Рабочая прграмма по предшкольной подготовке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ПРОГРАММА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»



Возраст обучаемых: 4,5-6,5 лет

Срок реализации: 2012-2017 г.г.




























Пояснительная записка

Подготовка детей к школе - важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение, получение оперативных консультаций, использование инновационного опыта. Образовательная программа представляет собой документ, который определяет содержание образования подготовки к начальной школе. Структурно-образовательная программа представляет собой совокупность рабочих образовательных программ, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности. Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение.В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации.Работа по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

Назначение программы: оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей. Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить ответственное отношение к здоровью. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, также его консультации родителей будущих первоклассников. В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребенка. По его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений.

Цель программы: всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Данная программа решает следующие задачи: -обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. - углубление умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе. - развитие у детей творческого воображения, памяти, речи, логического мышления. - привитие навыков культуры общения. - воспитание бережного отношения к природе. - сохранение и укрепление здоровья детей.

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- наглядность.

Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов. Занятия проходят один раз в неделю, каждое по 20-25 минут. При подготовке детей к школе необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности детей. Обязательным должно быть уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью. Педагогам стараться использовать комплексный подход при разработке занятий. Они должны проходить системно и последовательно. Обязательным является применение разных форм и методов проведения занятий, использование наглядного материала. Учитывая особенности ребенка в дошкольном возрасте, основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, организация познавательной поисковой и игровой деятельности. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствовании речи дошкольников, их логического мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементом системного анализа, совместной практической деятельности учителя и детей. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом УВК «Экополис. Культура. Здоровье». Она предполагает обучение дошкольников со сроком обучения 1 год и 2 года и состоит из следующих разделов:
«От буквы к слову» (5,5-6,5 лет; 4,5-5,5 лет) «Веселый счет» ( 5,5-6,5 лет; 4,5-5,5 лет) «Английский язык» «Экополис» «Культура» «Здоровье»
К каждому разделу составлена своя программа или подпрограмма. Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении.
Дошкольное образование - важное и самостоятельное звено в системе непрерывного образования, именно его уровень во многом определяет становление личности ребенка на последующих этапах его развития. Ребенок, обучавшийся на подготовительных курсах, организованных на базе школы, в которую он поступает, легче адаптируется к школьной жизни.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- развить познавательные процессы детей (память, внимание, мышление);

- привить привычку учиться с удовольствием;

- обеспечить необходимый базовый уровень знаний, умений, навыков, которые помогут в дальнейшем хорошо и легко учиться в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.


































ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

«ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)

























Пояснительная записка



Занятия по обучению грамоте и письму детей 5-6 лет представляют собой начальное звено непрерывного курса чтения и русского языка.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их только лишь чтению и письму. Между тем, опыт педагогов-практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную деятельность, научить слушать и «слышать» педагога. Поэтому основной целью занятий является формирование позитивной мотивации к обучению.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие. На занятиях дети упражняются в расчленении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, в установлении порядка следования звуков в слове. Дети учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова. Для дальнейшего успешного обучения чтению и правильному письму большое внимание уделяется развитию фонематического слуха (умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге), совершенствованию речевого аппарата и выработке отчётливого и правильного произношения слов, слогов, звуков. На занятиях обучения грамоте развивается умение слушать, дети учатся отвечать полным ответом на вопросы учителя, рассказывать о своих наблюдениях

Задачи


На занятиях по обучению грамоте и письму необходимо

  • развивать фонематический слух детей;
  • обучать их первоначальному чтению и письму;
  • развивать мелкую моторику кисти руки;
  • расширять и уточнять представления детей об окружающем мире;
  • обогащать словарный запас детей и развивать устную речь;
  • развивать логическое и образное мышление;
  • воспитывать чувство товарищества, трудолюбия, положительного отношения к занятиям

Разделы


Развитие устной связной речи осуществляется в ходе изучения тем: «Время года», «Овощи и фрукты», «В лесу», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Моя семья», «Игрушки», «Школа», «Город». Параллельно с изучением этих тем дети знакомятся с буквами, учатся сопоставлять звук и букву, читают слоги, слова. На занятиях по обучению письму дети учатся различать «рабочую» и «нерабочую» строку, знакомятся с написанием элементов букв в игровой форме ( в виде письма цветов, орнаментов, бордюров и т.д.), учатся штриховке, правильному закрашиванию.

