Из опыта работы школьного научного общества

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа школьного научного общества учащихся.

(автор Воронина Е.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ №1)

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Принятие новых образовательных стандартов диктует нам, учителям, новые подходы в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Сейчас во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. На смену человека-исполнителя приходит человек-творец, человек-исследователь.

Детская потребность в исследовании обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем, и хорошо если со временем он им останется. Именно внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения. Это особенно характерно для одарённых детей. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

Все это легло в основу создания НОУ в нашей школе.

В 2013 году мне было предложено создать и возглавить работу научного общества в нашей школе.

Так в 2013 году в рамках проведения «Недели науки» в нашей школе торжественно прошло открытие научного общества в начальной школе.

Незадолго до открытия НОУ в школе прошёл конкурс на лучшее название , девиз и эмблему НОУ. Было представлено много работ, а победила в этом конкурсе Иванова Дарья, ученица 3 «Е» класса. И теперь наше НОУ имеет ёмкое название «ПОИСК» П- познание, О - открытие, И - исследование, С - совершенствование, К - креатив.

Положение о НОУ в начальной школе

Общие положения

Научное общество учащихся (НОУ) - добровольное творческое объединение школьников.

Членами научного общества могут быть рекомендованные учителями учащиеся, а также учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к творчеству. В работе могут участвовать учителя школы.

Членами НОУ являются школьники, желающие заниматься или занимающиеся исследовательской деятельностью, активно участвующие в реализации коллективных проектов.

Цели и задачи деятельности

Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

Задачи НОУ:

- воспитать у младших школьников интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;

- готовить учащихся к выбору будущей профессии;

- развивать у детей навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

- развивать у школьников навыки самостоятельной работы с литературой, обучать их методике обработки полученных данных и анализу результатов;

- формировать единое школьное научное сообщество учащихся со своими традициями.

Формы работы НОУ


1.Организация членам НОУ индивидуальных консультаций, практических занятий.

2. Проведение обзоров литературы.

3. Проведение научно-практических конференций, где проводятся итоги исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года.

4. Организация творческих встреч со специалистами разных учреждений.

5.Издание сборника, выпуск газеты.

Организация работы НОУ

1. Высшим органом является общее собрание, проводимое в начале года, на котором утверждается план работы НОУ на год, избирается совет, который руководит работой НОУ.

2.В совет могут входить школьники и учителя.

3. Совет НОУ создает комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием новых членов общества.

4. Тематику научно- исследовательской деятельности учащиеся выбирают совместно с учителями.

Выбирая темы отталкиваемся от темы городской научно-практической конференции. Вот уже несколько лет она звучит так: «У истоков науки». Поэтому у ребят есть возможность выбирать ту тему, которая его интересует.

5. Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно-практической конференции.

Работа осуществляется в течении всего учебного года.

Содержание работы

Месяц

сентябрь

Проведение диагностики участников НОУ. (работа

классного руководителя)

октябрь

Проведение заседания НОУ Тема: «С чего начать свою исследовательскую

работу?»

На первом заседании, куда мы приглашаем желающих вступить в НОУ. Я

провожу для ребят интеллектуальную игру «Своя игра». Заслушиваем проект победителей прошлогодней научно-практической конференции. И

выбираем тематику новых проектов.

Я как руководитель научного общества тоже занималась исследованием.

Я работала с учениками 4 классов и методом опроса выяснила, какие

вопросы интересуют вас и ваших сверстников. Вопросов было очень

много, я выбрала самые интересные. А теперь задача ребят из них

выбрать те, которые подойдут к теме. «У истоков науки».

Работа в парах.

Как появилась Вселенная?

Из чего делается бумага?

Как двигаются молекулы?

Как создаются фильмы и мультфильмы?

Сколько планет в Галактике?

Есть ли жизнь на других планетах?

Сколько лет живут кошки , собаки?

Кто создал математику?

Зачем некоторые люди губят природу?

Как атмосфера даёт нам воздух и почему у луны нет атмосферы?

Как изготавливают лекарства и есть ли одно лекарство от всех болезней?

Остались ли на Земле предки ящериц?

Бесконечна ли вселенная?

Какого роста самый высокий человек?

Как появились компьютеры?

Как извергаются вулканы?

Больше узнать про город Римм.

Хочу узнать больше из истории ЕАО.

Как появились телефоны?

Я бы хотела узнать о существовании экономики в бедных условиях?

Как строят дома?

Сколько весит наша планета?

Почему в Бермудском треугольнике пропадают корабли?

Из чего делают ракетное топливо?

Почему происходят наводнения и падают метеориты?

