• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода»

Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».Тема самообразования: «Развитие коммуникативных УУД учащихся на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода».
Как прекрасен удивительный мир детства! Мир, наполненный счастьем, добром, улыбками. Именно в это время у ребёнка формируется характер, вырабатываются полезные привычки. Наши маленькие ученики постоянно открывают для себя что-то новое. Как важна в эту пору каждая прочитанная книга. «Вовремя прочтенная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг и наставник» писал Пётр Андреевич Павленко.

Литературное чтение - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии младших школьников. Использование системно-деятельностного подхода в курсе «Литературное чтение» предполагает постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: обогатить читательский опыт, развить читательский интерес, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования есть программа формирования универсальных учебных действий (УУД). В составе основных УУД выделяются четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Одним из видов познавательных УУД является моделирование. Моделирование выполняет функцию УУД только тогда, когда ребёнок на основе созданного в голове образа сам создаёт себе модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете.

Для включения каждого ученика в активную работу, для формирования у него системы знаний, специальных читательских умений, потребности в чтении в уроки я включаю метод моделирования. Метод моделирования предполагает введение «заместителей» жанров, тем, героев, а так же составление схематических планов, моделей обложек, моделей цепочек событий, моделей диалогов, моделей «живых картин». «Заместители» - это условные обозначения, которые понятны каждому ребёнку.

Рассмотрим систему заместителей.

Заместители жанров (геометрические фигуры)

Сказка Пословица

Рассказ Стихотворение

Загадка Басня

Былина, сказ, легенда Очерк

Заместители тем (цвет)

О Родине - красный

О детях - жёлтый

О природе - зелёный

О животных - коричневый

О приключениях, волшебстве, фантастике - синий

Заместители фамилий авторов и заголовков

Фамилия - - оранжевый

Заголовок- - бордовый

Во 2,3 и 4 классах дети пишут фамилию автора и заголовок.

Модель первой страницы обложки:

Фамилия автора: Бианки В. (оранжевый прямоугольник)

Сказка о животных (коричневый кружок)

Заголовок: «Как муравьишка домой спешил» (бордовый прямоугольник)

Такая модель составляется на этапе первичного знакомства с произведением. Дети под руководством учителя (в первом классе) и самостоятельно (во втором, третьем и четвёртых классах) составляют модель изучаемого произведения (рисуют на листиках геометрические фигуры и раскрашивают их).

Пример использования моделирования на уроке литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 века».

Рассказы о животных. Ю. Коваль «Бабочка».

Первичное чтение.

-Об авторе: портрет, выставка книг, биография.

-Прочитайте название и скажите, о ком будет это произведение.

-Первичное чтение учителем.

  • Понравилось ли вам произведение? Чем?

  • Какое настроение у произведения?

  • Что нового для себя открыли?

  • Что мы прочитали: сказку, рассказ? Докажите.

  • Составим модель обложки (работаем в парах). Каким символом мы обозначаем рассказ? Нарисуйте на своих листиках.

(ученики рисуют на своих листиках «заместителя» сказки; ученики показывают учителю, как они обозначили жанр)

  • О ком этот рассказ? (о животных)

  • Каким цветом обозначим прямоугольник? (коричневым)

  • Покажите это на модели.(все дети раскрашивают коричневым)

  • Что ещё есть у рассказа? (автор, заголовок). Обозначим.(все дети рисуют оранжевые и бордовые прямоугольники)

  • Проверим, как составили модель ваши друзья. Игра «Переход» ( дети 1 и 2 вариантов меняются местами) .

  • Поставьте + если модель составлена правильно.

  • Расскажите по модели, какое произведение мы читаем на уроке.

Игра «Переход» (дети возвращаются на свои места)

Я использую составленные модели для актуализации знаний в начале урока, для закрепления пройденного, для обобщения изученного, для повторения, на уроках творчества, во время групповой работы. Ребёнок, видя перед собой модель прочитанного произведения, легко рассказывает о жанре, теме прочитанного, определяет авторскую принадлежность. Приучается называть автора и заголовок. В такую работу включаются даже дети не умеющие читать. Они с удовольствием узнают что-то новое о книгах. Уроки литературного чтения не проходят для них впустую. Такая работа служит формированию самоконтроля и самооценки.

Виды работ с моделями:

  • Сравни модели прочитанных произведений. Чем похожи? Чем отличаются?

  • Сравни прочитанные произведения, используя модели.

  • Из предложенных моделей выбери ту, которая соответствуют прочитанному произведению.

  • Соотнеси модель и прочитанное произведение.

  • Составь модель обложки с аннотацией (с одной стороны листочка - модель, а с другой - аннотация).

