Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерок»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено и одобрено»

Директор школы Заместитель директора по УВР Руководитель МО

_______Н.А.Киреева ________Г.В.Матрюк ___________ Пр.№ __

«___» _________2014г. «___» __________2014г. «___» __________2014г.



Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерок»



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мастерок»




Составитель: учитель начальных классов

высшей категории

Варфоломеева Ирина Викторовна










2014-2015 уч. год






2014-2015 учебный


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности). Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Кружок «Радуга творчества» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Цель внеурочной работы: 1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является: Я слышу - и забываю, Я вижу - и запоминаю,

Я делаю - и понимаю.

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-11 лет.


Программа кружка «Мастерок»

1 год (33 ч) Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно. Вводная беседа (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом (4 часа).
  • Рассказ о флористике. Природа нашего края.
  • Изготовление композиций из засушенных листьев.
  • Составление композиции (коллективная работа).
  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с бумагой и картоном (6 часов).
  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
  • Конструирование из бумаги
Работа с тканью (6 часов).
  • Знакомство с наперстком.
  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.
  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
  • Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Работа с бросовым материалом (5 часов).
  • Конструирование дома для сказочных героев.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок.
Работа с пластилином (4 часа).
  • Рассказ о глине и пластилине.
  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
  • Лепка по замыслу детей.
Легоконструирование (6 часов). Знакомство с деталями Лего. Виды деталей Лего и способы их соединения. Одноэтажный домик. Сборка стен и крыши домика, разные виды крыш. Мебель. Сборка мебели разного типа Городской транспорт. Конструкции машин, машин специального назначения. Корабли. Сборка кораблей. Самолеты и вертолеты. Сборка авиамоделей. Военная техника. Танки и военные машины.
Подведение итогов
  • Подведение итогов работы, обзор курса.
  • Рефлексия.
  • Отзывы и пожелания.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
  • название и назначение материалов - бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Методические рекомендации по проведению занятия Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя. Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы - изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях. Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые. Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.


Тематическое планирование содержания программы по темам и объему

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания 1 Вводная беседа

1

1

- 2 Работа с природным материалом

4


4

Работа с бумагой и картоном.

6


6 3 Работа с тканью

6


6 4

Работа

с бросовым материалом

5


5 5 Работа с пластилином

4


4 6 Легоконструирование

6


6
7 Подведение итогов

1

1

- Итого

33

1

32


Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, окружные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Сроки проведения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Вид занятий

Учебно- методическое обеспечение

1

Вводная беседа

1

Работа с природным материалом 4ч

2


Природа нашего края.

1

экскурсия

3


Изготовление композиций из засушенных листьев

1

Практическая работа

Ножницы, клей, картон, сухие листья

4

Составление композиции из природного материала

1

Коллективная работа

Ножницы, клей, картон, сухие листья, шишки, желуди

5

Составление мозаики из природного материала

1

Коллективная работа

семена, камешки, листья

Работа с бумагой и картоном 6ч

6


ХХудожественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». Оригами.

1

Практическая работа

Цветная бумага
ножницы

7

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликации по образцу.

1

Коллективная работа

Цветная бумага
ножницы

8

Понятие «квиллинг». Основные приемы работы.

1

Практическая работа

Цветная бумага, ножницы, клей

9

Объемные игрушки на конусах

1

Коллективная работа

Цветная бумага, ножницы, клей

10

Объемная аппликация.

1

Практическая работа

Цветная бумага, ножницы, клей

11

Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги».

Коллективная работа

Цветная бумага, ножницы, клей

Работа с тканью 6ч

12

Знакомство с видами швов ("вперед иголка", "через край").

1

Практическая работа

Нитки, картон, ткань, иголка

13-14

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

1

Практическая работа

Ткань

15-16

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

2

Практическая работа

Ткань, иголка, нитки, ножницы

17

Изготовление одежды для Барби (по выбору детей).

Коллективная работа

Ткань, иголка, нитки, ножницы

Работа

с бросовым материалом 5ч

18-19

Конструирование игрушек из пластиковых бутылок

2

Коллективная работа

Пластиковые бутылки, банки, ножницы, картон

20-21

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок

2

Коллективная работа

Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей

22

Конструирование дома для сказочных героев

1

Практическая работа

Картон, цветная бумага, клей, ножницы

Лепка 4ч

23


Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

1

Практическая работа

Пластилин, глина, доска для лепки

24


Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

1

Практическая работа

Картон, пластилин

25-26

Технология работы с тестом.

Лепка из соленого теста.

