Конспект урока Хорошее зрение и витамины

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока , 3класс , школа 8 вида

Хорошее зрение и витамины.

Цели:

  • Обучающая - научить детей-инвалидов заботиться о своём здоровье, познакомить с новыми терминами и понятиями о строении и функции глаза и его частей, о пользе витаминов.
  • Развивающая - формировать активный и познавательный интерес к окружающему миру, знания о здоровом образе жизни и здоровьесбережении у младших школьников.
  • Коррекционнная - учить детей соблюдать правила гигиены зрения, корректировать психо-эмоциональное напряжение у слепых и слабовидящих учащихся через офтальмологические паузы.
  • Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

Задачи:

  • Приобщение к здоровому образу жизни;

  • Формирование навыков гигиены зрения;

  • Расширение знаний о здоровье человека;

  • Отработка правил здоровьесбережения.

Оборудовние: Музыкальная композиция «Утро»; предметные картинки «Овощи, фрукты», «Птицы»; «Волшебный мешочек» с муляжами овощей и фруктов, разрезанные натуральные овощи и фрукты; таблица «Строение глаза», муляж «Строение глаза»; офтальмологический тренажёр «Бабочка»; памятки Доктора Айболита и «Береги зрение», словарные слова, костюмы овощей и фруктов, карточки-задания «Полезные советы».

Тип урока: изложение нового материала.

Принципы:

  • Обеспечения

Всестороннее гармоничное развитие личности младших школьников заключается не только в обладении конпетенциями, нравственными ценностями и установками, но и в становлении личности, формировании самооценки. С этих позиций на уроке необходимо работать над развитием воображения, самостоятельности, компетентности; формированием эмоциональной отзывчивости, способности сопереживанию, социализации детей-инвалидов в обществе.
  • Доступности
Принцип строится на соблюдении определённых правил при изучении нового материала от простого к сложному. Целесообразно опираться на витагенный опыт детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Наглядности
Принцип имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей младшего школьного возраста, так как мышление носит в этот период наглядно-образный характер. Используемые карточки, иллюстрации, рисунки, таблицы, обеспечивают более полное восприятие учебного материала.
  • Комфортности
Эмоциональное благополучие слепых и слабовидящих детей является одной из важных и актуальных тем в современном обществе.
  • Игрового взаимодействия
Игры подбираются в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями учеников начальной школы, помогают в усвоении определенных компетенций так как являются основной формой жизнедеятельности.
Этапы:
  • Стартовый (5-6 минут)
Включает в себя: приветствие; расслабляющий тренинг, сообщение темы, целей и задач урока.
  • Основной (24-25 минут)
Усвоение новых знаний предполагается через беседу «Значение зрения в жизни человека», работу с таблицей «Строение глаза», чтение стихов об овощах и фруктах, отгадывание загадок, игру «Вредно - полезно», беседу о витаминах и их пользе для здоровья человека, игру «Угадай, кто я»
  • Коррекционный (4-5 минут)
Данный этап включается в основной с цель здоровьесбережения, расслабления, снятия напряжения.
  • Заключительный (3-4 минуты)
Планируется коллективная игра « Чем полезны витамины»; подведение итогов, оценивание. Предполагаемые результаты:
  • Соблюдение правил здоровьесбережения;
  • Снятие зрительного и психо - эмоционального напряжения;
  • Развитие интереса к своему здоровью;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Социализация и реабилитация.



Ход урока.