  • Составь модель обложки с рисунком (с одной стороны- модель, а с другой - рисунок

  • Составь модель обложки и выпиши понравившийся отрывок из произведения.

  • Составление книг-самоделок прочитанных произведений из моделей произведений (с рисунками и аннотациями).

  • Выявление читательского опыта детей: назови любые произведения по данной модели.

  • Назови как можно больше произведений, соответствующих данной модели.

  • Сравни произведения и дополни модели. Объясни свой выбор.

  • Задайте вопросы к произведению по модели.

  • Среди предложенных моделей назови произведения о природе или животных.

Кроме составления моделей обложек, я использую на уроках литературного чтения систему заместителей героев (печатная буква, обведённая в кружочек или слово):

З - заяц В - волк М - медведь

Такая работа включает каждого ребёнка в учебную деятельность, развивает у них зрительную и слуховую память, вырабатывает читательскую зоркость.

Схематический план к русской народной сказке «Теремок» выглядит так:

Мышь Л З Лиса В М

Составление схематического плана с введением «заместителей» действующих лиц позволяет подробно изучить текст, выявить особенности языка, углубить понимание главной мысли произведения, проанализировать образы героев, их отношения с другими персонажами, определить последовательность событий. Каждый ученик, погружаясь в текст, открывает красоту произведения, обогащает речь и читательский опыт, готовится к творческой работе.

Виды работы со схематическим планом:

  • Составьте схематический план произведения.

  • Восстанови текст по схематическому плану.

  • Назови главных героев произведения по модели.

  • Восстанови последовательность событий по модели.

  • Прочитай отрывок из произведения, соответствующий определённой части плана.

  • Прочитай описание указанных героев.

  • Перескажи по плану.

  • Подготовь пересказ одной из частей.

  • Придумай своё окончание произведения, продолжи план.

  • Измени начало произведения, используя план.

  • Выбери часть произведения, которая больше всего понравилась и сделайте иллюстрацию к ней.

Ещё одним видом моделирования является моделирование цепочки событий (внутри определённой части произведения). Этот вид работы позволяет анализировать текст, осознавать уместность использования в тексте образных языковых средств, готовить подробный пересказ, проводить словарную работу. Вот как выглядит цепочка событий в сказке «Теремок»:

Медведь увидел остановился заревел полез

не влез залез развалил

в теремок на крышу теремок

Виды работ с моделями цепочек событий:

  • Подбери синонимы и антонимы к словам.

  • Составь цепочки родственных слов.

  • Восстанови текст по цепочке событий.

Моделирование диалогов героев даёт возможность формировать у детей более точные и полные представления о произведении. Этот вид деятельности исключает формальную передачу знаний учащимся. Примеры моделей диалогов героев:

М Л Л З

Виды работ с моделями диалогов:

  • Прочитай диалог указанных героев.

  • Инсценируй диалог понравившихся героев.

  • Сделай рисунок указанных героев.

  • Прочитай по ролям диалог героев.

Изучение произведения протекает в ходе в ходе активной практической и умственной деятельности ребёнка.

Я использую схематический план, цепочки событий и модели диалогов героев для проверки домашнего задания, для закрепления пройденного, во время творческой работы, в процессе парной и групповой работы.

На уроках литературы учащиеся также могут моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения по типу «стоп-кадров». Этот вид работы можно использовать в качестве физкультминуток. Такой вид работы позволяет раскрыться каждому ребёнку, развивает его фантазию, делает его уверенным.

Таким образом, благодаря методу моделирования, каждый ученик работает на уроке на уровне своих возможностей. Моделирование развивает и конкретно-образное, и логическое мышление, и творческие способности учеников, и пространственные представления. Моделирование как учебное действие способствует развитию у детей информационной культуры, которая предполагает освоение информации, овладение умением замещать информацию знаково-символическими средствами. Моделирование - средство овладения одним из важнейших умений - умения учиться.

Используемая литература:

  1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Методическое пособие / Л.А. Ефросиниина. - 4-е изд., дораб. М.: «Ветана-Граф» 2013г.

  2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: Методическое пособие / Л.А. Ефросинна. - М.: «Ветана-Граф» 2006г.

  3. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: Методическое пособие / Л.А. Ефросинна. - М.: «Ветана-Граф» 2006г.

  4. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: Методическое пособие / Л.А. Ефросинна. - М.: «Ветана-Граф» 2006г.

  5. Журнал «Начальная школа» №2 2012г. Л.А. Ефросинина. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий.

  6. Журнал «Начальная школа» №1 2012г. З.А. Клепинина. Моделирование в системе универсальных учебных дейстий.

© 2010-2022