Число и цифра 0

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Число и цифра 0

Цели:

- сформировать представление о числе 0, овладеть умением выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей; писать цифру 0; закреплять навыки счета в пределах 9;

- развивать творческие способности учащихся, внимание, мыслительные операции;

- воспитывать умения анализировать свою деятельность;

Оборудование: набор цифр от 0 до 9, ель, разноуровневые карточки для индивидуальной работы

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы - отлично учимся!

Всё у нас получится!

Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.

II. Актуализация знаний.

Сегодня математика приглашает в своё царство всех, кто не боится цифр и вычислений. Мы с вами стараемся познать эту интересную науку, преодолевая трудности, ведь наш девиз: «У меня всё получится».

  1. Работа с числовым рядом (веер цифр)

- Назовите число, которое стоит за числом 4 ( 5)

- Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)

- Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

- Назови соседей числа 3 (2,4)

- Найди сумму чисел 4 и 5 (9)

- Найди разность чисел 8 и 1(7)

На доске записаны числа (набор цифр):

- 3 6 1 4 7 9 2 5 8

- Какие задания можно предложить?

- Расположить числа в порядке увеличения, уменьшения, сравнить, составить равенства и неравенства.

2. Числовые равенства и неравенства.

Наш друг Незнайка постарался за вас и составил равенство. Проверьте, все ли он правильно сделал?

Как помочь Незнайке , ничего не зачеркивая и не исправляя числа?

4=5 (4=5-1) (1+4=5)

3. Состав числа 9.

2+...=9 ...+2=9

...-2=7 9-...= 2

III. Постановка темы урока.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

- Росли 2 сосны, на каждой сосне по 2 ветки, на каждой ветке по 2 яблока.

Сколько всего яблок?

- Нисколько, на соснах яблоки не растут.

- Подумайте, как можно по-другому сказать? (ни одной)

Догадались, какова у нас тема урока?

Число 0. Цифра 0. Это слово пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто».

IV. Открытие новых знаний.

1.Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.

У Маши было 9 конфет. 4 конфеты она дала младшему брату, 4 съела сама и 1 угостила папу. Сколько конфет осталось у Маши?

- Что же обозначает число 0? (нет предметов, пустоту, нисколько, ни одной не осталось)

- Какой цифрой будем записывать число 0?

Физкультминутка (подвижная)

Буратино потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл:

Чтобы ключик нам достать-

Нужно на носочки встать.

Буратино выше встал,

Поглядите- ка, достал.

2. Написание цифры по образцу. Работа по учебнику с.31

- Цифра 0 состоит из одного элемента - большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем, вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем, вверх и соединяем.

- Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.

Далее учащиеся работают по образцу.

3. Определение места 0 на числовом отрезке с. 30

- Число 0 не знает, где его место. Какое место ему занять на отрезке. Почему вы так думаете?

- В народе часто говорят: «Начнем с нуля…», когда так говорят?

(начинают сначала, на пустом месте).

- Сравните 0 с другими числами отрезка.

- На сколько 0 меньше 1? На сколько 1 больше 0?

4. Свойства нуля:

Цифра вроде буквы 0 -

Это 0 иль ничего.

О его особых свойствах

Мы поведём сейчас рассказ.

- Что значит эта запись: а+0=.... (а - любое число, если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число а+0=а) Также устанавливаются другие свойства : 0+а=а, а-0=а, а-а=0

Задание №2.

- Итак, ребята, мы познакомились со свойствами 0.

- Ещё раз прокомментируйте их

.5. Работа по тетради на печатной основе.

- Задание №1

-Как его проиллюстрировали? Кто мог цветочки срезать и для кого?

- Что получилось в результате?

Физкультминутка (для глаз)

Задание №5.

1 столбик коллективно;

2 столбик - 1ряд;

3 столбик - 2ряд;

4 столбик - 3ряд

V. Первичное закрепление.

Дифференцированная работа.

1.Решение примеров на основе свойств 0.

5-0=5 7-7=0 2+0=2

2.Индивидуальные карточки. Выбираем для себя задание (по сложности) на карточке красный кружок - самое сложное, синий - 2 уровень, зелёный - 1 уровень (простое).

3. Игра «Подумай, где ты встречал 0, в какой службе работает число ноль?»

Пожарная -01, милиция -02, скорая помощь -03

Запишите в тетради эти номера.

VI. Итог урок.

- Что вы узнали на нашем уроке?

- Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете рассказать о нем? (Его нельзя использовать при счете, но без него нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам числа. Мы не можем показать соответствующее ему количество предметов.)

- Какие свойства нуля теперь знаете?

- Какое задание вам показалось интересным? Сложным?

Расскажите по схеме:

Я запомнил …

Я знаю…

Я смог…

Я научился....

- Как бы вы оценили свою работу? (предлагается три смайлика для оценки )

VII. Дом.задание.

Найти символ числа ноль и выяснить, какую важную роль в математике выполняет ноль. Спасибо за урок.



© 2010-2022