  1. Стартовый (5-6 минут)
Урок начинается с предварительной организации. Данный этап позволяет почувствовать пульс класса, подготовить школьников к уроку, создать атмосферу психологической комфортности.
  1. Приветствие.
  2. Расслабляющий тренинг.
Тренинг проводится на фоне музыкальной композиции «Утро» - Ребята, посмотрите какое сегодня великолепное тёплое утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга. Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг) Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями) Здравствуй, вольный ветерок (обмахивают кистями рук лицо) Здравствуй, милый мой дружок ( поднимают руки вверх и машут ими)
  1. Сообщение темы и целей урока.
- Какова тема нашего урока вы узнаете, отгадав загадку: На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. - Что это? Правильно. Это глаза и сегодня мы будем говорить о хорошем зрении и витаминах, узнаем как правильно заботиться о своем здоровье. II. Основной (24-25 минут) В ходе беседы учитель и учащиеся делают вывод: глаз - важнейший из органов чувств. Рассматривают иллюстрации животных. 1. Беседа «Значение зрения» «Глаза - зеркало души». Почему так говорят? (ответы детей) Какие у вас разные глаза: серьезные и сосредоточенные веселые и пытливые, озорные и лукавые. Но все очень красивые. Просто замечательные у вас глаза. Глаза - один из важнейших органов чувств. Зрением обладают и люди и животные и птицы - все живые существа. Как вы думаете кто из животных самый зоркий? (орёл) Рассматриваем иллюстрацию орла (слепые дети рельефное изображение орла). Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает себе добычу. Кто ночью лучше всех видит? (сова) (иллюстрация) Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий и не очень хорошо видит в темноте. Но глаза являются главным помощником. Почему? (ответы детей) Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Попробуйте описать глаза своего соседа. - Как говорят о глазах, чтобы описать их красоту? (ответы детей) Вывешиваю карточки со словами: прекрасные, чистые, лучистые. Какой цвет глаз у вас?
  1. Работа по таблице «Строение глаза» ( у незрячих детей на столах муляж)
Всмотритесь в глаза друг другу. Что вы обнаружили? Цветное колечко - это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет ваших глаз. Радужку покрывает прозрачная тонкая оболочка - роговица. В центре глаза расположена черная точка Она то расширяется, то сужается- это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик собираясь на сетчатке глаза. Дальше по нервным сигналам передаются в мозг и человек видит, то на что смотрит. Как защищены наши глаза? (ответы детей) Но этой защиты недостаточно. Зачем человеку слёзы? (ответы детей) В течении жизни человек плачет 250 000 000 раз. Когда слёзы текут без согласия? (дым, лук) К глазам нужно относиться бережно, беречь их Один из способов заботы о глазах - это офтальмологические минутки. 3. Зрительная гимнастика. 1. часто-часто поморгать (10-20 раз) 2. Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо, зажмурившись снять напряжение считая до 10. 3. Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Нужно мысленно раскрасить его в зеленый цвет, желтый, свой любимый цвет. 4. Офтальмологический тренажёр « Бабочка ». На магнитной доске помещена бабочка. Учитель передвигает её:
  1. Следите глазами за передвижением бабочки
  2. Закройте глаза и мысленно передвигайте её
  3. Откройте глаза. Где она находится?
А как еще нужно заботиться о глазах мы выясним в игре «Полезно - вредно» 4. Игра «Полезно - вредно». Если я называю действие полезное для глаз, то вы поднимаете одну руку, если вредное - две.
  1. читать лёжа.
  2. делать гимнастику для глаз.
  3. смотреть близко телевизор.
  4. мыть по утрам глаза.
  5. бегать с палками.
Давайте прочитаем полезные советы от доктора Айболита (приложение 1) 5.полезные советы Дети читают советы по очереди У слепых детей - карточки по шрифту Л. Брайля. Я сейчас раздам вам памятки бережного отношения к зрению (приложение 2) 6. чтение учителем памяток «Бережное отношение к зрению». 7. Беседа о пользе витаминов. Витамины - это греческое слово (приложение 3). В переводе оно означает - носитель жизни. Если этих веществ в организме мало или нет совсем люди быстро заболевают. Витамины играют в жизни человека огромную роль. Каждый витамин играет вполне определенную задачу. ( по ходу беседы вывешиваю название витаминов и карточки овощей и фруктов). Приложение 3. Чтобы сохранить хорошее зрение необходимо знать, что при недостатке в организме витамина А происходит снижение остроты зрения, теряется стойкость к инфекциям и тогда начинают докучать частые ячмени и коньюктивиты. Чтобы такого не происходило регулярно ешьте морковь, тыкву, облепиху, абрикосы. Если человек продолжительное время ощущает недостаток витамина В он начинает путать цвета, видеть предметы расплывчато, затем может возникнуть воспаление роговицы глаз, её помутнение. Витамин В содержится в сыре, кефире миндале, хлебе из необработанного зерна. Витамин С - защищает сосуды глаз от ломкости и прозрачности, предотвращает кровоизлияние на сетчатку, улучшает кровоснабжение глаза. Он содержится в цитрусовых: апельсинах, лимонах, черной смородине. Учёные считают, что близорукость, в определенной степени, является следствием недостатка витамина D. Богатые на витамин D - витаминизированное молоко, кефир, йогурты. Витамин Е существенно снижает риск отслоения сетчатки глаза. Он содержится в растительном масле орехах, семенах подсолнуха, злаковых. Витамины необходимы для сохранения и улучшения зрения. Их особенно много в овощах и фруктах. Много витаминов можно найти летом на огороде . ( Выходят дети в костюмах овощей). 8. Театрализованное представление «Чудо - огород». Удивляется народ Что за Чудо - огород? Здесь редис есть и салат Лук, петрушка и шпинат Помидоры, огурцы Зреют фрукты, молодцы? И картофель и капуста Растут на грядках густо - густо И все дружно говорят Мы растём здесь для ребят За усердие и труд урожай весь соберут.

