- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление: Моделирование на уроках русского языка
Выступление: Моделирование на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Задорожная Е.А. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Задорожная Е.А.
Моделирование на уроках русского языка
В. В. Давыдов отмечал, что модель - «Это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных знаковых элементов».
Работая с 1991 года в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, я впервые столкнулась с особым типом уроков - уроки моделирования. На таких уроках модель рождается в совместной деятельности учащихся и учителя. На её основе конструируется способ действий с понятием (алгоритм). За такой период работы я могу точно утверждать, что применение моделирования на уроках, дает положительные результаты: ученики учатся применять на практике полученные знания и чётко осознают: где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; у учащихся формируется целостная картина мира; вырабатываются УУД; развивается абстрактное и логическое мышление; модель можно использовать для самооценки своих знаний и многое другое. Но чтобы данная работа была эффективной важно- постоянно обращаться к моделям, учить детей находить новые знания уже в построенных моделей, а если их нет, то уметь дополнить, изменить, т.е редактировать уже построенную модель. Следует также не упускать из виду индивидуальное творчество детей при создании моделей.
Модель «Знаний», о которой я буду сегодня говорить, мои ученики строили с самых первых уроков обучения грамоте. Через практические задания ученики определяют, что речь бывает устная и письменная. Появляется первый шаг модели «Знаний». Следующий шаг- речь состоит из предложений. Дети дополняют свою модель «Знаний». Предложения состоят из слов. Слова могут обозначать предмет - , признак предмета- , действие предмета- и слова помощники -
Слова состоят из букв, звуков, которые делятся на две группы: согласные и гласные. К каждой группе прописывается характеристика. В результате получается следующая модель «Знаний»:
При работе с темой «Знакомимся с миром слов» на уроках русского языка в первом классе, ученики находят место новой темы в нашей уже построенной модели «Знаний», выносят блок «Слово» на отдельный листок. Результатом работы у учащихся появляется «Листок «Мои достижения».
К модели «Знаний» мы обращаемся постоянно. Ученики отметили, что каждое новое знание находит место в модели. Это доказывает, что в русском языке все взаимосвязано.
Так при изучении темы «Что мы знаем о предложениях» (второй класс), ученики определяют блок «Предложение» в Модели «Знаний». На листочках учеников «Мои достижения» отмечаются новые знания:
В третьем классе работая по теме «Существительное», появляется новый листок «Мои достижения»- «Им. существительное», который постоянно дополнялся, изменялся. Ученики выделили несколько кластеров по данной теме:
Следует отметить, что все модели находятся в наших «Портфолио». Каждый раз ученик может обратиться к модели, построенной в первом, во втором или в третьем классах- увидеть недостающие знания, дополнить, видоизменить модель. Листок «Мои достижения» ребенок может применить для оценивания своих знаний. В такой работе ученик может отследить степень своего успеха или неудач, что провоцирует школьника искать дополнительную информацию по устранению пробелов в знаниях. А это и есть «умение учиться», что прописано в наших стандартах.