Конспект работы к методическому семинару «Проектные технологии-путь к успеху младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Методический семинар

на тему:

«Проектные технологии-путь к успеху младших школьников.»







Учитель начальных классов МОБУ СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина г.Таганрога Ростовской области Кожухова О.Н.





В моей работе ежедневно возникают вопросы: как заинтересовать ребенка учебным материалом, как интересно и доступно донести его до учащихся, как создать ситуацию успеха и веры в свои силы. Один из ответов на эти вопросы - включение учащихся в творческую, поисковую, исследовательскую деятельность.

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. Тема моего самообразования тесно связана с проектными технологиями. Метод проектов - это сотрудничество учителя и учащихся, направленное на поиск решения возникшей проблемы или проблемной ситуации. Проектная деятельность невозможна без исследовательской. Главное для меня - увлечь детей, показать им значимость их труда и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь к этому родителей. Я считаю, что проектная деятельность младших школьников - это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала школьников, является средством их мотивации, повышения интереса к изучаемому материалу, а также формирует предметные и метапредметные умения. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание конкретного образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Результатом использования проектной деятельности младших школьников в учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, сформированность общеучебных умений школьников и способность решать значимые для учащегося проблемы. В этом я попытаюсь убедить с помощью индивидуального краткосрочного мини-проекта. Как и в любом проекте 1-й этап: Подготовительный.

На этом этапе я определюсь с проблемой и планирую дальнейший ход работы.

2-й этап : Поисковый. Работа ведётся над сбором информации.

3-й этап : Конструкторский. Выбор технологии проведения презентации.

4-й этап : Исследовательский. Проводится просмотр и исследования работ.

5-й этап: Заключительный. Показ презентации перед членами жюри.

  1. Тема проекта: «Проект - это эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроках и во внеклассной работе.
  2. Алгоритм работы над проектом:
а). Метод проекта - раскрытие смысла терминов. б). Подбор информации. в). Историческая справка. г). Мой опыт работы над проектами. Исследовательская работа на моих уроках.
д). Вывод. е). Продукт проекта.
1). Раскрытие смысла термина.
а). Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

б) Используемая литература. 1)Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования.. - СПб: ДРОФА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2003.
2)Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.
3)Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
, 4)Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
5)Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000 .
6) Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42. 7) Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004. 8) Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно- методическое пособие. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007.

