- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка. Разделительный твердый знак
Технологическая карта урока русского языка. Разделительный твердый знак
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бобровникова С.В. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Планируемые результаты освоения обучающимися темы. Предметные: Обучающийся научится сравнивать значение родственных слов, различающихся приставкой, определять части слова, придумывать задания к заданному содержанию, использовать средства устной речи в соответствии с ситуацией общения; различать и определять функции Ь и Ъ, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; применять правила правописания: разделительных ь и ъ . Личностные УУД. Будут сформированы: интерес к предметно-исследовательской деятельности, основные нормы поведения, мотивация и интерес к изучению материала на протяжении всего урока; необходимо: создать комфортный психологический настрой на успешную работу, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; продолжать формировать самооценку. Обучающийся будет осознавать смысл изучения правописания разделительного ъ и успешного использования его в словах; понимать значимость правильного написания твердого знака в словах, развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке.
Регулятивные УУД. Обучающийся научится мобилизовать силы в преодолении препятствий, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, обучающийся получит возможность научиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, оценивать совместно с учителем или одноклассниками ход и результат выполнения задания, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные УУД. Обучающийся научится анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности, строить логические рассуждения, самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании ъ, обучающийся получит возможность научиться проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом Коммуникативные УУД. Обучающийся научится формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению (под руководством учителя), использовать в общении правила вежливости, допускать существование различных точек зрения. Формы работы Индивидуальная, парная, групповая. Используемые виды оценивания Самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, нетбуки у учащихся, интерактивная доска, учебник «Русский язык», 2 класс, ч. 1 (авт. Н.В.Нечаева).
Использованные ресурсы:
ЦОР files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BTQ_037%5D.swf
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Регуля-
тивные
Познава-тельные
Коммуни-кативные
Мотивирование
к учебной деятельности
Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя - Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям. Готовы работать? Слайд 1. - Предлагаю наш урок начать с девиза.
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперед
И только все вместе! Подготовка класса к уроку.
Хором проговаривают девиз урока.
Целеполагание
Личностные:
Самоопреде
ление к деятельности
(положит.отно
шение к урокам рус.яз. и занятиям в школе)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализа
ция и фиксирова
ние
индивидуального затруднения
в пробном учебном действии
Организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Слайд 2. А корзина - нелегка А дорога - далека Сел бы я на пенек, Да и сел бы пирожок. - Прочитайте внимательно четверостишие. Откуда эти строки? - К нам сегодня на урок пришла ученица из вашего любимого мультфильма - ….( появляется по щелчку - Маша) - Маша пошла в первый класс и вот так записала этот отрывок. Вы согласны с её записью?
- Какое слово вызывает сомнение в этой записи? - Как вы его запишите? В чем ошибка Маши?
- С чем мы сейчас столкнулись?
Слайд 3 Смайлик нам предлагает вспомнить, как надо действовать, когда мы встречаем затруднение в учебной деятельности. Записывают число и кл.работа с комментированием
Из сказки «Маша и медведь»
Читают и высказывают свои предположения
Кто из учащихся согласен - руки к плечам ставят.
Называют слово съел Ответы разные С учебным затруднением
Учащиеся: - надо определить, что я не знаю и самому найти способ выхода из затруднения
Принятие и сохранение учебной задачи
Мобилизация сил в преодолении препятствий
Анализ учебной ситуации,
поиск и выделение необходимой информации
Формирова
ние собственного мнения и позиции
Постановка учебной задачи.
Построе
ние проекта выхода из затрудне
ния
(цель и тема, способ, план, средство)
Реализация
построенного проекта
Слайд 4 (тема урока) - Попробуйте определить тему нашего урока.
Слайд 5 (корзина - вопросы по теме урока) Маша любезно предложила нам свою корзинку для сбора разных идей и открытий на уроке.
- Что вы уже знаете о букве ъ? - Эти знания нам помогут, чтобы правильно писать слова с ъ?
- Что вы бы хотели узнать по этой теме? (когда пишется, какую работу выполняет и как отличить от разделительного ь) - Какие задачи на уроке поставим? - Чем отличаются слова сел и съел?
- Чтобы выяснить роль разделительного ъ, давайте исследуем звуковой состав слов этих слов и запишем эти слова.
- Какие различия есть в произношении этих слов?
- Итак, какую же роль выполняет ъ?
Слайд 6.
1. Показывает, что следующая буква гласного обозначает два звука. 2. Разделяет согласный звук и звук [й'].
Музыкальная физминутка
Слайд 7. Медведь оставил Маше вот такую схему -запись, а Маша не знает, что же ей надо делать. Какое вы бы предложили задание для Маши?
- Что это за маленькие слова записаны? - Какую роль выполняют приставки в русском языке?
Работа в тройках по составлению слов
Проверка
- На сколько групп можно разделить составленные вами слова?
Слайд 8 (слова разделены на группы) - Ребята, определите, по какому признаку Маша разделила слова на 2 группы?
- Почему же в одних словах пишется ъ, а в других - нет, у кого-то есть предположения?
- Давайте исследуем слова - сравним их в каждой группе. - Чем похожи все составленные слова? - Чем отличаются? Запишите эти слова в тетрадь
-Выделим приставки в словах
- Сравните приставки в каждой группе, чем они отличаются?
