Презентация Роль внеурочной деятельности в системе работы учителя начальных классов по повышению качества знаний

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов: Сидорова Анна Александровна

Школа после уроков - это мир творчества,
проявления и раскрытия каждым ребенком
своих интересов, своих увлечений, своего «я»

(слайд 1) Внеурочная деятельность, как деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь - это достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. (слайд 2)


Актуальность данной темы объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Для меня таким способом стала внеурочная деятельность в начальной школе. В процессе занятий учащиеся включаются в познание окружающего мира, реализации своих идей, творческие способности, где учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление, игры, головоломки, творческие работы, поиск и сбор информации, тематические презентации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою модель организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: (слайд 3) -обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребёнка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Проблема заполнения свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена



Учитель начальных классов: Сидорова Анна Александровна
на гармоничное развитие личности, их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор. Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Это стало возможным, т. к. в практике прошлых лет в школе сложилась прочная система воспитательной деятельности. Перед началом учебного года проводится большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями начальных классов проводится анкетирование родителей с целью выявления, по каким направлениям они хотели бы, чтобы их дети посещали внеурочные занятия в школе. По итогам этого опроса формируются группы детей, а учителями составляются рабочие программы по каждому направлению, учитываются возрастные особенности обучающихся, пожелания родителей, особенности нашего образовательного учреждения, составляется расписание. Внимание уделяется тому, чтобы каждый ребёнок мог развиваться по разным направлениям. Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня обучающихся введена обязательная прогулка на свежем воздухе. Ожидаемые результаты (слайд 4) Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, осознанного отношения к профессиональному самоопределению, в конечном счёте - достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, занятия должны его развивать, а не затормаживать его взросление. Именно поэтому особое значение приобретает исследовательская деятельность, которая учит ставить цель исследования, пошагово выполнять свою работу и приходить к определённому результату. Это даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Сотрудничество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности успешно осуществляется по следующим направлениям: (слайд 5)

-непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

-развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

Основным критерием результативности своей работы во внеурочной деятельности считаю содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем, и как результат, повышение качества знаний обучающихся.

Учитель начальных классов: Сидорова Анна Александровна

Внеурочная деятельность моих обучающихся строится на следующих принципах: (сл. 6)

«Принцип открытости»: дети планируют, вносят свои предложения.

«Принцип привлекательности» будущего дела: увлекаю детей конечным результатом выполняемого дела.

«Принцип деятельности»: ребята активно участвуют в проектах, исследовательской деятельности.

«Принцип свободы»: свободный выбор задания с учётом своих интересов и возможностей.

«Принцип обратной связи»: каждое занятие заканчивается рефлексией. Обсуждаем

вместе, что получилось, что не очень, и определяем перспективу будущих дел. Исходя из вышеизложенного, я определила следующие направления во внеурочной деятельности второго стандарта нового поколения.

Спортивно-оздоровительное направление было реализовано с помощью программ внеурочной деятельности «Секреты здоровья», «Чемпион», «Шкатулка игр». (слайд 7)

Цели данных программ : (слайды 8-9)

- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, об укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастики, к физкультминуткам и подвижным играм;

- обучение простейшим способам оказания первой медицинской помощи;

- формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей;

- привитие навыков самообслуживания и развитие навыков соблюдения гигиенических норм и правил;

- привлечение учащихся к регулярным занятиям физкультурой, активному и полезному досугу;

- способствовать здоровой социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.

Наши результаты: (слайд 10)

Грамота за активное участие на школьном дне здоровья

Учитель начальных классов: Сидорова Анна Александровна

Грамоты за участие в школьных лыжных соревнованиях С самых первых занятий дети под руководством учителя учатся анализировать и контролировать своё поведение, учатся беречь свое здоровье, приобретают навыки предупреждения болезни, учатся избегать несчастных случаев, оказывать себе или окружающим первую медицинскую помощь, учатся исследовать, добывать информацию, рассуждать и делать выводы. Здоровый ребенок - хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом. Учитель должен знать индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика, чтобы правильно организовывать оздоровительную работу в классном коллективе.

Общекультурное направление было реализовано с помощью программ внеурочной деятельности « Волшебный карандаш», «Мастерская юных художников». (слайд 11) Изобразительное искусство - одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Цели программ: (слайд 12)

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Конкурсная работа «Вдохновение осени» Наши результаты: ДИПЛОМЫ за участие во всероссийском конкурсе изобразительного искусства «Ангел вдохновения» (слайд 13) Общеинтеллектуальное направление было реализовано с помощью программ внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» и «Информатика в играх и задачах». (слайд 15) В основе программы внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»- программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам, развитие познавательных способностей». В основе программы внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» - программа А.В.Горячева «Информатика и ИКТ».

Цели программ:

  • формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску
  • решать проблемы комплексного развития психических процессов, формировать нестандартное мышление.
  • активизировать познавательную деятельность, развитие информационного мышления, приобретение навыков работы на компьютере, умение применять прикладные программы, развитие творческих способностей, умение обращаться с компьютером, умение ориентироваться в сетевых ресурсах Интернет. (слайд 16)
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации.
Самореализация, самовыражение и самоорганизация является ключевыми целями научно - познавательного направления. Наши результаты: (слайд 17-20) Дипломы участия во всероссийском конкурсе «Вундеркинд» Дипломы участия в общероссийком конкурсе Логическое мышление Таким образом, применение новых информационных технологий во внеурочной деятельности раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, и является началом для творчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческой деятельности учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе занятий во внеурочной деятельности влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

-Духовно-нравственное направление было реализовано с помощью программы внеурочной деятельности «Клуб литературного чтения».





Учитель начальных классов: Сидорова Анна Александровна Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Цель программы «Клуб литературного чтения» - (слайд 21) совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Наши результаты: (слайд 22) Грамота победителю школьного этапа VIII областного конкурса на лучшее прочтение литературного произведения К.Д.Бальмонта, поэтов Серебряного века, поэтов Ивановского края, и девятого областного конкурса. ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА VIII областного конкурса чтецов им.К.Д.Бальмонта в рамках Бальмонтовского детского фестиваля поэзии «Солнечный Эльф». Грамоты победителям на школьном конкурсе «Русские поэты о золотой осени» (слайд 23) Благодаря занятиям внеурочной деятельности мы добились хороших результатов при проведении итоговой комплексной диагностической работы. При выполнении данной работы 95, 4 % обучающихся овладели универсальными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения обучения на высоком, повышенном и базовом уровнях. Таким образом, в процессе внеурочной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования. Внеурочная деятельность - это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования».

Федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования (слайд 24)




© 2010-2022