Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс1. Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешаков «Окружающий мир», изложенной в Сборнике рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М. «Издательство «Просвещение», 2011. Программа разработана для работы в 4 классе общеобразовательной школы по курсу «Окружающий мир» УМК «Школа России», в соответствии с образовательной программой общего начального образования МОАУ СОШ №10. Нормативными правовыми документами федерального уровня: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48); федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5). На основании методических рекомендаций по изучению истории Амурской области (Информационное письмо МКУ КОДН Белогорск от 07.08.2015 №02-4451) изучения курса «История Амурской области» проводится в форме интеграции отдельных элементов содержания курса в работе программы по предмету.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

  1. Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.



3. Место курса в учебном плане Учебный предмет «Окружающий мир» включен в образовательную область «Обществознание и естествознание» федеральной части учебного плана. На изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов. (2 часа в неделю, 34 учебных недели)

4.Результаты изучения курса.


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

5. Содержание курса
Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Экскурсия. Лес и человек. Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край - часть большой страны (15 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсия. Поверхность нашего края. Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Экскурсия. Мир древности. Экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории России ( 20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII - XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII - XV вв. Наше Отечество в XVI - XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI - XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 - 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник. Наша страна в 1945 - 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия (9 ч) Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в рег

Календарно-тематическое планирование (приложение № 1)


Учебно-методическое обеспечение


Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

4

А.А. Плешаков Окружающий мир. 2014 Москва «Просвещение»

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс /Максимова Т.Н. М.: ВАКО, 2015. - 384 с.


Тесты по предмету «Окружающий мир». 2 ч. 2015

Е.М. Тихомирова

«Экзамен» Москва



Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1, 2 для 4класса начальной школы / А.А.Плешаков. -М.: Просвещение, 2015 - 99 с.





Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для обучающихся образовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2010





Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для обучающихся начальных классов / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2010.

















Учебно-техническое обеспечение


№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

учебно-лабораторное оборудование и приборы

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;

  2. Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.);

  3. Географическая настенная карта;

  4. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, гербарии и др).


2

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

- Персональный компьютер с принтером

- Классная доска с креплениями для таблиц;

- Мультимедийный проектор; экран

3

цифровые образовательные ресурсы

Экранно-звуковые пособия

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по окружающему миру.



Список используемой литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания 1 Мир вокруг нас: Методическое пособие: 4 класс. А.А. Плешаков М.: Просвещение, 2005.

Контроль


№ п/п

Вид контроля

Кол-во

1

Проверочная работа

6

2

Практическая работа

17

3.

Экскурсии

4












Перечень тем проектов (по выбору)

№ п/п

Разделы


Проектная деятельность


1.

Земля и человечество.

1 Имя на глобусе.

2 Всемирное наследие в России.

3 Красная книга России.

4 Заповедники и национальные парки России.

5 Международная Красная книга.

6 Национальные парки мира.

7 Как защищают природу.

2.

Природа России

1 Красная книга нашего края.

2 Охрана природы в нашем крае.

3.

Родной край-часть большой страны

Экологическая обстановка в нашем крае (городе, микрорайоне).

4.

Страницы всемирной истории

Путешествие по городам мира.

5.

Страницы истории России

1 Открытие берестяных грамот.

2 Правители Древней Руси.

3 История открытия пролива между Евразией и Америкой.

4 В дворянской усадьбе.

5 В крестьянской избе.

6 День горожанина: начало ХХ века.

6.

Современная Россия

1 Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа, летчика.

2 Новые имена советской эпохи.

3 Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки.

4 Календарь праздников моей семьи.

5 Наш край (город, поселок) в годы Великой Отечественной войны.

6 Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов.

7 Инженерно-технические сооружения родного края.




Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование (4а класс)



п/п

Название раздела,

тема урока


Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые результаты УУД

Форма контроля

план

факт

Личностные

Метапредметные

Предметные

Земля и человечество 9 часов

1

Мир глазами астронома.

1

1.09


Строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих.

Проявлять в конкретных случаях доброжелательность, доверие, оказывать помощь. Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания в жизненных ситуациях.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Работать с дополнительной литературой.

