- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему: Речь устная и письменная (УМК Планета знаний) 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: Речь устная и письменная (УМК Планета знаний) 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Виноградова Е.Н. |
Дата | 07.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Речь устная и письменная»
(Т. М. Андриянова, В. А Илюхина., 1 класс) Цели урока: Образовательные:
- Организовать учебно-поисковую деятельность по добыванию знаний об отличительных особенностях устной и письменной речи.
- Формирование у учащихся умений:- понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации.
Развивающие: - Развитие личности школьника на основе становления у него умения учиться, обеспечиваемого УУД:
- Личностные УД:
- Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять - Цель: Выяснить, чем отличается устная речь от письменной)
- Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
- Действия нравственно-этического оценивания на этапе словарно-орфографической работе - составление характеристики ученика
- Регулятивные УД
- Развитие УД целеполагания на этапе постановки учебной проблемы (при соотнесении того, что уже известно, а каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)
- Развитие УД прогнозирования на этапе постановки учебной задачи (при предвосхищении того результата, которого они должны достигнуть при решении учебной задачи)
- Развитие самоконтроля на этапах чистописания (при выборе наиболее аккуратной и правильно написанной буквы), овладения способом действия (при выполнении упражнений, сравнивая свой способ действия с памяткой)
- Действие рефлексивной оценки на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что он еще не знают), овладения способом действия (при выполнении упражнений, отличая, какие объекты могут отличить, а какие нет), подведения итогов (при рефлексивной оценке)
- Познавательные УД
- Развитие учебно-познавательных УД: Развитие учебно-информационного действия на этапе формулировки определения или правила в учебнике (при работе с определением и текстами в учебнике). Развитие знаково-символических действий на этапе постановки учебной задачи (при моделировании учебной задачи)
- Развитие логического мышления при отработке логических операций:
- Воспитание наблюдательности (при работе с демонстрационным материалом)
- Воспитание толерантности
- Воспитание познавательного интереса к уроку русского языка.
- Воспитание культуры общения.
- Воспитание способности понимать друг друга
План урока.
- Организация класса.
- Чистописание
- Словарно-орфографическая работа:
- Предъявление нового словарного слова
- Прочтение слова
- Толкование лексического значения
- Орфографическая проработка слова:
- Прочтение слова
- Постановка ударения в слове
- Находим безударный гласный звук
- Делаем попытку проверить это слово через однокоренные слова
- Вывод о том, что это слово словарное и его написание надо запомнить
- Проверка домашнего задания
- Введение нового материала
- Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.
- Модель решения:
- Работа над формулировкой определения и правила в учебнике.
- Составление памятки.
- Выполнение упражнений для закрепления изученного материала
- Рефлексивная оценка урока
- Домашнее задание детям.
Ход урока
- Организация класса.
- Чистописание.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 а б в г д е ж з и к л м н о п р с т Что это? Ученики: Газета Учитель: Правильно(Вывешиваю иллюстрацию газеты, а внизу надпись «газета». По каким признакам узнали? Учитель: Скажите, какое значение имеет слово газета? Учитель: Вы все говорите правильно, а вот, какое толкование имеет слово лопата в словаре Ожегова: « Газета - Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.» А теперь давайте вместе проговорим: «газета», на какой слог падает ударение? Ученики: на второй. Учитель: Правильно, проговорим еще раз, выделяя второй слог: «газЕта». Давайте с вами найдем в этом слове «ошибкоопасное место», т.е. ту букву, которая обозначает безударный гласный звук, Ученики: Буква «а» в 1 слогее Учитель: А какой звук мы слышим? Ученики: Звук «а» Учитель: Давайте подберем такие слова, которые позволят нам проверить эту орфограмму. Какие слова вы можете назвать? Ученики: газетный,газетчик. Учитель: Доказали ли вы с помощью этих слов, что в слове «газета» в первом слоге действительно должна писаться буква «а»? Ученики: Нет Учитель: Какой вывод вы можете сделать? Ученики: Газета-это непроверяемое (словарное) слово, его написание нужно запомнить. Вывешиваю на доску: гАзета(слайд) Учитель: Пропишите целую строчку это слово в своих тетрадях. (Дети пишут) Теперь снова вспомним те слова, которыми мы хотели проверить слово лопата, напишем их: я на доске, а вы в своих тетрадях, при этом будем их проговаривать все вместе (Проговариваем и записываем слова). Выделим ударение: газЕта, газЕтка, газЕтчик. Подчеркните в этих словах непроверяемую гласную. Учитель: Составьте предложение со словом «газета». Ученики: Мы прочитали интересную газету. Учитель: Молодцы, запишите в тетрадь понравившееся вам предложение. Маша, какое предложение ты будешь писать, продиктуй. А ты Саша? Продиктуй, пожалуйста. (Выборочно прошу продиктовать несколько предложений разным детям, остальные записывает либо свое предложения, либо одно из тех, которое им продиктовали) 5. Введение нового материала
- Актуализация речевого опыта
Учитель: Для чего человеку нужна речь?
- Организация учебно- поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний
- А я уже могу писать!
А я могу писать!
Могу тетрадку показать
И даже полистать! (В.Орлов) Учитель: Прочитайте про себя четверостишье. С какой интонацией герой произносит слова? Учитель: С помощью каких знаков препинания в конце предложения автор этих строк выразил чувства ученика? Учитель: Прочитайте эти строки, передавая интонацией, жестами и мимикой чувства героя. Учитель: Итак, при общении восприятие устной речи усиливается, благодаря интонации, мимике и жестам говорящего. Учитель: А какие графические обозначения интонации использовал автор при написании этих строк? Ученики: Восклицательный знак. Учитель: Давайте сделаем вывод .Для чего же все таки человеку нужна устная и письменная речь? Ученики: Для того чтобы общаться между собой.
6. Работа над формулировкой определения и правила в учебнике.
Учитель: Вот мы с вами сделали вывод о том, для чего нужна людям письменная и устная речь.ю. Теперь давайте обратимся к нашему учебнику и узнаем, совпали ли наши выводы с выводами в учебнике. Откройте учебник на странице 4, найдите сведения по языку. Нашли? Прочитайте сначала про себя. (Дети читают). Теперь прочтем вслух, Маша, прочитай, пожалуйста. (Маша читает)
Учитель:наши сведения совпали? Запомните!
Физкультминутка
У. Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь!
Все в зайчишек превратитесь!
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
Вправо, влево повернись,
То присядь, то поднимись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, зайки, шаг.
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно -
Нам еще работать нужно.
7. Выполнение упражнений для закрепления изученного материала.
Учитель: на слайде иллюстрации: телефон, магнитофон, микрофон, книга, газета
Выпишите названия тех предметов, с помощью которых люди передают и сохраняют письменную речь.
Что общего в названии остальных предметов?
8.Рефлексивная оценка урока.
Учитель: Какую тему мы сегодня изучали? Какую цель мы преследовали? Достигли ли вы ее? Что вам было известно? Что нового узнали? Что больше всего запомнилось? Что показалось трудным? Понравился ли вам сегодняшний урок?