Ожидаемые результаты

Дети должны знать буквы, уметь читать по слогам, отвечать полным ответом, должны уметь составлять связный рассказ по картине, написать элементы по данному образцу.

Самое главное, дети должны научиться слушать и «слышать» педагога, выполнять задания строго по инструкции.







Тематическое планирование занятий по обучению грамоте

в «Школе будущего первоклассника»

«От буквы к слову»




№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Предложение, слово, слог.

2

2.

Звук. Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах.

2

3.

Гласный звуки.

2

4.

Согласный звуки.

2

5.

Ударные. Упражнение в делении слов на слоги, постановка ударения.

2

6.

Гласный звук [а], буквы А, а.

2

7.

Гласный звук [у], буквы У, у.

2

8.

Гласный звук [о], буквы О, о.

2

9.

Гласный звук [и], буквы И, и.

2

10.

Гласный звук [ы], буквы Ы, ы.

2

11.

Согласные звуки [п], [п'], [т], [т'], буквы П, п, Т, т.

2

12.

Согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы Л, л, М, м.

2

13.

Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к.

2

14.

Согласные звуки [с], [с'], [з], [з'], буквы С, с, З, з.

1

15.

Чтение слов и слогов с изученными буквами.

1

ИТОГО:

30

ПРОГРАММА

«ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)




Пояснительная записка


Занятия по обучению счёту детей 5-6 лет представляют собой начальное звено непрерывного курса математики.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению и письму. Между тем, опыт педагогов-практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную деятельность, научить слушать и «слышать» педагога. Поэтому основной целью занятий является формирование позитивной мотивации к обучению.



Задачи


  • научить счёту различных объектов;
  • научить сравнивать группы предметов;
  • уточнять пространственные представления;
  • сопоставлять число и цифру;
  • познакомить с геометрическим материалом;
  • уметь решать простейшие задачи.


Основные разделы


Счёт предметов. Отношения «больше», «меньше», «равно». Порядковые отношения «за», «между», «перед». Числа 1 - 10. Знакомство с задачей. Решение примеров путём прибавления и вычитания 1.



Ожидаемые результаты


Дети должны овладеть счётом в прямой и обратной последовательности, уметь сравнивать предметы, решать простейшие примеры и задачи, знать геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, круг, трапеция), выполнять графические диктанты. Самое главное, дети должны научиться слушать и «слышать» педагога, выполнять задания строго по инструкции.

Тематическое планирование занятий по обучению счету

в «Школе будущего первоклассника»

«Веселый счет»




№ п/п

Тема занятий

Кол-о часов

1.

Одинаковые. Разные. Столько же.

1

2.

Больше, меньше.

1

3.

Налево, направо, вверх, вниз.

1

4.

Раньше, позже. Перед, за, между.

1

5.

Порядковые числительные.

1

6.

Счет предметов. Число и цифра 1.

1

7.

Число и цифра 2.

1

8.

Число и цифра 3. Состав числа.

1

9.

Решение примеров и задач.

1

10.

Число и цифра 4. Состав числа.

1

11.

Число и цифра 5.

1

12.

Решение примеров, используя состав чисел.

1

13.

Число и цифра 6.

1

14.

Решение задач.

1

15.

Число и цифра 7.

1

16.

Число и цифра 8.

1

17.

Отработка написания цифр 7, 8. Решение задач.

1

18.

Решение примеров, используя состав чисел.

1

19.

Число и цифра 9.

1

20.

Состав числа 9.

1

21.

Решение примеров и задач.

1

22.

Число и цифра 10.

1

23.

Состав числа 10.

1

24.

Решение примеров и задач.

1

25.

Закрепление состава числа 9, 10.

1

26.

Решение задач.

2

27.

Закрепление пройденного.

2

ИТОГО:

30

ПОДПРОГРАММА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОПОЛИС»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5,5-6,5 ЛЕТ)



Пояснительная записка
Природа в душе ребенка оставляет глубокий неизгладимы след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. С малых лет необходимо воспитывать в людях четкое понимание: природа принадлежит человеку и чем богаче будет мир, тем лучше жить в этом мире. Нужно приблизить ребенка, насколько возможно, к миру человеческих ценностей, воспитать желание постоянного общения с природой. Экологическое воспитание через любовь ко всему живому, через красоту и гармонию природы способствует развитию сознательной экологической грамотности.

Цель Формирование экологических ценностей у дошкольников. Достижение гармонии в отношениях с окружающим миром: с природой, с другими людьми и самим собой.

