Технологическая карта урока русского языка. Разделительный твердый знак

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока Разделительный Ъ. Тип урока. Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода. Задачи урока: - создание условий для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой с орфограммой «Разделительный ъ», - формирование умений писать слова с разделительным ъ;
Планируемые результаты освоения обучающимися темы. Предметные: Обучающийся научится сравнивать значение родственных слов, различающихся приставкой, определять части слова, придумывать задания к заданному содержанию, использовать средства устной речи в соответствии с ситуацией общения; различать и определять функции Ь и Ъ, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; применять правила правописания: разделительных ь и ъ . Личностные УУД. Будут сформированы: интерес к предметно-исследовательской деятельности, основные нормы поведения, мотивация и интерес к изучению материала на протяжении всего урока; необходимо: создать комфортный психологический настрой на успешную работу, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; продолжать формировать самооценку. Обучающийся будет осознавать смысл изучения правописания разделительного ъ и успешного использования его в словах; понимать значимость правильного написания твердого знака в словах, развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке.
Регулятивные УУД. Обучающийся научится мобилизовать силы в преодолении препятствий, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, обучающийся получит возможность научиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, оценивать совместно с учителем или одноклассниками ход и результат выполнения задания, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные УУД. Обучающийся научится анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности, строить логические рассуждения, самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании ъ, обучающийся получит возможность научиться проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом Коммуникативные УУД. Обучающийся научится формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению (под руководством учителя), использовать в общении правила вежливости, допускать существование различных точек зрения. Формы работы Индивидуальная, парная, групповая. Используемые виды оценивания Самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, нетбуки у учащихся, интерактивная доска, учебник «Русский язык», 2 класс, ч. 1 (авт. Н.В.Нечаева).

Использованные ресурсы:

ЦОР files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BTQ_037%5D.swf

Этап урока



Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регуля-

тивные

Познава-тельные

Коммуни-кативные

Мотивирование

к учебной деятельности


Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя - Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям. Готовы работать? Слайд 1. - Предлагаю наш урок начать с девиза.

Ни шагу назад,

Ни шагу на месте,

А только вперед

И только все вместе! Подготовка класса к уроку.











Хором проговаривают девиз урока.

Целеполагание



Личностные:

Самоопреде

ление к деятельности

(положит.отно

шение к урокам рус.яз. и занятиям в школе)


Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.










Актуализа

ция и фиксирова

ние

индивидуального затруднения

в пробном учебном действии













Организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Слайд 2. А корзина - нелегка А дорога - далека Сел бы я на пенек, Да и сел бы пирожок. - Прочитайте внимательно четверостишие. Откуда эти строки? - К нам сегодня на урок пришла ученица из вашего любимого мультфильма - ….( появляется по щелчку - Маша) - Маша пошла в первый класс и вот так записала этот отрывок. Вы согласны с её записью?
- Какое слово вызывает сомнение в этой записи? - Как вы его запишите? В чем ошибка Маши?
- С чем мы сейчас столкнулись?

Слайд 3 Смайлик нам предлагает вспомнить, как надо действовать, когда мы встречаем затруднение в учебной деятельности. Записывают число и кл.работа с комментированием



Из сказки «Маша и медведь»
Читают и высказывают свои предположения
Кто из учащихся согласен - руки к плечам ставят.
Называют слово съел Ответы разные С учебным затруднением

Учащиеся: - надо определить, что я не знаю и самому найти способ выхода из затруднения







Принятие и сохранение учебной задачи









Мобилизация сил в преодолении препятствий










Анализ учебной ситуации,

поиск и выделение необходимой информации





















Формирова

ние собственного мнения и позиции

















Постановка учебной задачи.














Построе

ние проекта выхода из затрудне

ния

(цель и тема, способ, план, средство)



















Реализация

построенного проекта






















Слайд 4 (тема урока) - Попробуйте определить тему нашего урока.

Слайд 5 (корзина - вопросы по теме урока) Маша любезно предложила нам свою корзинку для сбора разных идей и открытий на уроке.
- Что вы уже знаете о букве ъ? - Эти знания нам помогут, чтобы правильно писать слова с ъ?
- Что вы бы хотели узнать по этой теме? (когда пишется, какую работу выполняет и как отличить от разделительного ь) - Какие задачи на уроке поставим? - Чем отличаются слова сел и съел?
- Чтобы выяснить роль разделительного ъ, давайте исследуем звуковой состав слов этих слов и запишем эти слова.






- Какие различия есть в произношении этих слов?






- Итак, какую же роль выполняет ъ?
Слайд 6.
1. Показывает, что следующая буква гласного обозначает два звука. 2. Разделяет согласный звук и звук [й'].

Музыкальная физминутка
Слайд 7. Медведь оставил Маше вот такую схему -запись, а Маша не знает, что же ей надо делать. Какое вы бы предложили задание для Маши?

- Что это за маленькие слова записаны? - Какую роль выполняют приставки в русском языке?

Работа в тройках по составлению слов

Проверка
- На сколько групп можно разделить составленные вами слова?
Слайд 8 (слова разделены на группы) - Ребята, определите, по какому признаку Маша разделила слова на 2 группы?


- Почему же в одних словах пишется ъ, а в других - нет, у кого-то есть предположения?
- Давайте исследуем слова - сравним их в каждой группе. - Чем похожи все составленные слова? - Чем отличаются? Запишите эти слова в тетрадь

-Выделим приставки в словах


- Сравните приставки в каждой группе, чем они отличаются?


