- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по вопросам (2 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по вопросам (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Буткина И.Ю. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №8» г. Казани
Технологическая карта
урока русского языка во 2 классе
«Часть речи - имя существительное.
Изменение имён существительных по вопросам»
Буткина Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ "Гимназия №8" г. Казань
Казань - 2015
Аннотация. Главной целью современного образования становится развитие личности ученика. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна при полноценной учебной мотивации и развитой учебной деятельности: самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии, которая формируется на современном уроке. Учитель должен конструировать урок так, чтобы он отвечал требованиям ФГОС и мог реализовать базовый и повышенный уровень сложности. В данной методической разработке представлена материалы к уроку русского языка во 2 классе на тему «Часть речи - имя существительное. Изменение имён существительных по вопросам», включающие технологическую карту, дидактические материалы: презентацию, раздаточный материал. Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе РО Л.В.Занкова. Методические материалы разработаны на основе системно - деятельностного подхода.
I. Основная часть.
Тема: Часть речи - имя существительное. Изменение имён существительных по вопросам.
Цель: склонение имён существительных по вопросам
Задачи:
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно использовать в речи и писать имена существительные при склонении их по вопросам;
- пробуждать познавательный интерес к имени существительному как части речи, стремление осознанно в речи склонять имена существительные, ставя верный вопрос;
- формировать у обучающихся способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты (ЛУУД):
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (РУУД):
- принятие и сохранение учебной задачи;
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
- принятие установленных правил в планировании и контроле способа решения; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД (ПУУД):
-
ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
восприятие смысла предъявляемого текста;
Коммуникативные УУД (КУУД):
- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками;
- восприятие другого мнения и позиции;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- построение понятных для партнера высказываний. - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; - владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; - осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые уровни изучения материала: Базовый уровень: к концу урока каждый обучающийся должен иметь представление об изменении имен существительных по вопросам и уметь изменять имена существительные по вопросам. Повышенный уровень: к концу урока обучающийся имеет четкое представление о признаках имени существительного и правильно употребляет в речи имена существительные, изменяя их по вопросам, умеет ставить верный вопрос к именам существительным в косвенном падеже.
II. Планирование темы.
Тип урока: «открытие» нового знания Методика преподавания - частично-поисковая. Ресурсы: Книгопечатная продукция - учебник русского языка А.В.Поляковой, 2класс, 2012; орфографические словари; справочники по русскому языку Л.С.Васильевой, 2007. Учебно-практическое оборудование - пульт, жалюзи, музыкальное сопровождение, проектор, интерактивная доска ИКТ - презентация к уроку Дидактический материал - карточки с заданиями Определение практических заданий.
Задание 1: Словарно-орфографическая работа. Актуализация знаний.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);
- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);
- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);
- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);
- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД); - овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);
- принятие и сохранение учебной задачи (РУУД);
- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД); - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);
Задание 2: Изменить начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, ставя нужные вопросы и подставляя подходящие по смыслу предлоги, и сравнить смысловую форму существительного в словосочетании с начальной формой имени существительного.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);
- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);
- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);
- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);
- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД); - овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);
- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД); - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД); - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач (ПУУД);
Задание 3, 4: Работа с текстом. Работа со словосочетанием. Наблюдение за изменением окончаний у существительных
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях (ЛУУД);
- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (ЛУУД);
- выбор адекватных речевых средств в диалоге с учителем, одноклассниками (КУУД);
- восприятие другого мнения и позиции (КУУД);
- формулирование собственного мнения и позиции (КУУД);
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале (РУУД); - овладение способностью поиска средств осуществления учебной деятельности (РУУД); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (РУУД);
- анализирование изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД); - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (ПУУД); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям (ПУУД);
№
Этапы урока и вид деятельности
Ресурсы
Деятельность учащихся (вид УД)
Фор
ма орга
низа ции УД
Содержание учебного материала
Форми
руемые
УУД
I
Ориентировано-
мотивационный этап:
1
Мотивация учения.
Стихотво
рение
Наш девиз:
«За руки возьмемся, Друг другу улыбнемся, Дружно и с охотой
Будем мы работать»
Группа
ми
КУУД РУУД
2
Актуализация знаний
Слайд
1) чтение,
2)
наблюдение, анализ, синтез, обсуждение,
осмысление,
3) наблюдение,
анализ, синтез, обсуждение,
осмысление,
Фрон
тальная
Задание 1.
1) Картинная словарно- орфографическая работа (Дятел, заяц, лисица, сорока, медведь, ворона, воробей). Просигнализируйте с помощью веера.
2)Прочтите слова. Что вы заметили: что можно сделать со словами? (разделить названия на 2 группы: названия птиц и названия зверей) (разделить слова на 2 группы по слогам, или разделить имена существитель ные по родам).
3) Составить словосочетание существительное + прилагательное. Какое слово главное в словосочетании и почему? На какие вопросы отвечает имя существителное в словарной работе? Почему?