Анализировать представленные в учебнике схемы, карты, принимать и сохранять учебную задачу. Совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход

Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения астронома


Текущий контроль

2

Планеты солнечной системы. Практическая работа №1 «Планеты солнечной системы»

1

2.09


Перечислять планеты в правильной последовательности в порядке удаления от Солнца Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг солнца.

Текущий контроль



Практическая работа

3

Звездное небо - великая книга природы.

1

8.09


Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. Определять направление на север по Полярной звезде. Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды - скопления звёзд в созвездии Тельца



4

Мир глазами географа. Практическая работа № 2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах».

1

9.09


Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Текущий контроль


Практическая работа

5

Мир глазами историка. Практическая работа № 3 « Показ на исторической карте расселение древних славян»

1

15.09


Понимать, что история - это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог»

Текущий контроль


Практическая работа

6

Когда и где?

1

16.09


Различать год, век, арабские, римские цифры, пользоваться терминами «Историческое время», «эпоха», «столетие».

Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой

Текущий контроль

7

Мир глазами эколога. Экскурсия № 1 по теме «Земля и человечество»

1

22.09


Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой. Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране

Текущий контроль

8-9

Сокровища Земли под охраной человечества. Проверочная работа № 1 по теме «Земля и человечество»

2

23.09

29.09



Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России

Тематический контроль




Обобщающий тест по разделу «Земля и человечество»

Природа России 10 часов

10

Равнины и горы России. Практическая работа № 4 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов».

1

30.09


Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

Принимать и сохранять учебную задачу.

Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. Рассказывать о вулканах Камчатки - объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике

Текущий контроль



Практическая работа

11

Моря, озера и реки России. Практическая работа № 5 « Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов».

1

6.10


Проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру. Знать правила поведения на море, озере.

Оценивать свою деятельность в групповой и парной работе.

Различать моря Северного, Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское. Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике

Текущий контроль


Практическая работа

12

Природные зоны России. Практическая работа № 6 « Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России».

1

7.10


Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


Способность к самооценке своих действий, поступков.

Находить и выбирать нужную информацию из дополнительной литературы.

Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров»

Знакомиться с картой природных зон России, определять по карте природные зоны России, сравнивать зоны, описывать их характерные особенности по плану, высказывать предположение о причинах их смены, работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами.


Текущий контроль


Практическая работа

13

Зона арктических пустынь. Практическая работа № 7 « Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России».

1

13.10


Находить и показывать на карте зону арктических пустынь. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённости солнечными лучами. Моделировать характерные цепи питания. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны арктических пустынь, рассказывать об освоении природных богатств и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях

Текущий контроль.


Практическая работа

14

Тундра. Практическая работа № 8 « Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России».

1

14.10


Находить нужную информацию из дополнительной литературы, Интернета, выполнять на персональном компьютере задания по теме.

Находить и показывать на карте зону тундры. Сравнивать зону тундры и зону арктических пустынь. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённости солнечными лучами. Моделировать характерные цепи питания. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны, рассказывать об освоении природных богатств и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях. Рассказывать о Таймырском заповеднике

Текущий контроль.


Практическая работа

15

Леса России

1

20.10


Находить, показывать на карте зону смешанных лесов и широколиственных. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Определять с помощью атласа-определителя растения лесов. Моделировать характерные цепи питания

Текущий контроль

16

Лес и человек Практическая работа № 9 «Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями».

1

21.10


С помощью схемы и текста раскрыть роль леса в природе и жизни людей, обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране, правила поведения в лесу, характеризовать лесные зону по плану.

Текущий контроль


Практическая работа

17

Зона степей. Практическая работа № 10 «Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями».

1

27.10


Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны. Рассказывать о питомниках для редких животных


Текущий контроль


Практическая работа

18

Пустыни Практическая работа № 11 «Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями».

1

28.10



Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей зоны пустыни. Показывать на карте природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения. Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли»


Текущий контроль

Практическая работа

19

У Черного моря. Практическая работа № 12 «Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов».

Проверочная работа № 2 по теме «Природа России»



1

10.11


Осваивать основы экологической грамотности элементарных правил поведения во время отдыха у моря.

Совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, г. Сочи. Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне».