Задачи

  1. Показать многообразие, величие родной природы, тайны природы, находить в знакомом незнакомое.
  2. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за сохранение природы.
  1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
  2. Привить навыки общечеловеческой, экологической культуры.

Ожидаемые результаты - понимание ответственности человека за сохранение природы. - знание правил поведения в природе и в быту. - освоение основных сведений о растениях, животных, названий месяцев, дней недели.























Календарно-тематическое планирование

Занятий подготовительного курса



Раздел «Экополис»




№п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

1.

Береги и охраняй природу

1

2.

Наши друзья- животные

1

3.

Зеленое чудо-растение.

1

4.

Круглый год

1

5.

Мир вокруг нас

1

Итого:

5

ПОДПРОГРАММА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КУЛЬТУРА»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5,5-6,5 ЛЕТ)


Пояснительная записка
Общекультурный уровень предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, обогащение опыта общения, раскрытие творческих способностей, развитие общей культуры. Стремление узнать историю своего края, его культурные традиции и обычаи воспитывает в детях чувство патриотизма, осознание значимости своего происхождения, своих корней, уважение к культуре других народов. Воспитание культурных ценностей является одной из существенных граней духовного развития ребенка. Программа направлена на познание мира искусства и культуры, включая культуру своего народа. Она способствует развитию у дошкольников художественного вкуса, творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.

Цель Развитие творческой личности ребенка, его стремление к красоте и гармонии. Привитие культурных навыков, этических норм общения с окружающим миром.

Задачи - приобщить ребенка к миру человеческих ценностей: добра, красоты, любви. - повысить культуру общения. - сформировать художественно-образное мышление. - развить познавательные интересы детей, расширить их кругозор.


Ожидаемые результаты. - формирование творческих способностей детей. - знание культурных традиций и обычаев своего народа. - привитие навыков общей культуры.























Календарно-тематическое планирование

занятий подготовительного курса

Раздел «Культура»



№ п/п. Тематика занятий Кол-во часов 1. Умею ли я себя вести? 1 2. Моя семья. Культура быта. 1 3. Учимся слушать и слышать музыку. 1 4. Гармония тела. 1 5. Рисуем вместе «Я и мир» 1 ИТОГО: 5




















ПОДПРОГРАММА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗДОРОВЬЕ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5,5-6,5 ЛЕТ)




Пояснительная записка

Современная школа должна давать не только определенный объем знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому дошкольнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Через общение с природой и приобщение к культурным традициям открываются неопознанные прежде духовные и физические силы. Овладение спортивными навыками дает детям уверенность в своих силах. Популяризация здорового образа жизни, физкультуры и спорта прививает детям положительное отношение к своему физическому и психическому здоровью, к необходимости заботы о нем.

Цель
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у детей, их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи
- знакомство детей, родителей с основными понятиями валеологии (здоровье, здоровый образ жизни). - Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. - укрепить здоровье детей.


Ожидаемые результаты
- Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. - осознанное отношение детей, их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. - формирование у детей потребности в регулярных занятиях физической культурной и спортом.







Календарно-тематическое планирование

Занятий подготовительного курса

Раздел «Здоровье»





№ п/п. Тематика занятий

Кол-во

часов 1. Спортивные игры 1 2. Берегу свое здоровье. Как правильно чистить зубы. 1 3. Нам нужна физкультминутка 1 4. Учусь плавать 1 5. Режим дня 1 ИТОГО: 5



































ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ «РАСТИШКА»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4.5-5.5 ЛЕТ)



Пояснительная записка.
Программа предусматривает первоначальное знакомство детей 4-5-летнего возраста с математикой и дальнейшее развитие математических представлений. Занятия по обучению математике способствуют развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности. В программе заложена возможность межпредметных связей изучения математики и трудового обучения, развития речи детей. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В этом возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья На изучение математики в группе дошкольников «Растишка» отводится 30 часов, продолжительность занятия - 20 минут.

Цель.


Дать детям представление о числе и цифре, научить считать до 10 в прямом и обратном порядке, знать о месте числа в натуральном ряду, познакомить с понятиями «больше», «меньше», «столько же», пространственными, временными и порядковыми отношениями, геометрическими фигурами и задачей.


Задачи.


Для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование и мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объёма внимания и памяти.
  3. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие мышления, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения доказывать свои высказывания.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности.

Разделы.


1раздел. Сравнение предметов и групп предметов.