в). Историческая справка. Метод проектов привлекает внимание русских педагогов с давних пор. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев). Позднее, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, а в 1931 году Постановлением ЦКВКП/б/ метод проектов был осужден. В зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Идеи гуманистического подхода к образованию высказывал Дж. Дьюи. Его метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. г) Мой опыт работы над проектами. Исследовательская работа на моих уроках. Существуют разные мнения о том, в каком возрасте начинать проектную деятельность: в подростковом или в начальной школе. Я считаю, что в проектную деятельность необходимо включать школьников уже с первого класса. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Следуя в своей работе основному тезису современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить » я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем. Поэтому приучаю детей к вопросам: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, побуждают проверить, как далеко простираются границы его компетентностей, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению. Работа над проектами осуществляется после рассмотрения вопросов на уроке в программном материале, что позволит наиболее полно и эффективно реализовать внутрипредметные и межпредметные связи при получении новых знаний, повторении и обобщении знаний. Важным является то, что проектная деятельность на моих уроках не ограничивается исследованием в одной области знаний, а устанавливает взаимосвязь между учебными предметами, тем самым формирует метапредметные знания и умения, и в течение одного учебного дня можно одновременно изучать темы нескольких предметов, объединенных одним проектом. Например, в конце 1-го класса при изучении по литературному чтению темы «Русский фольклор» мы выполнили групповой моно-проект «Скороговорки о животных в картинках». Задачи которые ставились - это расширение кругозора детей, учить правильной дикции, развитие памяти, умение иллюстрировать прочитанное. В процессе работы над проектом были привлечены родители, которые помогли детям в выборе скороговорок и в их иллюстрации. Из страничек-иллюстраций к скороговоркам мы сделали альбом, которым пользуемся при изучении этой темы в последующих классах. А так же участвовали в школьном конкурсе который проводился в рамках недели «Грамматика - королева наук». По итогам конкурса Гришина Анастасия и Рудченко Алина стали победителями. Во 2 классе мы выполняли групповой, межпредметный мини-проект «Осень чаровница». Задачей этого проекта было вовлечь детей в интересный мир природы и провести наблюдения сделав выводы о сезонных изменениях. Этот проект выполнялся в школьных рамках одного рабочего дня. Занятия мы начали в школьном дворе с наблюдения за изменениями в природе и сбора осенних листьев. Затем на уроке окружающего мира мы продолжили беседу о сезонных изменениях в природе. Мы определили цели этого проекта, распределили задания для групп. 1-я группа должна была собрать информацию об изменениях в температурном режиме и изменениях в неживой природе. 2-я группа - собрала информация об изменениях в жизни растений. 3-я группа - собрала информацию об изменениях в жизни животных. У каждой группы были учебники и дополнительная литература (энциклопедии - заранее принесённые детьми). Затем на уроке литературного чтения мы продолжили работу над проектом и тема урока звучала так, «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Лес, точно терем расписной…». И в продолжении на уроке технологии мы выполнили поделки из природного материала - это были и букеты из осенних листьев, и аппликации и сюжетные композиции. Итогом нашего проекта стала выставка поделок из природного материала. Плюсы мини - проектов 1. Создают ситуацию успеха. 2. Ориентируют на быстрый практический результат. 3. Учат эффективно распределять время и экономно его использовать. 4. Учат быстро ориентироваться в ситуации. 5. Помогают строить новые отношения в сотрудничестве. 6. Способствуют проявлению организаторских способностей. 7. Являются здоровье сберегающей технологией. 8. Осуществляется преемственность. Дети готовы для выполнения более сложных и долгосрочных проектов в среднем звене. В 3 классе мы продолжали работу над различными проектами. Это были и творческие проекты такие как «Сказки о созвездиях», в котором дети сами составляли сказочную историю о созвездиях, а затем, красочно оформив, выступали на уроках. На уроках окружающего мира выполнили групповой мини-проект «Лекарственные растения Ростовской области». Результатом этого проекта стал альбом о лекарственных травах нашего края. Попробовали мы выполнить в 3-м классе и индивидуальные проекты. И это начинание увенчалось успехом. Рудченко Алина выступала на школьной научно-практической конференции с исследовательской работой «Происхождение и тайна имени», на котором она заняла 3-е место. Романюк Николай выступал с информационным проектом «Байкал-жемчужина Сибири» и получил приз зрительских симпатий. Дети выступали в младшей группе учеников 3-7 классов. Этот процесс так увлёк моих учеников, что несколько детей уже в этом году работают над индивидуальными долговременным проектами: «Школьная форма - плюсы и минусы», « В мире интересного» др. В конце ноября мы завершили ещё один межпредметный творческий проект, «Мама - имя дорогое», который можно отнести к долгосрочным, т.к. в течении месяца мы, следуя намеченному плану, выполняли все этапы. Проект закончился праздником, посвящённым Дню Матери. В ходе проекта на уроках русского языка мы написали сочинение «Моя мама лучшая на свете», подготовили праздничный концерт на занятиях по внеурочной деятельности, на уроках изобразительного искусства нарисовали портреты мам, на уроках технологии приготовили деревце своими руками. Даже сделали слайд-шоу с музыкальным сопровождением на фоне демонстрации фотографий всех мам учащихся класса. Счастливые глаза мам были лучшей наградой для детей и для меня.

д )Заключение. Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и как следствие увеличивается качество знаний. Групповая работа над проектами способствует формированию дружного детского коллектива. «Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения» Сеймур Пейперт. Исходя из этих слов можно оценить эффективность проектной деятельности с точки зрения повышения интереса к обучению, развитию таких исследовательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации, и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости. Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики, результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях, научно - практических конференциях и конкурсах исследовательских проектов. Мой опыт работы показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Результаты подтверждают стабильный рост общей и качественной успеваемости. Внедряя методическую систему, наблюдаю повышение интереса и мотивации, обучающихся к обучению. Результативность опыта показала его действенность, возможность добиваться полезного эффекта и положительных результатов в обучении и воспитании. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.



© 2010-2022