Работать с терминологическим словариком

Показывать на карте природных зон зону субтропиков.

Называть правила безопасности во время отдыха у моря.

Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.

Рассказывать о курортах Черноморского побережья Кавказа.

Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кавказа», «субтропики»


Практическая работа



Тематический контроль




Обобщающий тест по разделу «Природа России»

Родной край - часть большой природы. 15 часов.

20

Наш край.

Уникальное политико-географическое положение Амурской области.

Практическая работа № 13 «Определение положения Амурской области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края».

1

11.11


Положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; -чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края



Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций


Принимать и сохранять учебную задачу

Проводить наблюдения, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их

Оценивать свою деятельность в групповой и парной работе

Находить и показывать на карте России свой регион. Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы

Текущий контроль


Практическая работа

21

Поверхность нашего края. Археология Амурской области. Экскурсия № 2 по теме «Поверхность нашего края»

1

17.11


Описывать формы земной поверхности, находить на карте региона основные формы земной поверхности. Объяснять значения слов: «овраг», «балка» Называть формы земной поверхности родного края.

Рассказывать об охране поверхности края.

Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края.

Текущий контроль

22

Водные богатства нашего края.

Освоение Приамурья в ХVII- начале ХХ вв.

1

18.11


Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Формулировать своё мнение и позицию. использовать речь для регуляции своего действия Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач

Иметь представление о водных объектах родного края. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) водоёмы нашей местности. Называть источники загрязнения вод в регионе. Называть правила поведения на воде

Текущий контроль

23

Наши подземные богатства. Амурская область в «годы великих потрясений». 1904 - 1922 гг.

Практическая работа № 14 «Рассматривание образцов полезных ископаемых (2 - 3 названия) и определение их свойств».

1

24.11


Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

Текущий контроль


Практическая работа

24

Земля-кормилица.

1

25.11




Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края. Рассказывать об охране почв

Текущий контроль

25

Жизнь леса Практическая работа № 15 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса».

1

1.12


Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

Текущий контроль


Практическая работа

26

Жизнь луга Практическая работа № 16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга».

1

2.12


Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Формулировать свои затруднения, задавать вопросы.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Различать способ и результат действия.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг

Текущий контроль


Практическая работа

27

Жизнь в пресных водах. Экскурсия № 3 по теме «Жизнь в пресных водах»

1

8.12


Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания.

Называть правила поведения у водоёма.

Рассказывать об охране пресноводных растений и животных.

Рассказывать о болотах и об их охране

Текущий контроль

28

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа № 17 «Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля».

1

9.12




Рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть сорта культурных растений. Называть отрасли растениеводства в родном крае. Называть правила ухода за культурными растениями

Текущий контроль



Практическая работа

29

Животноводство в нашем крае.

1

15.12




Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть породы домашних животных. Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развитии

Текущий контроль

30

Проверим себя и оценим свои достижения

1

16.12


Оценивать свои достижения

Текущий контроль

31-33

Презентация проектов.

3

22.12

23.12

29.12


Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов


34

Проверочная работа № 3 по теме «Родной край - часть большой страны»

1

12.01



Тематический контроль



Обобщающий тест по разделу: «Родной край - часть большой страны»

Страницы всемирной истории 5 часов.

35

Начало истории человечества.

1

13.01


Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди».

Использовать «ленту времени

Текущий контроль

36

Мир древности: далекий и близкий

1

19.01


Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.

Использовать «ленту времени». Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды»

Текущий контроль

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

20.01




Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Сопоставлять мировые религии.

Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»

Текущий контроль

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

26.01




Рассказывать о Новом времени в истории Европы,

Понимать значение развития предпринимательства.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

Называть выдающихся людей нового времени.

Работать с географической картой

Текущий контроль

39

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа № 4 по теме «Страницы всемирной истории».

1

27.01






Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики.

Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Называть научные открытия и технические изобретения ХХ - ХХI веков. Называть выдающихся людей новейшего времени.

Понимать, что ХХ столетие - это время двух самых кровопролитных войн

Тематический контроль



Обобщающий тест по разделу: «Страницы всемирной истории».

Страницы истории России 20 часов.