Пространственные и временные представления.
Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д. Выделение признаков сходства и различия. Объединение предметов в группу по общему признаку. Сравнение предметов по размеру (больше-меньше, выше - ниже, длиннее -короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.) Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу, слева, справа, перед, за, между. Временные представления: сначала, потом, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. Названия, последовательность чисел от 1 до 10 и счёт предметов. Поиск и составление закономерностей (ритмических рисунков). Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, квадрат, четырёхугольник.

2 раздел. Числа от 1 до 10.
Развитие представлений о понятиях «один», «много». Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт предметов (реальных предметов и их изображений, углов и сторон треугольника, четырехугольника и т.д.). Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 10, формирование умения соотносить цифру с количеством. Решение простых задач на основе счёта.

Ожидаемые результаты.
К концу года обучения основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:

  • умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
  • умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
  • умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам;
  • умение продолжить и самостоятельно составить ряд из предметов или фигур, содержащих до трёх изменяющихся признаков;
  • умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находить «лишний» предмет;
  • умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • умение соотносить запись чисел 1 - 10 с количеством и порядком предметов;
  • умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе;
  • умение узнавать и называть квадрат, круг, овал, треугольник, четырёхугольник;
  • умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
  • умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева.



Тематическое планирование занятий

по обучению математике

в группе дошкольников «Растишка».

( 30 часов)




п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

Свойства предметов.

1

Упражнения в счёте предметов.

1

Геометрические фигуры.

1

Отношения «больше», «меньше», «равно (столько же)».

1

Пространственные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз».

1

Временные отношения «раньше», «позже», «сначала», «потом».

1

Порядковые отношения «перед», «за», «между».

1

Порядковые названия чисел.

1

Сравнение групп предметов (На сколько больше? На сколько меньше?).

1

Уравнивание предметов и групп предметов.

1

Чему мы научились?

1

Много. Один.

1

Число 1. Цифра 1.

1

Число 2. Цифра 2.

1

Знаки «плюс» (+), «минус» (-), «равно» (=).

1

Знакомство с задачей.

1

Прибавляем по одному.

1

Вычитаем по одному.

1

Число 3. Цифра 3.

1

Состав числа 3.

1

Число 4. Цифра 4.

1

Число 5. Цифра 5.

1

Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

1

Число 6. Цифра 6.

1

Число 7. Цифра 7.

1

Число 8. Цифра 8.

1

Число 9. Цифра 9.

1

Число 10.

1

Числа 1-10.

1

Чему мы научились?

1











ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ «РАСТИШКА»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4.5-5.5 ЛЕТ)




Пояснительная записка.


Занятия по подготовке детей к обучению в школе предусматривают формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Программа позволяет познакомить, обобщить и систематизировать знания детей 4-5-летнего возраста. Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом и носит развивающий характер. Дети учатся составлять предложения, получают представления о звуках, учатся выделять звуки в словах. Обучение чтению идёт параллельно с обучением письму. Дети учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв, читать слоги и двусложные, трехсложные слова. Большая работа отводится развитию речи и обогащению словарного запаса. На занятиях используется межпредметная связь развития речи и окружающего мира, трудового обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы понимать всех и каждого, радоваться и переживать вместе с детьми, проявлять великодушие, доброту, сердечность, видеть процесс роста, взросление ребёнка. На обучение детей грамоте и развитию речи рассчитано на 30 часов, продолжительность занятия - 20 минут.

Цель.


Главной целью обучения грамоте и развитию речи - заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование развитой речи, культурного поведения, правильного произношения звуков и первичное знакомство с буквами.

Задачи.


Основными задачами обучения грамоте и развитию речи являются:

  1. Совершенствование моторного развития детей (тонкой ручной моторики и артикуляционной);
  2. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса;
  3. Обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе.
  4. Активизация процессов внимания, памяти, мышления;
  5. Развитие и совершенствование фонематических процессов (фонематического восприятия и представлений о звуковой структуре слова);
  6. Развитие самостоятельности и активности.
  7. Формирование и мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
От эффективности решения задач умственного и речевого развития детей зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями.









Разделы.


Обучение грамоте.


1 раздел. Подготовительный.
Подготовительный раздел включает в себя знакомство с ребёнком и семьей ребёнка, первичное представление об устной речи детей. Знакомство с гласными буквами а, о, и, ы, у,

2 раздел. Основной.
Обучение чтению. Знакомство с согласными звуками и буквами. Чтение слогов - «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов, их чтение.
Обучение грамоте. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на столе и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Знакомство с начертанием печатных букв.