* * * Я - морковка, рыжий хвостик Приходите чаще в гости Чтобы глазки заблестели Чтобы щёчки заалели Ешь морковку, сок мой пей, Будешь только здоровей.

* * * Я толстый красный помидор Люблю детишек с давних пор Я - витаминов сундучок А ну-ка откуси бочок.


* * * Я и свежий и солёный Весь пупырчатый, зеленый Не забудь меня дружок Запасай здоровья впрок.

* * * Я крепкое, хрустящее Чудо настоящее Желтое и красное Кожица атласная Яблочко румяное Детям всем желанное

* * * Называют меня грушей Я скажу, а ты - послушай Полюбите меня дети Я полезней всех на свете


* * * Спелый, сочный апельсин В фруктах первый витамин До чего же он хорош И на солнышко похож.



* * * Мы за столик сели Фартучки надели Будем есть мы овощи и фрукты Вкусные полезные продукты, в которых много витаминов. Ребята, а вы знаете как выглядят овощи и фрукты? 9. Игра «Угадай кто я?» Поиграем в игру «Угадай кто я?». У меня волшебный мешочек с овощами и фруктами. Вы должны закрыть глаза и вытащить наугад овощ или фрукт, ощупать его и назвать что это? Как одним словом назвать яблоко, грушу? Как одним словом назвать огурец, свеклу? (ответы детей) Правильно это овощи и фрукты. Они богаты витаминами, которые полезны для здоровья и помогают сохранить зрение. 10. Отгадывание загадок. А вы умеете отгадывать загадки? Кто правильно отгадает загадку, тот находит в классе этот овощ или фрукт.

Загадки.

Стоит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (лук)

* * *


Красный нос в землю врос

А зелёный хвост наружи

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный нос.

(морковь)

* * *

Как надела сто рубах

Захрустела на зубах. (капуста)


* * *

Раскололся тесный домик

На две половинки

И посыпались оттуда

Бусинки - дробинки.(горох)

- Чем полезны эти овощи и фрукты? (ответы детей)

11. Ароматерапия.

А сможете ли вы по запаху определить какой это овощ или фрукт?

Раздаю всем детям по очереди разрезанные апельсины, яблоки, лук.

Дети определяют что это с закрытыми глазами.

- Чем полезны эти овощи и фрукты?

III. Заключительный.

  1. Давайте подведем итог нашего урока. Для этого соединим слова так, чтобы получилось предложение.

( Приложение 4).

  1. Домашнее задание.

Подготовить рисунки овощей и фруктов.

3. Анализ работы обучающихся.




Приложение 1.

Полезные советы.


* * *

Лёжа книгу не читай,

Не бери её в трамвай,

Не читай в автобусе,

Не читай в метро,

А то скоро твои глазки

Не увидят ничего.

* * *

Только очень осторожно обращаться с шилом можно

Иглы шилы и ножи

Ты в игрушках не держи

Ведь поранить очень просто

Можно глаз предметом острым.

* * *

Помни, вреден телевизор

Если глаз к экрану близок

И, конечно вредно глазу

Если смотришь много сразу.

* * *

В темноте нельзя читать

Глаза будут уставать.

Приложение 2.

Памятка бережного отношения к зрению.


  1. Умываться по утрам.

  2. Смотреть телевизор не более 1 часа в день.

  3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

  4. Не читать лёжа.

  5. Оберегать глаза от ударов, попадания грязи и пыли.

  6. Не читать в транспорте.

  7. Расстояние т глаз до текста должно быть равно 30 - 35 см .

  8. Делать гимнастику для глаз.

  9. Правильно питаться

Употреблять в пищу продукты, богатые витаминами.




Приложение 3.


Витамины А В С D


Приложение 4.


  1. 2

Витамины помогают

сохранить зрение

3 4


© 2010-2022