Программа внеурочной деятельности по краеведению во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа по краеведению "Край родной на век любимый!»

(внеурочная деятельность).


Любовь к родному краю - главная сила, которая нас объединяет"

Губернатор Ю. А. Берг

Пояснительная записка



Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа - первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, своей семьи, рачительных хозяев;

  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом уч-ся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

  • понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;

  • пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома, семьи;

  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

В организации:

  • реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения - гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение уч-ся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цели: воспитание толерантной личности, патриота России, малой родины, знающего и любящего свой край, город, село, свою семью (традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;

  • пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;

  • наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

  • изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Предполагаемые результаты обучения.

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях;

  • особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации

Занятия будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Место курса в учебном плане
На изучение курса «Краеведение» отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч.





Учебно-тематический план

(68 часов)





Наименование темы

Количество часов

всего

экскурсии

примечания

дата

1

Из истории края - 23 часа

Введение



2

Экскурсия по улицам города

Игра «Знаешь ли ты улицы города?» Авторский видеофильм


  1. 2

Древняя история края

3

Из истории Оренбургской области

Презентация




  1. 3

История заселения и образования города Ясный, приграничных районов.

3

Краеведческий музей

Конкурс

«Родословие»;

«Старая фотография рассказала…»


  1. 4

Крупные города Оренбургской области (Орск, Оренбург, Бузулук)

3


Презентация


  1. 5

Наш край на карте

(границы, площадь, административный центр, символика, населен. пункты)

7


  1. 6

Население

(численность, нац. состав, воспроизводство, демографическая ситуация, трудовые ресурсы)

5

Мини - проекты «Моя семья», «Моя бабушка», «Мой дедушка» и т.д.


2.

Природа родного края - 23 часа



2.1.

Геологическая история и рельеф района, области.

Полезные ископаемые Ясненского района, приграничных районов.

3

Экскурсии


2.2

Климат

4


2.3

Озера и реки Оренбургской области

4

Рисунки «Голубое ожерелье»


2.4

Памятники природы Оренбургской области

4



Презентации

Мини - проект


2.5

Растительный мир

4

Презентации


2.6

Животный мир

4

Презентации


3

Хозяйство, промышленность, культура - 22 часа



3.1

Предприятия района. Градообразующее предприятие, его роль в жизни города и района.

4

Экскурсия на предприятие


3.2

Инфраструктурный комплекс


2




3.3

Загадочный мир названий

6

Викторина


3.4

Культурное наследие Оренбургской области

6

Встречи с творческими людьми родного края

Экскурсия в краеведческий музей


3.5

Итоговое занятие

4



Итого

68




Содержание программы

1. Из истории края - 23 часа

Введение.

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.

Древняя история края.

Первые следы пребывания человека на территории края. Памятники истории и культуры на территории края.



История заселения и образование города Ясный.

Исторические вехи заселения в прошлом и краткая характеристика заселения в период начала развития производства и образование Ясного. Образование приграничных районов.

Возникновение комбината «Оренбургские минералы».

Экскурсии в краеведческий музей в городе.

Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…» и т.д.

Крупные города Оренбургской области (Орск, Оренбург, Бузулук) .

Знакомство с крупными городами области. Орск - столица Восточного Оренбуржья. Бузулук - столица западного Оренбуржья. Оренбург - столица нашей области



Наш край на карте.

Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика.

Население.

Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; занятия населения района.



  1. Природа родного края (23 часа)

Геологическая история и рельеф района, области.

Полезные ископаемые, которые добывают в Оренбургской области, приграничных районах. Что такое климат? Какой климат в нашем районе. Водные ресурсы области и района. Что такое памятники природы? Какие памятники природы есть в нашей области и районе. Изучение почвенного покрова района (в том числе своей территории). Условие его образования. Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы - важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв.

Экскурсии в парк и по городу

Практические работы (на местности): зарисовки знакомых мест в городе.

Климат.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Озера и реки Оренбургской области.

Реки и озёра нашей области, их расположение. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и водоохранные мероприятия.

Памятники природы.

Статус особо охраняемых территорий Оренбургской их тип (государственный природный заказник - ботанические памятники природы, геологические памятники природы, гидрологические памятники природы)

Растительный мир.

Что такое степные ресурсы? Что такое лесные ресурсы? Состав растительного покрова. Лекарственные растения Оренбургской области, Ясненского района, занесенные в Красную книгу.

Животный мир.

Состав животного мира. Животные мир степи. Животный мир рек, водоемов. Когда открывается в нашем крае охотничий сезон.

7. Хозяйство и промышленность (22 часа)

Предприятия района. Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района.

Промышленность района. Сельское хозяйства. Ведущие профессии. Современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины.

Экскурсии на любое предприятие района.

Практическая работа сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района.

Инфраструктурный комплекс

Сфера услуг - здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ, рекреационные услуги.

Загадочный мир названий (6 часов)

Происхождение и объяснение наиболее названий поселков, сёл. Главные улицы нашего города. Главные улицы Орска, Оренбурга.

Легенды и предания.

Культурное наследие края (6 часов)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков.

9. Итоговые занятия (4 часа)

Подведение итогов учебного года, повторение пройденного.



Список литературы.

  1. Книга памяти Оренбургской области. Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство», 1998.

  2. Красная книга Оренбургской области. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999.

  3. Край Оренбургский. Ключ и врата. Оренбург: Издательство «Орлит - А», 2009.

  4. Край степной - Оренбуржье. Москва: Издательство «Планета», 1983.

  5. Футорянский Л., Лабузов В. История Оренбургского края. Оренбург, 1998.

  6. Кузнецов В. Я посетил места…Очерки литературного краеведения. Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство», 2007.

  7. Десятков Г.М. Легенды старого Оренбурга. Калуга: издательство «Золотая аллея», 1994.

  8. Чибилёв А.А Природное наследие Оренбургской области. Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство», 1996.

  9. Атлас Оренбургской области. Омск: Картографическая фабрика Роскартографии. 1993.

  10. Атлас «Ясненский район Оренбургской области». Институт степи Уро РАО. - Оренбург: ООО «Союз - реклама» 2008.

  11. Атлас «Адамовский район Оренбургской области». Институт степи Уро РАО. - Оренбург: ООО «Союз - реклама» 2008.

  12. Атлас «Светлинский район Оренбургской области». Институт степи Уро РАО. - Оренбург: ООО «Союз - реклама» 2008.

  13. Архивные материалы газеты «Красное знамя», «Ясненский вестник», «Горный лён».


© 2010-2022