14. Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт.-сост. О. А. Тимофеева. - Волгоград : Учитель, 2010. 15. Окружающий мир. 2-4 классы : дополнительные материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Ляшенко. - Волгоград : Учитель, 2008. 16. Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение / Е. М. Дорогова, Л. Ф. Знаменская, В. Д. Майоров. - М. : Стрекоза, 2010. 17. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. - М. : АСТ : Астрель, 2010. 18. Тайны природы. Детская энциклопедия «Махаон». - М. : Махаон, 2003. 19. Ухарцева, А. В. Что? Где? Почему? Большая иллюстрированная детская энциклопедия. - М. : АСТ : Астрель, 2008. 20. Энциклопедия для детей. История России : в 2 ч. - М. : Аванта +, 2008. 2. Информационно-коммуникативные средства. 1. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс. - М. : Кирилл и Мефодий, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Кузя и сила природы. - М. : Медиа Хауз, 2002. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Окружающий мир. 3-4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Т. С. Гулуева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Наглядные пособия. Комплект наглядных пособий : 3 класс : Окружающий мир : в 4 ч. / сост. А. А. Вахрушев. - М. : Баласс, 2010. 4. Интернет-ресурсы.

  1. Официальный сайт Образовательной системы «Школа2100». - Режим доступа : school2100.ru
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru
  3. Справочно-информационный Интернет-портал. - Режим доступа : gramota.ru
  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/urok
  5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193
5. Технические средства обучения. 1. Магнитофон. 2. Мультимедийный проектор. 3. Экран проекционный

6. Учебно-практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт. 2. Штатив для карт и таблиц. 3. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.). 4. Шкаф для хранения таблиц. 7. Специализированная учебная мебель.



© 2010-2022