Урок по кубановедению для 3 класса «Казак без веры-не казак»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак»Муниципальное образование Красноармейский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1







Цель: Познакомить с казачьей верой. Задачи:

Образовательная:

  • расширение кругозора учащихся

Воспитательная:

  • 1.Дать первичные сведения о вере казаков;

  • 2.Способствовать пропаганде и сохранению традиций кубанского народа;

  • 3. Воспитывать учащихся в духе патриотизма, любви к Родине; уважения к традиционной культуре Кубани.
    Развивающая:

  • развитие речи учащихся, познавательного интереса

  • развитие творческих способностей младших школьников

  • формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
  • формирование умения работать в группе сверстников.

Наглядность и оборудование:вырезки из журналов с иллюстрациями, карточки, толковые словари С.И.Ожегова, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», , цветные карандаши, клей, опоры для ответов, конверты (по количеству групп), жетоны для голосования (цветные стикеры).


Содержание классного часа.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему:

Звучит аудиозапись1 куплета Гимна Кубани. (Учащиеся, стоя его слушают).

1). Работа с пословицей. -Пословица рассыпалась, надо её собрать . не, веры, казак, без , казак, Чтение пословицы, её толкование.


2) Словарная работа. (слайд 4) Выяснение значения слова «вера» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». Вера-убеждённость,уверенность в ком-чём-нибудь. Подобрать родственные слова к слову «вера», выделение изученных орфограмм в словах: верить, верный, верность.

3. Актуализация знаний. «Казак без веры-не казак» (слайд 5-6) -Как вы понимаете название нашего классного часа? (Ответы учащихся) 1) Вступительное слово учителя:
У нас сейчас возрождается казачество. Мы должны знать и помнить, кто мы есть, откуда, чем жили наши деды и прадеды, за что они воевали и отдавали свои жизни. Везде, куда бы ни забрасывала военная служба казаков, они с честью и мужеством выполняли свой воинский долг. Это вера помогала в жестоких сражениях. Почему казак был стойким и мужественным? Потому, что вера у него была, воспитан он был на основе веры и уважения к традициям. А вера основывалась на казачьих заповедях.

-А что такое заповеди? (правила, законы). И нарушать заповеди было грешно, плохо.

-А сейчас мы будем работать в группах.

2). Работа в группах. (слайд 7)

  • Повторение правил групповой работы с опорой на условные знаки.
Урок по кубановедению для 3 класса « Казак без веры-не казак» 3) Представление групп. Для тог, чтобы определить, что именно будет исследовать ваша группа, нужно открыть «волшебный» сундучок. По номеру билетика вы определите, какое задание предстоит вам сделать. Это - «Казачьи заповеди». Для успешной работы на столах присутствует раздаточный материал (буклеты, путевые дневники, цветные карандаши, клей, опоры для ответов).

4)Словарная работа. (слайд 8-9)

Буклет Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.
5) Задания для групп(слайд 10-12):

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В СВОИХ ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ".

3. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЁМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ ТВОЁМ.

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

5. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

6. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

7. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

10. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

4. Включение в систему знаний и первичное закрепление.

Учащиеся читают, используя ключевые слова (даные в буклете), вырезки из журналов, книг, карточки с дополнительным материалом и представляют группу.

Опоры для ответов учеников:

1). Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение к другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в своем сердце. Не будь гордецом и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

Проводится физминутка. Фонограмма «Як робыв я в пана»

2). Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божий!» (слайд 13)

Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Сборе, - закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

3). По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе

Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия.

Будь примером в жизни своей и защити обиженного, помог

4). Служи верно своему народу, а не вождям(слайд 14)

.и страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.
Казачество свое главное предназначение видит в служении

своему народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак, будь готов за это пролить свою кровь. «Не сотвори себе кумира и подобия его».

5). Держи слово: слово казака дорого.

Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное неспроста слушано.

6). Чти старших, уважай старость. (слайд 15)

Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Власть же стариков - не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых - и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай отцом своим, а престарелую казачку - матерью

7). Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

Если сомнение коснулось твоей души и ты не знаешь как поступить - поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

8). Погибай, а товарища выручай.