Развитие речи.


Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков (л-р, с-з, п-б, с-ш и т.д.) Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей (артикуляционная гимнастика). Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Пересказ знакомой сказки. Составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений, объединяющих одной темой. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.


Ожидаемые результаты.


К концу года обучения у детей формируются следующие основные умения:

  • умение составлять рассказ по картинке;
  • умение пересказывать содержание известной сказки;
  • умение рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать;
  • умение составлять описательные рассказы;
  • умение слышать отдельные звуки в словах;
  • чтение по слогам двухсложных и трёхсложных слов;
  • умение правильно держать ручку, карандаш, рисовать и лепить;
  • умение обводить контуры и заштриховывать фигуры;
  • умение классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения;
  • умение соотносить буквы и звуки.





















Тематическое планирование занятий

по развитию речи и обучению грамоте

в группе дошкольников «Растишка».

( 30 часов)






п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

Знакомство. Расскажи о себе.

1

Развитие речи. «Я и моя семья».

1

Развитие речи. Сказка «Репка».

1

Развитие речи. Время года - осень.

1

«Город букв». Знакомство с буквой А.

1

Сказка «Колобок». Знакомство с буквой У.

1

Сказка «Теремок». Знакомство с буквой О.

1

Развитие речи. «Игрушки». Знакомство с буквой И.

1

Развитие речи. «Овощи». Знакомство с буквой Ы.

1

Закрепление материала (А, У, О, И, Ы ).

1

Развитие речи. «Мебель». Знакомство с буквой М.

1

Развитие речи. «Насекомые». Знакомство с буквой Н.

1

Развитие речи. «Зима. Зимние забавы». Знакомство с буквой Л.

1

Закрепление материала (М, Н, Л).

1

Развитие речи. «Посуда». Знакомство с буквой П.

1

Развитие речи. «Птицы». Знакомство с буквой Б.

1

Развитие речи. «Транспорт». Знакомство с буквой Т.

1

Развитие речи. «Деревья». Знакомство с буквой Д.

1

Развитие речи. «Домашние животные». Знакомство с буквой К.

1

Развитие речи. «Грибы». Знакомство с буквой Г.

1

Закрепление материала (П - Б, Т - Д, К - Г).

1

Развитие речи. «Растения». Знакомство с буквой Р.

1

Развитие речи. «Фрукты». Знакомство с буквой Ф.

1

Развитие речи. «Весна». Знакомство с буквой В.

1

Развитие речи. «Братья наши меньшие». Знакомство с буквой С.

1

Развитие речи. «Дикие животные». Знакомство с буквой З.

1

Развитие речи. «Школа». Знакомство с буквой Ш.

1

Развитие речи. «Лето». Знакомство с буквой Ж.

1

Закрепление материала (Ф - В, С - З, Ш - Ж).

1

Чему мы научились?

1

ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ «РАСТИШКА»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4.5-5.5 ЛЕТ)





Пояснительная записка


На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам. Предмет иностранный язык занимает подобающее ему место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан новой России. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Принятый в Российской Федерации в 2002 году базисный учебный план предусматривает раннее обучение иностранному языку. Согласно Положению о группах по изучению иностранного языка в дошкольных учреждениях, продолжительность занятий в группе пятилетних детей - 20 минут. Наполняемость групп по изучению иностранного языка - 15 человек. Программа английского языка для дошкольников направлена на развитие познавательного интереса к изучению иностранного языка, создание положительной мотивации, что является основой для дальнейшего успешного обучения. Основной стратегией обучения провозглашен личностно - ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ребенка, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Перечисленные направления модернизации содержания образования по иностранным языкам нашли в данной программе. Данная программа содержит:

  • Краткую характеристику начальной ступени обучения;
  • Содержание образования на начальной ступени;
  • Минимальные требования к уровню подготовки выпускников на данной ступени.
  • Содержание образования, в свою очередь включает, соответствующих основным составляющим формируемой коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной).
Уровень владения иностранным языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые предоставляют учащимся государство и школа. Поскольку основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений, то в качестве минимальных требований в программе указывается только требования к овладению коммуникативными умениями.