- Кто может сделать вывод, почему слова второй группы написаны с ъ?
Слайд 9 -Прослушайте еще раз внимательно, что о себе рассказывает ъ, это вам поможет при составлении схемы .
Слайд 10(правила работы в группе)
- Составьте опорный сигнал, по которому можно будет вспомнить правило написания разделительного ъ.
Слайд 11 - проверка групп
Слайд 12 - составление алгоритма правила написания разделительного ъ
- Откройте учебник на с. 60 и проверим наши выводы.
Формулируют тему и цели урока
Ответы уч-ся
Задачи: узнать, когда пишется ъ, какую выполняет работу и как отличить от разд.ь Лексическим значением
У доски работают 2 учащихся - выполняют транскрипцию слов, потом записывают буквами, остальные дети - выполняют задание в тетрадях. [с' э л а] - сел [с й' э л а] - съел Анализируют и сравнивают звуковой состав слов: Первый звук разный, во втором слове есть звук [й'], буква е обозначает два звука во втором слове, а в первом слове - один звук Учащиеся формулируют выводы
Учащиеся придумывают задания по слайду (составить и записать слова) Приставки
Служат для образования новых слов
Устно в группах составляют слова
Называют составленные слова
Варианты ответов
Высказывают свое мнение ( в одних словах пишется ъ, а в других - нет)
Предположения детей
Однокоренные
Приставками
Переписывают слова по группам
На интерактивной доске выделяют приставки
Ответы детей ( в 1 группе приставки оканчиваются на гласный звук, а во второй - на согласный)
Формулируют свой вывод
Просмотр флэщ-ролика в коллекции ЦОР
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BTQ_037%5D.swf
Повторяют правил работы в группе
Работа в группах по составлению опорного сигнала
Выходят к доске и представляют результат группы по составлению опорного сигнала
Пошагово называют действия для алгоритма.
Самостоятельно читают правило в учебнике.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Выполнение учебного задания в соответствии с целью.
Самостоятель
ное выделение и формулирование познаватель
ной цели
Анализ языковых фактов с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности
Произвольное построение речевого высказывания
Пользоваться знаками, схемами
Сотрудничество друг с другом;
управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Умение формулиро
вать высказыва
ние, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существова
ние различных точек зрения).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Слайд 13
Маша просит разделить слова на группы.
Задание: в тетрадь записать только слова с ъ
Проверка (объяснить, разъединить, подъем)
Учащиеся записывают слова в тетрадь Выполняют задание с применением правила.
Алгоритм для слабых учащихся 1. Выделю приставку в слове. 2. Приставка заканчивается на согласный? 3. Корень начинается с е,ё,ю,я?
Значит, в слове надо писать разделительный ъ.
Умение соотносить учебные действия с известным правилом;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Контроль
первичного усвоения знаний и способов деятельности
Тестовая проверка знаний
Рассылка теста с помощью программы Classroom Management (да-нет)
Отправка теста учащимся. Оценивание. Анализ выполненного теста. Вопросы: Верно ли, что ъ пишется после любой приставки? (нет) Верно ли, что между приставкой и корнем всегда пишется разделительный ъ? (нет) Верно ли, что при написании разделительного ъ корень должен начинаться с букв е, ё, ю, я? (да) Верно ли, что приставка должна оканчиваться на согласный звук? (да) Верно ли, что в слове об..ехал надо написать ъ? (да)
Работают на нетбуках. Выполнение теста, отправка учителю. Знакомство с оцениванием. Анализ теста.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Воспринимать смысл предъявляемо
го текста
Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог урока) Слайд 14. - Маша хочет проверить, как вы сегодня работали на уроке и поняли новую тему, она приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление - есть?»
- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?
- На какой вопрос мы сегодня не получили ответ на уроке? ( о различии ъ и ь ) - о них мы будем говорить на следующих уроках. Слайд 15 . - Запишите на полях номер ступеньки, который показывает, как вы знаете правило о разделительном ъ, а сейчас через дробь/ каждый на полях оцените, как вы сумели применить правило. Запишите с помощью цифры, на какой ступеньке вы находитесь.
Слайд 16 - рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали о твердом знаке?
Что было легко? Что было трудно? Кого из учеников вы могли бы отметить за работу на уроке?
Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Релаксация. - С помощью мимики покажите своё настроение. Слайд 17. Пожелание Маши - Поблагодарим друг друга за урок. Маша предлагает закончить урок такими словами: По дороге знаний смело путь держи, Даже, если трудно, ты вперёд иди!
Высказывания учащихся
Обучающиеся оценивают свои знания, пользуясь «лесенкой успеха».
Самооценка. Руки вверх - работал активно, в сторону - допускал ошибки, руки вниз - был слушателем
Ответы обучающихся. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Чтение хором пожелания
Волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Умение формулиро
вать высказыва
ние. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание Дает комментарий к домашнему заданию, спрашивает, на какое правило нужно опираться при выполнении задания. По р.т. с.17 упр.31 - где необходимо, вставить разделительный ъ или творческое задание: придумать и записать 7 слов с разделительным ъ, графически выделить орфограмму. Называют правило, на которое будут опираться при выполнении
задания.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Осознание качества и уровня усвоения. Умение формулиро вать высказывание.