Так было всегда у казаков. Взаимная выручка - основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

9). Будь трудолюбив, небездействуй.

Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке и никогда не протягивали руку с криком: «Дай!». Живи своим трудом. Презирай праздность, не бездействуй, любое дело должно гореть в твоих руках.

10). Береги семью свою. Служи ей примером. (слайд 16)

Семья - святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья - основа казачьего общества. Глава семьи -отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания, воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми,отзывчивыми,бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.

5.Беседа учителя: (слайд 17)

-Сами казаки были глубоко верующими людьми. Иначе и быть не могло: проводя большую часть жизни в боях и походах, на краю жизни и смерти, казаки острее ощущали временность бытия и понимали, что только с Богом - вечность, и просили у него защиты и победы над врагом. Вместе с тем казаки были достаточно веротерпимы и с уважением относились к представителям других религий. В рядах казаков были и казаки-мусульмане (татары и башкиры), и ), и казаки-буддисты (калмыки и буряты). Но свыше большая часть казачества всегда было православным

-Родители приучали своих детей к соблюдению10 Христовых заповедей. Но главной заповедью было: крепи веру православную, ходи в церковь, очищай душу свою от грехов через покаяние, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы казаки.

6. Проектная работа в группах. Защита работы . 1.Честь казачья 2. Семейный быт. 3.Отношение к старшим. 4. Традиции и обычаи казаков. 5. Обряды и праздники.

(Материал для учащихся для защиты проекта по группам. )

Задача группы: отобрать нужный материал для своей группы и найти иллюстрации соответствующие заповедям.

а) Казаки несли воинскую службу все поголовно. В казачьей семье и отец, и дед и прадед все были воинами. И от того создавалась традиция службы и уважения к ней. Проводы на службу совершались так:
На службу провожали всем куренём. В хате новобранца собирались родственники и давали ему наставления. А в общем давайте заглянем в одну казацкую хату и всё увидим сами.

Инсценировка.
Действующие лица: отец-казак, мать и сын - казак.
Отец:
- Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи отчизне верой и правдой. Слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на службу Отечеству. Послужи Отечеству, как деды и отцы твои служили.
Сын-казак:
Прости меня, родной батюшка. Прости меня родная матушка. Прости меня, друг милый. Даст бог свидимся. Буду служить честно. Не будет вам за меня стыдно.
Мать:
(Подает мешочек) Вот тебе горсть родной земли. Она из нашего сада. Пусть на чужбине с тобой всегда будет родная земля.

б ) Издавна были крепки кубанские семьи. И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Женщины выполняли женские обязанности, а мужчины- мужские.

-А знаете ли вы обязанности казаков?
в) Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя, казаки всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего - Я Господь Бог ваш». Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требует соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать - казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без разрешения) и тем более - непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускали старшего. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными. г(слайд 18) Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Они оказывали особое влияние на веру казаков, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.:Особо любимыми, как в народе, так и в казачестве были рождественские праздники. Казаки праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова (7 января) и продолжались почти две надели до Крещения Господня(19 января).К празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом. День Рождества Христова еще назывался сочельником, т.к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом, или послащенной сахаром - «кутья»).

В сочельник не ели до первой звезды, но подготовка к этому празднику немного отличалась, друг от друга, согласно тем обычаям, которые бытовали в данной местности. В канун великого праздника, в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (тоже кутья).

С появлением первой звезды на небе после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.

Масленицу празднуют на последней неделе перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой.Название « Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масленые. Празднование Масленицы приурочилось ко дню весеннего равноденствия. Ритуалы, которые проводились в то время, были направлены на изгнание зимы и встречу весны.

Начинается подготовка к празднику Пасхе с Великого поста. Ведь именно он - период духовного и физического очищения. Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления.

В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу. Красили яйца, пекли пасху, жарили поросенка.

-Глубокая вера народа в свои святыни продолжает существовать, уходит внутрь души и сердца, помогая выжить нравственно.
7.Рефлексия. .Для того, чтобы оценить нашу работу опустите жетон в конверт:

Красный - мне понравилось.

Желтый - мне всё равно. Синий - мне не понравилось

© 2010-2022