2

Коллективная работа

Соленое тесто, доска для лепки

Легоконструирование 6ч

27

Знакомство с деталями Лего. Виды деталей Лего и способы их соединения, свои работы по примеру преподавателя.

1

Коллективная работа

Конструкторы «Лего»

28

Одноэтажный домик. Сборка стен и крыши домика, разные виды крыш.

1

Коллективная работа

Конструкторы «Лего»

29

Мебель. Сборка мебели разного типа

1

Коллективная работа

Конструкторы «Лего»

30

Городской транспорт. Конструкции машин, машин специального назначения.

1

Коллективная работа

Конструкторы «Лего»

31

Корабли. Сборка кораблей.

1

Коллективная работа

Конструкторы «Лего»

32

Самолеты и вертолеты. Сборка авиамоделей.

1

Коллективная работа

Конструкторы «Лего»

33

Военная техника. Танки и военные машины.

1

Коллективная работа

Конструкторы «Лего»

2 класс, 34 часа


№ п/п

Сроки проведения

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Материалы


I. Аппликация и моделирование (12 часов)

1,2,34

Аппликация из листьев и цветов.

4

Экскурсия

Засушенные цветы, листья

5,6,78

Аппликация из птичьих перьев.

4

Практическая работа

Птичьи перья, картон

9,10,11,12

Аппликация из соломы.

4

Практическая работа

Солома, картон


II. Работа с пластическими материалами (8 часов)

13,14

Разрезание смешанного пластилина.

2

Практическая работа

Пластилин, тонкая проволока, картон

15,16

Обратная мозаика на прозрачной основе.

2

Практическая работа

Пластилин, прозрачные крышки

17,18

Торцевание на пластилине.

2

Практическая работа

Пластилин, гофрированная бумага

19,20

Лепка из солёного теста.

2

Солёное тесто


III. Поделки из гофрированной бумаги

(4 часа)

21, 22,23, 24

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

4

Практическая работа

Гофрированная бумага, картон


IV. Легоконструирование(10 часов)

25,26

Городской транспорт. Конструкции машин, машин специального назначения.

2

Практическая работа

Цветная бумага

27,28

Мосты. Конструкции мостов.

2

Практическая работа

Цветная бумага

29, 30,31,32,33,34

Космические корабли. Сборка ракет. Космические станции. Макет космической станции.

6

Коллективная работа

Цветная бумага





3 класс, 34 часа




Тема



Материалы



I. Работа с природными материалами

(4 часа)




1-4

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

Коллективная работа

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.


II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

5-10

Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

6

Коллективная работа

Гофрированная бумага, картон

11-14

Мозаика из ватных комочков.

4

Практическая работа

Вата, картон

14-17

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

4

Коллективная работа

Картон, цветная бумага

18-21

Многослойная аппликация.

4

Практическая работа

Открытки, картинки, картон


III. Работа с пластическими материалами (6 часов)

22-25

Мозаичная аппликация на стекле.

4

Практическая работа

Пластилин, стекло

26-27

Лепка из солёного теста.

2

Практическая работа

Солёное тесто


IV. Легоконструирование(6 часов)

Конструктор «Лего»

28-30

Замок. Строительство замка, рыцар и, оружие, интерьер

3

Коллективная работа

Конструктор «Лего»

32-34

Железная дорога. Паровозы и станции.

3

Конструктор «Лего»






4 класс, 34 часа




Тема



Материалы



I. Работа с природными материалами

(4 часа)




1-4

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

4

Коллективная работа

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки


II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)

5-6

Многослойные аппликации.

2

Практическая работа

Открытки, картинки, картон

7-10

Мозаика из квадратных модулей.

4

Практическая работа

Картон, цветная бумага

11-12

Элементы квиллинга.

2

Практическая работа

Картон, цветная бумага

13-17

Аппликации в технике квиллинг.

5

Практическая работа

Картон, цветная бумага

18-21

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

4

Практическая работа

Картон, цветные нитки

22-27

Аппликации в технике изонить.

6

Практическая работа

Картон, цветные нитки


III.Легоконструирование (6 часов)

28-29

Мировая архитектура. Воссоздание шедевров мировой архитектуры

2

Коллективная работа

Конструкторы «Лего»

30-31

Городские строения. Школа, больница, стадион.

2

Коллективная работа

Конс Конструкторы «Лего»трукторы «Лего»

32-34

Проектируем город своей мечты.

2

Коллективная работа




Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Мастерок»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.

Список пособий:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров

stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей allforchildren.ru

13

© 2010-2022