Статья «Развитие зрительно-моторных координаций»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39»

Формирование

коммуникативных компетенций

у младших школьников с

помощью дидактического

материала.

Устинова JI.A.

Учитель начальных классов

г.Норильск, 2013.

Пояснительная записка Данный дидактический материал является методическим пособием для развития речи у младших школьников, что является актуальной проблемой во все времена. Подобранные упражнения способствуют формированию коммуникативных компетенций у младших школьников.
В процессе обучения письму младших школьников можно выявить характер наиболее выраженных нарушений: нестабильность графических форм: неправильное начертание букв, траектория движения при письме: замена и пропуск букв: недописывание слогов и слов: медленный темп письма: тремор - дрожание руки: трудность выполнения связных движений, '(печатание» букв и другие. Для специфической коррекции этих трудностей можно использовать различные виды предлагаемых упражнений как отдельно, так и в различных сочетаниях, выбирая их в зависимости от характера нарушений письма у каждого отдельного ребенка. Проводя коррекционно-развивающую работу, необходимо помнить о следующих правилах: 1. Работать спокойно, без «нервотрепки», упреков, порицаний. 2. Не торопигь ребенка, пусть работает медленно. 3. Постараться каждый раз найти за что похвалить ребенка. 4. При неудаче повторять, давая аналогичные задания. 5. Усложнять задание постепенно, только тогда, когда успешно выполнено предыдущее. 6. Не спешить получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять учителю, будет уверен в себе. 7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делать это немедленно, так как ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку, но избегать слов: «Ты делаешь не так», «Это неправильно». 8. Во время занятий с ребенком не отвлекаться. 9. Никогда не заниматься с ребенком, если он устал, плохо себя чувствует, надо быть внимательным не только к его поведению, но и к его жалобам. Выполнение письменных заданий имеет свои особенности: необходимо следить за тем, как ребенок держит ручку, правильно ли лежит лист бумаги (тетрадь), соответствует ли мебель (стол, стул) росту ребенка, достаточна ли освещенность (при работе правой рукой свет должен падать слева). Проверить ручку: не слишком ли жесткий шарик, не мажет ли, нет ли на ручке жестких ребер, не слишком ли тонка или толста ручка. Прежде чем требовать выполнения какого-то действия необходимо: объяснить его ребенку и показать, как делать, а ребенок наблюдает, сам объясняет и выполняет это действие. Так он концентрирует все внимание на ос- новных элементах работы и, освоив инструкцию, учится сам правильно выполнять их, контролируя свои действия, и оценивать качество выполнения работы. Подсказка, поправки по ходу выполнения действия должны быть минимальны, в форме подбадривания, очень важно подкреплять каждый правильный шаг, так как уверенность в правильности выполнения задания дает ребенку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу. Выделены основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция восприятия формы, величины, пропорции различных фигур, букв. 2. Коррекция пространственных представлений. 3. Тренировка способности планировать свое движение, вести руку. 4. Тренировка способности запоминать конфигурацию буквы. 5. Коррекция написания заглавных и строчных букв. 6. Тренировка зрительного восприятия букв. Для того чтобы работа с ребенком была более эффективной, она должна быть: систематической (лучше ежедневной, но не больше 15 минут в день), доступной и понятной ребенку. Коррекция восприятия формы, величины, пропорции различных фигур, букв. Для успешного формирования навыка письма очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал форму, величину, пропорции различных фигур. Копирование фигур, моделирование из деталей с постепенным усложнением задания является прекрасной тренировкой зрительно-моторной координации. Для этого можно использовать следующие упражнения: • Нарисовать на чистом листе нелинованной бумаги шесть квадратов (можно эти задания сделать в виде карточек для многократного использования). В верхней части надо нарисовать фигуры, различные по конструкции, а в нижних квадратах попросить ребенка нарисовать точно такие же. Оценивая работу, нужно обратить внимание ребенка на ошибки (несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, элементов, неправильное расположение в квадрате, четкость линий). Обязательно объяснить, как нужно сделать, и при необходимости повторить задание (Рис. 1-4).

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций»

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций»

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций»


• Можно сделать подобные карточки с элементами букв в качестве фигур для копирования (на самых первых этапах обучениях с «правым-левым» поворотом, так как очень часто дети, путающие или не различающие такие особенности графических элементов, пишут «зеркально» (особенно леворукие дети). • Для того чтобы усложнить эти задания, попросить ребенка запомнить, что нарисовано, перевернуть карточку с заданием вниз и нарисовать то, что было на карточке. Начинать работу «по памяти» с одного элемента, если он выполняется без затруднений, то задание усложнять.
Рис. 1-4. Коррекция восприятия формы, величины, пропорции различных фигур. 2. Коррекция пространственных представлений. Умение ребенка видеть отличие фигур не всегда связано со способностью выполнять отличающиеся фигуры по инструкции или способностью расположить фигуры одну по отношению к другой. Для тренировки этой способности можно дать следующие задания (Рис. 5): • Нарисуй круг (овал), поставь точку посередине, сверху, снизу, справа, слева. • Нарисуй квадрат, а теперь нарисуй по два кружка сверху и снизу, и по одному справа и слева, расположи их так, чтобы они были симметричны дать понятие ассимметрии). Рис. 5. Коррекция пространственных представлений. Многие трудности обучения связаны с тем, что ребенок не способен правильно воспринимать расположение фигур в пространстве. Он не знает или путает значение слов, обозначающих пространственное расположение (внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, слева, впереди, сзади). Подобные упражнения направлены на тренировку этой способности.