- Кто может сделать вывод, почему слова второй группы написаны с ъ?
Слайд 9 -Прослушайте еще раз внимательно, что о себе рассказывает ъ, это вам поможет при составлении схемы .

Слайд 10(правила работы в группе)





- Составьте опорный сигнал, по которому можно будет вспомнить правило написания разделительного ъ.



Слайд 11 - проверка групп





Слайд 12 - составление алгоритма правила написания разделительного ъ

- Откройте учебник на с. 60 и проверим наши выводы.
Формулируют тему и цели урока





Ответы уч-ся


Задачи: узнать, когда пишется ъ, какую выполняет работу и как отличить от разд.ь Лексическим значением
У доски работают 2 учащихся - выполняют транскрипцию слов, потом записывают буквами, остальные дети - выполняют задание в тетрадях. [с' э л а] - сел [с й' э л а] - съел Анализируют и сравнивают звуковой состав слов: Первый звук разный, во втором слове есть звук [й'], буква е обозначает два звука во втором слове, а в первом слове - один звук Учащиеся формулируют выводы










Учащиеся придумывают задания по слайду (составить и записать слова) Приставки

Служат для образования новых слов





Устно в группах составляют слова



Называют составленные слова

Варианты ответов

Высказывают свое мнение ( в одних словах пишется ъ, а в других - нет)

Предположения детей

Однокоренные

Приставками

Переписывают слова по группам

На интерактивной доске выделяют приставки

Ответы детей ( в 1 группе приставки оканчиваются на гласный звук, а во второй - на согласный)

Формулируют свой вывод



Просмотр флэщ-ролика в коллекции ЦОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BTQ_037%5D.swf
Повторяют правил работы в группе





Работа в группах по составлению опорного сигнала

Выходят к доске и представляют результат группы по составлению опорного сигнала

Пошагово называют действия для алгоритма.

Самостоятельно читают правило в учебнике.













Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно




Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале


























В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.








































































Выполнение учебного задания в соответствии с целью.










Самостоятель

ное выделение и формулирование познаватель

ной цели











Анализ языковых фактов с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности



Произвольное построение речевого высказывания









Пользоваться знаками, схемами




























































Сотрудничество друг с другом;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.















Умение формулиро

вать высказыва

ние, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существова

ние различных точек зрения).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд 13

Маша просит разделить слова на группы.

Задание: в тетрадь записать только слова с ъ

Проверка (объяснить, разъединить, подъем)



Учащиеся записывают слова в тетрадь Выполняют задание с применением правила.



Алгоритм для слабых учащихся 1. Выделю приставку в слове. 2. Приставка заканчивается на согласный? 3. Корень начинается с е,ё,ю,я?

Значит, в слове надо писать разделительный ъ.


Умение соотносить учебные действия с известным правилом;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Контроль

первичного усвоения знаний и способов деятельности

Тестовая проверка знаний

Рассылка теста с помощью программы Classroom Management (да-нет)

Отправка теста учащимся. Оценивание. Анализ выполненного теста. Вопросы: Верно ли, что ъ пишется после любой приставки? (нет) Верно ли, что между приставкой и корнем всегда пишется разделительный ъ? (нет) Верно ли, что при написании разделительного ъ корень должен начинаться с букв е, ё, ю, я? (да) Верно ли, что приставка должна оканчиваться на согласный звук? (да) Верно ли, что в слове об..ехал надо написать ъ? (да)

Работают на нетбуках. Выполнение теста, отправка учителю. Знакомство с оцениванием. Анализ теста.



Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Воспринимать смысл предъявляемо

го текста




Итог урока.











Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог урока) Слайд 14. - Маша хочет проверить, как вы сегодня работали на уроке и поняли новую тему, она приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление - есть?»

- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

- На какой вопрос мы сегодня не получили ответ на уроке? ( о различии ъ и ь ) - о них мы будем говорить на следующих уроках. Слайд 15 . - Запишите на полях номер ступеньки, который показывает, как вы знаете правило о разделительном ъ, а сейчас через дробь/ каждый на полях оцените, как вы сумели применить правило. Запишите с помощью цифры, на какой ступеньке вы находитесь.

Слайд 16 - рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали о твердом знаке?

Что было легко? Что было трудно? Кого из учеников вы могли бы отметить за работу на уроке?

Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Релаксация. - С помощью мимики покажите своё настроение. Слайд 17. Пожелание Маши - Поблагодарим друг друга за урок. Маша предлагает закончить урок такими словами: По дороге знаний смело путь держи, Даже, если трудно, ты вперёд иди!


Высказывания учащихся








Обучающиеся оценивают свои знания, пользуясь «лесенкой успеха».




Самооценка. Руки вверх - работал активно, в сторону - допускал ошибки, руки вниз - был слушателем
Ответы обучающихся. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Чтение хором пожелания

Волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Умение формулиро

вать высказыва

ние. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание Дает комментарий к домашнему заданию, спрашивает, на какое правило нужно опираться при выполнении задания. По р.т. с.17 упр.31 - где необходимо, вставить разделительный ъ или творческое задание: придумать и записать 7 слов с разделительным ъ, графически выделить орфограмму. Называют правило, на которое будут опираться при выполнении
задания.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осознание качества и уровня усвоения. Умение формулиро вать высказывание.



© 2010-2022