Цели первой ступени обучения В процессе обучения иностранному языку в дошкольном возрасте важно реализовать следующие цели, дающие возможность:

  • Способствовать приобщению дошкольников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  • Формировать у детей положительный настрой и готовность к общению на иностранном языке и к дальнейшему его изучению на последующих ступенях школьного образования.
  • Формировать исходные элементарные коммуникативные умения с учетом речевых возможностей и потребностей, их возрастных и индивидуальных интересов;
  • Предоставить дошкольникам возможность познакомиться с миром их зарубежных сверстников, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на иностранном языке;
  • Обеспечить приобщение дошкольников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  • Развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр с использованием иностранного языка;
  • Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия (звук, буква, слово, предложение, интонация), наблюдаемые в родном и на иностранных языках, развивая этим интеллектуальный, речевые и познавательный способности учащихся.
Всего в программу включено около 100 слов и выражений. В области обучения произношению дети овладевают 35 английскими звуками, звукосочетаниями, ударениями, мелодией. В программу включены как спокойные, так и подвижные игры, песенки, считалочки, стишки, физкультминутки.

Содержание образования на начальной ступени

Речевая компетенция Предметное содержание устной речи. Моя семья. Приветствие. Знакомство. Имя. Возраст. Моя семья. Мир моих увлечений. Любимые игрушки. Мои любимые сказки. Страна изучаемого языка. Ее название, столица. Любимые песни, стихи, сказки моих зарубежных сверстников. Продуктивные речевые умения Умения диалогической речи. Умения монологической речи. При овладении монологической речью младшие школьники учатся: - описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему;- описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность; - кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, домашнем животном; - воспроизводить стихи, рифмовки, песни. Рецептивные речевые умения Умения аудирования. В процессе овладении аудированием дошкольники учатся: - различать на слух звуки, слова, предложения иностранного языка; - различать на слух интонацию и эмоциональную окраску; - воспринимать и понимать речь учителя и собеседника в процессе диалогического общения на уроке; - понимать полностью небольшие сообщения, построенные на знакомом учащимся материале;

Тематическое планирование занятий

по английскому языку

в группе дошкольников «Растишка»


№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

«Давайте познакомимся!»

1

2

«Давайте познакомимся! Песенка "Hello!"

1

3

«Давайте поиграем! Игрушки; мяч, кукла, котенок, кошка.»

1

4

«Давайте поиграем! Какие игрушки?»

1

5

«Давайте поиграем!»

1

6

«Давайте поиграем!» (Большие маленькие)

1

7

«Давайте поиграем! Какого цвета?»

1

8

«Давайте поиграем! Какого цвета?»

1

9

урок «Давайте поиграем! Песенка «Red and Yellow»

1

10

Обобщение по теме: «Давайте поиграем!»

1

11

«Давайте поиграем! Цвета: синий, серый, коричневый.»

1

12

«Давайте поиграем!»

1

13

«Давайте поиграем! Дай мне игрушку! Возьми!»

1

14

«Моя семья» (мама, папа)

1

15

«Моя семья» (бабушка, дедушка)

1

16

«Моя семья» (у меня есть…)

1

17

«Моя семья» (сестра, брат)

1

18

«Моя семья» (дочь, сын)

1

19

Закрепление по теме: «Моя семья»

1

20

«Любимые блюда»

1

21

«Любимые блюда»

1

22

Закрепление по теме: «Любимые блюда»

1

23

«Давайте делать зарядку!»

1

24

«Давайте делать зарядку!»

1

25

«Режим дня»

1

26

«Режим дня»

1

27

«Режим дня»

1

28-29

Резервные уроки

2


ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА «РАСТИШКА»

Пояснительная записка Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способность мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики как на развитие умения рассуждать строго и логически, так и на развитие фантазии и творческого воображения. Практически перед любым курсом обучения дошкольников стоят такие задачи, как формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, воспитание интереса к процессу обучения и т.д. Специфические задачи обучения дошкольников информатике связанны с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения. Можно отнести следующие задачи: Рабочая прграмма по предшкольной подготовке - научить выделять свойства предметов, находить предметы. Рабочая прграмма по предшкольной подготовке - научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку; Рабочая прграмма по предшкольной подготовке - познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин); Рабочая прграмма по предшкольной подготовке - познакомить с главной функцией (назначением) предметов; Рабочая прграмма по предшкольной подготовке - научить расставлять события в правильной последовательности; Рабочая прграмма по предшкольной подготовке - научить описывать свои действия; Рабочая прграмма по предшкольной подготовке - научить проводить аналогию между разными предметами; Рабочая прграмма по предшкольной подготовке - научить находить похожее у разных предметов; Так как многие из этих задач в отношении к сложным объектам, действиям, высказываниям могут быть весьма сложными и для взрослых (например, задача поиска ошибки в неправильной последовательности действий для сложного действия), то перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний. В соответствии с поставленными задачами можно выделить основные темы курса информатики для дошкольников.