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций» З.Тренировка способности вести руку, планировать свое движение. Способность ребенка вести руку по необходимой траектории сначала надо тренировать на «больших» движениях. • На листе нелинованной бумаги расположить 10-15 точек и звездочек. (рис. 6)

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций» Ребенок должен соединить разными цветами и одной линией все звездочки, а потом точки, нарисованные на листе • Задание можно усложнить: «А теперь соедини так, чтобы линии не пересекались». • Если ребенок уже знает цифры и умеет считать, то можно у каждой звездочки (точки) поставить цифру и попросить соединить цифры от 1 до 10 (от 1 до 15) прямыми линиями (Рис. 7).

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций» Одновременно при этом тренируется способность планировать свое движение. Для этого предлагаются следующие упражнения (Рис. 8):

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций» • «Раскрутить» спираль вправо и влево. • Можно рисовать «волны». • Хороша в этом случае и штриховка (правая, левая) сверху - вниз, слева - направо. Но дети с нарушениями моторики не очень охотно выполняют эти задания. Они уже знают, что у них «плохо получится», поэтому лучше не выполнять задания «по образцу». • С большей охотой дети нанизывают мелкие, специально приготовленные детали или пуговицы различной величины, формы, цвета. Сначала можно нанизывать эти детали на шнурок, это легче, так как конец шнурка не махрится, но по мере тренировки шнурок можно заменить толстой шерстяной или синтетической нитью, конец которой придется каждый раз скручивать, а это дополнительная тренировка. Используя фигуры разной формы, цвета, варьируя задания («выбери 5 круглых фигур красного цвета, 5 зеленых» и т.п.), дети одновременно учатся различать форму, цвет, классифицировать, запоминать последовательность, считать. Очень полезно доставать фигуры из ящика вслепую, на ощупь.


4. Тренировка способности запоминать конфигурацию буквы. Для тренировки способности воспринимать и различать фигуры, буквы, запоминать именно конфигурацию буквы, соотношение элементов буквы можно использовать такое задание (Рис. 9):

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций» • «Найди круги (треугольники, квадраты) и обведи их разным цветом». Подобные задания можно использовать до тех пор, пока они не будут выполняться безошибочно. Рис. 9. Тренировка способности воспринимать и различать фигуры. • Очень часто детям трудно понять, как должна располагаться буква на строке и вообще трудно определить то пространство, ту часть строки, в которой должна быть написана буква. Облегчить это можно, используя «метод прямоугольника», объясняя, что любую букву можно расположить в прямоугольнике, так как буква обычно чуть больше «вытянута» в высоту, чем в ширину. Высота буквы ограничивается «рабочей строкой». Любая буква - это один или несколько графических элементов (составных частей). Моисно дать при этом вот такую таблицу (Рис. 10).

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций» Важно помнить, что для тех детей, которые имеют нарушения или задержку в развитии моторики и зрительно-моторных координации, нельзя использовать тетради с величиной рабочей строки 4мм. Лучше взять обычную тетрадь с высотой строки 6 мм и учиться писать большим и (по величине) буквами. Нужно объяснить и показать ребенку, что такое верх и низ, середина, право, лево, научить вести руку сверху вниз, слева направо, справа налево, доводить до верхней, нижней, средней линии. Затем объяснить, что значит: «отступить от верхней линии», «округление внизу» и другие элементы. Необходимо знать, что объяснения одного учителя не достаточно, нужно добиться того, чтобы ребенок, объясняя, сам мог это выполнить. Любое занятие должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения. Только после того, как ребенок выполнит это задание правильно, можно переходить к отработке следующего нарушения. 5. Коррекция написания заглавных и строчных букв. Следующий этап - коррекция написания букв заглавных и строчных, их отличие, расположение на строке. Если ребенок «не видит» линию, не соблюдает размерность и соотношение различных элементов, не доводит штрихи букв д, з, р, ф, то нужно проводить работу такого типа: • Выделить буквы, которые пишутся только на рабочей строке (а, г, е, ё, ж, и, й, к, л, м, и, о, п, с, т, х, ч, ш, э, ю, я). • Выделить буквы, которые выходят за строку сверху (б, в). • Выделить буквы, которые выходят за строку снизу (д, з, р, у, ф, ц, Щ). Проанализировав сходство и различие букв, их расположение на строке, ребенок начинает писать букву со стартовой точки, используя стрелку направления движений. • Специальной тренировки требует выполнение овалов, при этом направление движения - только сверху вниз по часовой стрелке. Не менее важно зафиксировать внимание ребенка на том, что овал должен быть «закрыт», то есть движение должно быть закончено в той же точке, где оно начиналось. • Если ребенок плохо различает величину строчных букв и их элементов, можно использовать для тренировки чередование вертикальных штрихов различной высоты или «незакрытых» прямоугольников. При этом следить за параллельностью штрихов, соблюдением размеров. После выполнения задания дать ребенку красный фломастер, чтобы он подчеркнул все неправильные штрихи, все нарушения параллельности, высоты (Рис. 11).

Статья «Развитие зрительно-моторных координаций» Можно давать и такие задания: - напиши 5 слов на букву с, м, о (слон, мак, оса) и т.п.; - напиши 5 слов, которые оканчиваются на к (клубок) и т.п.; - напиши слова, в которых есть с в середине (пересказ); - напиши слова, в которых есть сочетание мм, нн, чк, чн (сумма, ванна) Если ребенок путает или переставляет буквы при чтении в заданиях, то использовать печатные буквы, если при письме - то лучше работать с письменными буквами. Таким образом, предложенный специальный комплекс систематических коррекционно-развивающих занятий и упражнений поможет учителю добиться положительных результатов в формировании навыка письма, значительно повысить уровень развития зрительно-моторных координации младших школьников, улучшить почерк детей, уменьшить количество детей, допускающих ошибки при письме, испытывающих трудности в обучении, а это - необходимое условие для успешного обучения в дальнейшем.

© 2010-2022