- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока литературного чтения, проведенного в 3 «Б» классе И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Технологическая карта урока литературного чтения, проведенного в 3 «Б» классе И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаварина О.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Валуйки Белгородской области
Технологическая карта урока литературного чтения, проведенного в 3 «Б» классе
И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Подготовила
учитель начальных классов:
Шаварина О.В.
Валуйки, 2015
Название раздела: Русская литература 19 века.
Тема: И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи урока:
-
формировать умения определять басню как жанр литературного произведения по характерным её признакам ( аллегоричность, мораль, поучительность);
-
учить читать басню по ролям; различать слова автора и героев басни;
-
расширять словарный запас;
-
развивать слуховое и зрительное восприятие;
-
развивать память ,логическое мышление, умение делать выводы;
-
воспитывать интерес к литературному чтению;
-
воспитывать нравственность , умение правильно оценивать поступки людей, которые стали прототипами басни.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
- работать с содержанием текста произведения;
- рассказывать об особенностях басни как литературного произведения;
- определять мораль басни;
- проводить исследование текста басни и оформлять результаты в устной форме;
Метапредметные УУД
Познавательные:
- раскрывать значение слова «басня», «мораль» и использовать их в активном словаре;
- раскрывать значение выражения «с ним была плутовка такова», «всё не в прок», «Бог послал» и использовать их в активном словаре;
- отличать басню от других литературных произведений и обосновывать свое мнение;
- определять главную мысль и мораль басни и обосновывать свое мнение;
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;
- выполнять корректировку учебного задания;
- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;
- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Личностные УУД
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание читать басни;
- осознание успешности при изучении темы.
Методы работы на уроке:
1.Объяснительно-иллюстративный;
2.Частично-поисковый
3. Наглядный;
4. Практический;
Формы работы на уроке:
1.Фронтальная;
2.Подгрупповая ( в парах)
3. Групповая
4. Индивидуальная
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебники по литературному чтению для 3 класса авт. Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России)
2. Иллюстрация к басне
3.Индивидуальные карточки - словари
4.Материал для групповой работы;
5. Мультимедийная установка, экран, компьютер.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I. Организационный этап.
Языковой анализ
- Дети, у нас сегодня много гостей. Посмотрите на них поприветствуйте и улыбнитесь как радушные хозяева.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну басен попадём.
Присаживайтесь, начнем наш урок.
Работа над скороговоркой
Внимание на экран, вы видите скороговорку. Сейчас каждый прочтите ее про себя «Проворонила ворона воронят». Прочтем скороговорку хором в медленном темпе. Какие звуки чаще всего повторяются? Прочтем чуть быстрее, выделяя звук [р]. Теперь прочтем быстро.
Как понимаете смысл этой скороговорки? Обратим внимание на глагол, как вы его понимаете?
Кто главные действующие герои? Теперь прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией/ восклицательной, теперь грустно, весело, с осуждением. Прочитайте скороговорку делая логическое ударение на словах, которые будут ответом на мои вопросы.
- Кто проворонил воронят?
- Кого проворонила ворона?
- что сделала ворона?
Почему именно об этих птицах мы говорили, вы поймете дальше.
Приветствуют учителя и гостей
Самоопределение
Читают скороговорку
Отвечают на вопросы
Читают скороговорку по заданию
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Р.: мобилизация сил и энергии.
К: выслушивают разные точки зрения
К., умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой
II.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Посмотрите на слайд, прочитайте высказывание «Каждый видит в басне что-то близкое и знакомое именно ему». Как вы понимаете эти слова?
- На прошлых уроках вы познакомились с жанром «басня», кто напомнит, что обозначает этот термин?
Назовите ее характерные признаки:
-
Кто обычно является героями басни?
-
Какие пороки (плохие качества) высмеиваются в басне?
-
Как называется итог или вывод в басне?
Послушайте стихотворение
(М. Исаковского ) и скажите о каком баснописце мы будем говорить.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
- Верно. Сегодня состоится очередная встреча с замечательным поэтом-баснописцем И. А. Крыловым.
Из какой басни эти строки:
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума,
оборотиться?»
- Кто герои басни? Что вы можете о них сказать?
- Какова мораль этой басни? Чему она учит?
Кто готов рассказать басню наизусть?
-Кто подготовил чтение по ролям?
-Кто прочитал выразительнее всех?
-Как вы сами оцените свою работу?
Читают,
высказывают свое мнение
Басня-небольшое произведение в стихах
или в прозе;
Уч-ся называют признаки басни
1.Персонажи
-животные;
2 Глупость, лень, невежество и т.д
3. Мораль;
Читает ученик
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопросы
Читают басню наизусть или по ролям
Дают само и
взаимооценку
П.: формируем навык анализа прочитанного
К.: умение слушать
и слышать,
правильно отвечать на поставленный вопрос
П.: умение отличать басню от других литературных произведений и обосновывать свое мнение;
Л:ориентация в нравственном содержании
произведения
Р.: способность к самоконтролю, взаимоконтролю, правильной самооценке;
К: умение слушать и слышать
партнера, правильно читать роль
III.