Программа дошкольного курса информатики
(одно занятие в неделю продолжительностью 20 минут,
всего 30 занятий) Знакомство с компьютером. Свойства, признаки и составные части предметов. Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Действия предметов. Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам. Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. В программе по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний, вряд ли можно говорить и о формировании каких-либо устойчивых навыков. Речь идет о приобретении и развитии ряда умений. В результате проведения занятий по информатике дети 5-6 лет будут уметь: Рабочая прграмма по предшкольной подготовке- начальные навыки работы с клавиатурой - пользоваться компьютерной мышью - выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или - несколькими свойствами; - работать с графическим интерфейсом развивающих детских программ; - расставлять события в правильной последовательности; - выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; - применять какое-либо действие по отношению к разным предметам; - пользоваться разрешающими и запрещающими знаками; - находить похожее у разных предметов; - переносить свойства одного предмета на другие; - составлять несложные графические изображения в среде простейшего графического редактора


Тематическое планирование занятий

по «Основам компьютерной грамотности»

в группе дошкольников «Растишка»

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Знакомство с компьютером

2

2.

Клавиатура и рабочий стол

2

3.

От А до Я

2

4.

Изучаем алфавит играя

2

5.

Веселые буковки. (курсив, жирность)

2

6.

А, Б, В, Г, Д, Е -йка (игра)

2

7.

Что такое «мышка»?

2

8.

Игра «кошки-мышки»

2

9.

Веселые буковки. (закрепление).

2

10.

Клавиатура.

2

11.

От А доЯ (игра)

2

12.

Закрепление материала «Клавиатура»

2

13.

Игра «Курсор»

2

14.

Курсор с учетом времени.

1

15.

Новогодний калейдоскоп - встреча с родителями.

1

16.

Повторение пройденного за полгода

1

17.

Игра «Хочу все знать».

1

18.

Освоение игр на логическое мышление

1

19.

Игра «Малыш»

1

20.

«Найди пару»

1

21.

«Собери картинку»

1

22.

Как компьютер собирает информацию.

1

23.

Начинаем считать.

1

24.

От 1 до 10 и от 10 до 1.

1

25.

Освоение графических воображений.

1

26.

Учимся рисовать.

1

27.

Составление рисунка.

1

28.

Закрепление материала «графические фигуры».

1

29-30

Подведение итогов. Праздник «Растишка»

2

Всего:

30



Занятия педагога- психолога

(индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников)


№ №

п. п.

Содержание

Кол-во

часов

Дата

1.

Определение школьной зрелости

1

2.

Изучение развития произвольности внимания

1

3.

Исследование произвольной сферы

1

4.

Диагностика продуктивности и устойчивости внимания

1

5.

Индивидуальная диагностика:

а) исследование эффективно-потребностной сферы;

б) исследование интеллектуальной сферы

4

6.

Занятие по развитию внимания и интеллектуальной сферы ребенка

9

7.

Диагностика тревожности

2

8.

Развивающее занятие «Я и школа»

2

9.

Развивающее занятие «Дружба»

2

10.

Индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников


Занятия учителя -логопеда

(индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников)



Содержание

Кол-во

часов

Дата

1. Исследование неречевых функций - 4 часа

1.

Исследование состояния пространственной ориентировки и ориентировки по времени

1

2.

Исследование состояния двигательных функций руки, слухо-моторных координаций

1

3.

Исследование речевого внимания и фонематического восприятия

1

4.

Исследование состояния звукового анализа и синтеза слов

1

2. Исследование словарного состава и грамматического строя речи- 4 часа

5.

Особенности словарного запаса

2

6.

Изучение особенностей грамматического строя речи

2

3. Исследование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений - 2 часа

7.

Воспроизведение оппозиционных звуков

1

8.

Воспроизведение слов с разным звуко-слоговым составом

1

4. Исследование экспрессивной речи - 3 часа

9.

Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

1

10.

Исследование состояния звукопроизношения

2

5. Работа над связной речью - 2 часа

11.

Пересказ

1

12.

Устные сочинения

1

13.

Индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников


© 2010-2022