Бывают ли НЛО?

Кто строил пирамиды в Египте?

Будет ли глобальное потепление?

Почему люди разные? (одни злые, другие застенчивые, скромные,

недовольные)

Далее я предлагаю ребятам поработать в паре и и составить план работы

над проектом.

Расставив, цифрами порядок работы.

Исследовательская деятельность.

Представление проекта.

Выбор темы.

Написание работы.

Подбор материала.

Далее обсуждаем каждый пункт. Я рассылаю на электронные носители

ребятам примеры проектов, памятку по составлению проекта, требования

к проекту.

ноябрь

Работа учащихся с литературой. (заседание в школьной библиотеке)

Проводит библиотекарь. Рассказывает какие есть в библиотеке

энциклопедии, журналы, книги в помощь юным исследователям.

Участие во всероссийской мультимедийной олимпиаде

«Муравейник» 1 тур

Проведение недели математики (конкурс газет, поделок, рисунков,

проведение олимпиады на параллелях)

Проведение ученической конференции

«Первые шаги в исследовательскую деятельность» (отбор участников

Для городской конференции)

декабрь

Проведение заседания НОУ. Тема: «Методы исследования»

(наблюдение, анализ, экперемент,синтез)

Семинар для учителей

«Работа с учащимися над

исследовательскими проектами»

Участие в международных олимпиадах проекта «Инфоурок»

январь

Проведение заседания НОУ Тема: «Оформление научных и творческих

работ».

февраль

Участие в молодёжном чемпионате «Старт».

Проведение недели русского языка. (конкурс газет, рисунков, проведение

олимпиады на параллелях)

март

Участие в городских предметных олимпиадах.

Участие в конкурсе чтецов.

Участие во всероссийской мультимедийной олимпиаде

«Муравейник» 2 тур

апрель

Проведение ученической конференции

«Первые шаги в исследовательскую деятельность»

(защита проектов, указание на недочеты и задание на лето)

май

Подведение итогов работы НОУ.

Планирование работы на следующий

учебный год.

Работа в таком режиме принесла долгожданные результаты. Так в 2012 году ученик 4 «Б» Малинский Артём занял 1 место в городской научной конференции , посвящённой юбилею города Биробиджана, он представил проект «История города в истории его улиц» ( о улице Стяжкина). В 2013 г. 1 место заняли ученик 4 «В» класса Калинников Виктор «Удивительный мир кристаллов», 2 место - Кузьмичёв Вдад 4 «А» класс «Оптика», 3 место - Чесноков Юрий 3 «Г» класс «Магнетизм». В 2014 г. 1 место - Чесноков Юрий «Радио и радиоволны», Афанасьева Екатерина «Всё интересное о соли»

Прежде чем принять участие в городской конференции ребята приобретают опыт ораторского искусства представляя свои работы ученикам других классов (на 15-минутках, на уроках с темами аналогичными с темами их исследования, практиковалась и радиопередача на школьном радио). Ребятам такой опыт очень нужен, они учатся не бояться большой аудитории, практикуются в умении вести дискуссию.

Конечно большую помощь в работе над проектами наряду с учителем оказывают родители учащихся. Хочу привести пример, в этом году ученик 4 «Д» класса Анатолий Кирюшин предоставил нашему вниманию «О чём рассказали камни», он вместе с родителями провел настоящее научное исследование, в котором раскрывал происхождение причудливых скал на морском побережье в районе бухты «Лазурной» Приморского края. Его работа была высоко оценена ведущим сотрудником Тихоокеанского института географии ДВО РАН, доктором биологических наук, кандидатом геолого-минералогических наук А.М. Паничевым. Основание - отзыв на научно-исследовательскую работу, в котором сказано, что данная работа может восприниматься как самостоятельное научное исследование, и её автор заслуживает всяческого поощрения. Это может говорить о том, что наши ребята очень одарённые и в своих исследованиях уже выходят на более высокий уровень.

Хотелось бы отметить, что существует преемственность в работе нашего общества. Ребята и в среднем звене продолжают заниматься исследовательской деятельностью

Конечно хотелось бы работу научного общества разнообразить экскурсиями (например, в архив, на телевидение, В ИКАРП и др.) Чтобы на заседание общества приходили разные интересные люди, которые могли бы поделиться детьми своими знаниям, помочь разобраться в каких-то вопросах. Над этим будем работать в течении следующего года.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

  • научиться применять полученные знания,

  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Опыт своей работы я обобщила в брошюре «Работа научного общества в начальной школе», которая была представлена на ежегодной школьной методической выставке.


© 2010-2022