Постановка цели и задач урока.
И.А. Крылов написал более 200 басен. Отгадайте загадки и предположите название басни, с которой будем работать сегодня на уроке.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: - Карр, карр, карр. (ворон)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. (лиса)
Кто уже догадался, о какой басне мы будем говорить?
Назовите тему нашего урока.
Какова цель урока?
Что мы будем делать н уроке, чтобы достичь цели?
1.Определить жанр произведения;
2.Понять смысл всего произведения и отдельных слов;
3. Дать характеристику героев и оценить их поступки; высказывать свое мнение;
4. Читать произведение по ролям;
5. Расширять словарный запас.
Отгадывают загадки
Определяют тему урока.
Называют цель и задачи, делают предположения
Р.:, планирование, целеполагание, саморегуляция;
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
П: строят речевое высказывание
К: выслушивают разные точки зрения
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
IV. Работа по теме урока
Первичное усвоение новых знаний
Первичное закрепление
Словарная работа
Беседа по содержанию
.А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной.
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- Кто из героев басни вам понравился больше? Почему?
Повторное чтение. (читают 3 ученика)
В тексте вам встретились слова, понимание, которых могло вызвать у вас затруднение.
Давайте определим их значение.
Я буду называть слово, а вы, используя словарь называть его значение.
- Какое по размеру это произведение?
-Как написано? В стихах или в прозе?
Можно ли его назвать басней?
Кто нашел сыр?
-Что ворона собиралась сделать?
-Удалось ли ей позавтракать?
Почему?
-Как Лисица отвлекла внимание
Вороны от сыра?
-Какая просьба Лисицы оставила Ворону без завтрака?
Слушают басню
Отвечают на вопросы
Работают с текстом, следят по учебнику
Читают незнакомые слова ,отыскивают значение новых слов в индивидуальных словарях
Отвечают развернутой фразой, правильность которой контролирует учитель
К.: умение слушать
и слышать,
правильно отвечать на поставленный вопрос
П: строят речевое высказывание
П.: раскрывают понятие слов, используя словари
Л: Определяют конкретный смысл понятий.
К.: согласовывают позиции с партнёром и находят общее решение;
П: строят речевое высказывание
V. Физминутка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялсь,
Опустили руки вниз.
Выполняют движения
Работа в группе
Подготовьтесь к работе в группах.
Капитаны подойдите за заданием.
Выберите того, кто будет защищать вашу работу.
Делятся на группы, выполняют задание, защищают свою работу
П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач;
К: инициативное сотрудничество в группах.
Характеристика героев и их поступков
- Найдите мораль басни, прочитайте ее.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
Как называют человека, который любит слушать льстивые слова в свой адрес?
(тщеславным)
А качество называется - тщеславие
Кто в басне был тщеславен?
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? - Опишите внешний вид лисы. Какая она?
Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
- Опишите, какова Ворона по внешнему виду
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос
- А что говорила о голосе Вороны Лиса?
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
-Каким голосом говорила лисица?
Находят мораль, читают
Отвечают на вопросы
Знакомятся со словом тщеславие
(в сказках Лисица - хитрая, умная, а Ворона - глупая)
(Нет).
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
К: умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос
VI.
Применение
освоенных знаний в практической деятельности
Сейчас в парах подготовьтесь к чтению басни по ролям.
Какие действующие лица в басне? Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.
-Чтение какой пары вам понравилось больше?
-Кто смог вжиться в роль?
Работают в парах. Читают басню по ролям.
Анализируют чтение друг друга
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
К: учитывают разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание на выбор:
-чтение басни наизусть
- чтение басни в лицах
-выразительное чтение басни
Слушают задание, делают пометки по выполнению домашнего задания
Р.: умение принимать учебную задачу
К: умение слушать и слышать
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Наш урок подходит к концу, давайте вернемся к задачам нашего урока, удалось ли нам их все выполнить?
Достигли мы цели урока?
А сейчас подумайте как вы чувствовали себя на уроке.
-Кому было комфортно, все понятно и справился со всеми поставленными задачами, подойдите к иллюстрации и прикрепите веточку ели на верх ели.
- Кому было не совсем комфортно и что-то не понятно, но не удалось решить все задачи, прикрепите веточку на среднюю ветку.
- те кто сегодня на уроке чувствовал себя некомфортно, все было непонятно- на нижнюю ветку.
Посмотрите на ель, какой вывод можем сделать?
Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.
Оценивают свою работу н уроке (саморегуляция)
Выполняют задание
Р: осуществляют итоговый контроль
Л: оценивают результат учебной деятельности.
Р:соотносят полученный результат с поставленной целью.