40

Жизнь древних славян

1

2.02


Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


Показывать на карте территории расселения древних славян.

Рассказывать о жизни древних славян

Характеризовать верования древних славян

Текущий контроль

41

Во времена Древней Руси

1

3.02


Называть столицу Древней Руси.

Понимать значение принятия Русью христианства.

Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение»

Текущий контроль

42

Страна городов

1

9.02


Объяснять важность находок археологами берестяных грамот.

Объяснять значение летописи об основании Москвы.

Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси

Текущий контроль

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

10.02



Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Называть имена создателей славянской азбуки. Объяснять значение слова «летопись». Объяснять роль летописей для изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры

Текущий контроль

44

Трудные времена на Русской земле

1

16.02


Рассказывать о монгольском нашествии.

Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда». Рассказывать об Александре Невском.

Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев

Текущий контроль

45

Русь расправляет крылья

1

17.02




Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси.

Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. Объяснять значение слова «монастырь»

Текущий контроль

46

Куликовская битва

1

24.02


Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.

Моделировать ход Куликовской битвы.

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России

Текущий контроль

47

Иван Третий

1

1.03




Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики.

Понимать значение освобождения от монгольского ига

Текущий контроль

48

Мастера печатных дел

1

2.02


Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.

Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники»

Текущий контроль

49

Патриоты России

1

9.03




Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.

Объяснять значение выражения «народное ополчение»

Текущий контроль

50

Петр Великий

1

15.03


Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Понимать, почему Пётра I называют Великим. Рассказывать об основании града Петра

Текущий контроль

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

16.03


Рассказывать о М.В. Ломоносове. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Текущий контроль

52

Екатерина Великая

1

29.03


Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рассказывать о Екатерине Второй.

Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой.

Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф. Ф. Ушакове и А.В. Суворове

. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Учиться высказывать своё предположение.

Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Текущий контроль

53

Отечественная война 1812 года

1

30.03


Рассказывать о Бородинском сражении.

Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Объяснять значение выражения «Отечественная война

Текущий контроль

54

Страницы истории ХIХ века

1

5.04




Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей.

Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года

Текущий контроль

55

Россия вступает в ХХ век. Роль казачества в истории Амурской области.

1

6.04




Объяснять значение выражения «Гражданская война». Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях

Текущий контроль

56

Страницы истории 1920-1930-х годов. Приамурье в 1920-е - 1930-е гг.

1

12.04


Рассказывать об образовании СССР.

Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни

Текущий контроль

57-58

Великая война и великая Победа.

Амурская область в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия № 4 по теме «Великая война и великая Победа».

2

13.04

19.04


Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война

Текущий контроль

59

Страна, открывшая путь в космос. Амурская область в 1945-1991гг. Проверочная работа № 5 по теме «Страницы истории России»

1

20.04






Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.

Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР.

Называть экологические проблемы того времени.

Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году

Тематический контроль



Обобщающий тест по разделу «Страницы истории России»

Современная Россия 9 часов

60

Основной закон России и права человека. Амурская область с 1991года по настоящее время.

1

26.04


Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра

Рассказывать о федеральном устройстве России.

Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.

Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»

Текущий контроль

61

Мы - граждане России

1

27.04


Называть права и обязанности гражданина.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

Текущий контроль

62

Славные символы России. Этнические культуры коренных народов Приамурья.

1

3.05


Понимать, что такое «символ» и называть символы России.

Объяснять значение символов России в жизни государства и общества

Текущий контроль

63

Такие разные праздники

1

4.05




Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников

Текущий контроль

64-66

Путешествие по России. Перспективы социально-экономического развития амурской области.

3

10.05

11.05

17.05




Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России

Текущий контроль

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа № 6 по теме «Современная Россия»

1

18.05




Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся

Тематический контроль



Обобщающий тест по разделу «Современная Россия»

68

Презентация проектов

1

24.05




Представлять результаты проектной деятельности.

Формировать адекватную оценку своих достижений

Текущий контроль

Приложение № 2

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.



Критерии оценки проекта: 1. Оригинальность темы и идеи проекта. 2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования). 3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности). 4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры). 5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства). 6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность). 7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).














Приложение № 3

Лист корректировки рабочей программы



Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)































































































© 2010-2022