Вывод: актуализировать знания об имени существительном
ЛУУД
КУУД РУУД
ПУУД
3
Постановка проблемы
Слайд
1) чтение,
2) осмысление,
поиск,
обсуждение, наблюдение,
анализ, синтез, обобщение
Моделирование:
Имя существительное
К кому?
Около кого?
У кого?
С кем?
Фрон
тальная
Индивидуальная
Задание 2. Изменить начальную форму имени существительного в глагольном словосочетании, ставя нужные вопросы и подставляя подходящие по смыслу предлоги.
- Прочитай. Что составим:
«подбежал (лиса);
сидел (заяц);
увидел (сорока);
шёл (медведь)
Слова-помощники: к, около, у, с, за»
- Как будешь составлять словосочетание?
- Почему изменилась начальная форма имени существительного?
Вывод:
выделить, что имена существительные в словосочетании изменяются по вопросам
ЛУУДКУУД РУУД
ПУУД
4
Постановка учебных задач
Моделирование:
Имя существительное
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кем? Чем?
О ком? О чём?
Слайд
Учебник 2ч. (правило стр.67)
осмысление,
обсуждение
Фрон
тальн.
Вопросы для постановки учебных задач:
- Что заметили при написании существительных в словосочетаниях? Как изменялись имена существитель ные? (от главного слова -глагола- ставили вопрос)
-Какова же цель нашего урока?
(наблюдение за изменением имён существительных по смыслу в словосочетаниях, в предложениях) Вывод:
решить проблему и поставить учебную задачу
ЛУУДКУУД РУУД
ПУУД
II
Операционально-исполнительский этап
5
Первичное закрепление
Дидактический материал: карточки.
наблюдение, осмысление, анализ, синтез, обобщение
парами
Задание 3.
Работа с текстом. Прочитай текст. О ком в нём говорит- ся? Озаглавь текст. Что заметили в предложениях?
«В этой норе живёт лиса. У лисы есть маленькие лисята. Волк пришёл к лисе. Заяц боится лису. Медведь дружит с лисой. Он рассказал зайцу о лисе.»
- Почему изменя- лось окончание у существительного «лиса»?
Вывод:
изменять имена существительные в словосочетаниях и в предложениях по вопросам
ЛУУДКУУД РУУД
ПУУД
6
Физкультминут
ка
Проговаривание
коллективная
Стихотворная форма физминутки «Птицы», «Звери» с соответствующими движениями.
ЛУУДКУУД
7
Закрепление
Моделирование:
Имя существительное
Кто?
Кого? (нет)
Кому?
Кого? (вижу)
Кем?
О ком?
Дидактический материал: карточки.
Документкамера.
Чтение, осмысление, обсуждение, анализ, синтез, выбор
парами;
взаимопроверка
Задание 4. Разноуровневое задание (выбирают сами учащиеся).
1) изменить по вопросам имена существительные: сорока, белка.
2)закончить словосочетание, выделить окончание имени существительного: насыпал для …;
посмотрел на … .
Вывод: самостоятельно изменять имена существительные в словосочетаниях и в предложениях по вопросам и наблюдать за изменением окончаний
ЛУУДКУУД РУУД
ПУУД
8
Включение в систему знаний.
учебник
обсуждение, осмысление, анализ, синтез, обобщение, чтение
Индивидуальная
взаимопроверка Задание 5. Упражнение 133 -Прочитай. С какими словами в предложениях связано слово поле и на какие вопросы оно отвечает. Спиши текст.
-Выдели окончание в слове поле в каждом предложении.
Вывод: самостоятельно изменять в речи имена существитель ные по вопросам;
вспомнить алгоритм написания текста.
ЛУУДКУУД РУУД
ПУУД
III
Рефлексивно- оценочный этап
9
Домашнее задание.
Упр.136 или Упр.137*
Чтение, осмысление, анализ, выбор
Индивидуальная
Разноуровневое задание (выбирают сами учащиеся)
10
Рефлексия и саморегуляция деятельности
Слайд
Раздаточный материал: смайлики трёх видов
Оценивание, самооценивание
Фрон
тальная
Индивидуальная
Самооценка своей деятельности:
- Закончите мысль и покажите один из трёх смайликов:
«-Я «вызвал» уже имеющиеся знание
-Я смог…
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
-Мне понравилось….
-Я могу …»
Заключение. Таким образом, разработанная технологическая карта урока позволит добиться личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов по данной теме. Значимость труда создателей системы развивающего обучения состоит на научной основе системы обучения. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи развивающего обучения в массовой школьной практике. В правительственных документах, непосредственно обращенных к сфере образования - в первую очередь, в Законе Российской Федерации «об образовании, Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,- ставится задача, соответствующая новым культурно-историческим тенденциям: ориентировать образование не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности. Выпускнику школы третьего тысячелетия необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию. Идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывают влияние на всю систему российского образования.