Конспект урока на тему Правописание слов с разделительным мягким знаком (2класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме:

«Правописание слов с разделительным мягким знаком»

Учитель начальных классов

Макарова Т.А.

Форма проведения: урок - учебное занятие.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Цель урока: создание условий для выведения правила написания разделительного мягкого знака в словах.

Формируемые УУД:


  1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбор примеров слов с разделительным мягким знаком. Умение различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.


  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель

урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

и письменной форме;

Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать

свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договари -

ваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при

выполнении учебной задачи.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийны проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы.

Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык: Учебник. 2 класс. В 2-х частях.-М.: «Просвещение»2012 г

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка рабочих мест

Вы пришли сюда УЧИТЬСЯ. Не лениться, а ТРУДИТЬСЯ. Работать как? СТАРАТЕЛЬНО. А слушать как? ВНИМАТЕЛЬНО. Если хочешь отвечать… РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ! Если спросят? НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ

- Один великий человек Мольер, он был французским театральным деятелем и жил в 17 веке, то есть примерно 400 лет назад, сказал: «Как приятно знать, что ты что-то узнал!»

- А вы как думаете, прав был Мольер? Почему?

- Давайте ответим на этот вопрос ещё раз в конце урока.

Мы начинаем урок русского языка, поэтому приготовим пальчики.

  1. Физминутка.
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: - На двери висит замок. - Кто его открыть бы мог? - Постучали, На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы - Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. - Потянули Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью. - И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Словарная работа
- Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их. Т...традь, мальч…к, п...льто, м…дведь. к…ньки , м…рковь. - Что объединяет все слова? (Ь знак) - На какие 2 группы можно разделить?
  1. Чистописание
- Составим цепочку из букв, соединяя Ь с гласными буквами, которые обозначают 2 звука.
  1. Повторение о ь, как показатели мягкости согласных на письме.
- Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте, объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему? - Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи.) - Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме. (На конце или в середине слова между согласными буквами).
Ь показатель мягкости
  1. Постановка темы и задач урока. Введение нового знания. Ь - разделительный.
- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке. (О роли Ь) Буква эта - актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.

- Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.

- Добавьте к данным словам (ПОЛЮ, СОЛЮ, КОЛЯ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте, объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

- Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи.)

- Сделаем вывод, где в слове пишется разделительный мягкий знак. (В середине слова между согласной и гласной (е, ё, ю, и, я), не даёт образоваться слиянию, в этом случае между согласным и гласным звуком слышится мягкий звонкий звук [й']).

Ь

(е, ё, ю, и, я)

разделительный

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Разделительный мягкий знак)

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?

(Узнать, когда в словах пишется разделительный мягкий знак. Учиться писать слова с разделительным мягким знаком)

  1. Физкультминутка

  2. Работа по теме урока

- Откройте учебники на стр. 31. Прочитайте ещё раз название темы.

- На какой вопрос нам нужно ответить на уроке?

1. Упр. 51(стр.31)

- Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышится звук (Й), а потом гласный звук, то пишется разделительный мягкий знак.)

2. Упр.52 (стр.32)

3.Работа над правилом.

  1. Физкультминутка

- Услышав слово, в котором пишется разделительный Ь - встань

Гроздья, пальто, шьёт, пьёт, ольха, Дарья, бульвар, Наталья, капелька, братья, сосулька, Ольга, светильник, ненастье, раздолье, ель

  1. Закрепление изученного материала

  1. Упр.53(стр.32)

  2. Упр. 54(стр.33)

- Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак - это орфограмма?

  1. Рефлексия

Самостоятельная работа в парах по карточкам с последующей проверкой.

  1. Итог урока

- Вспомним слова Мольера (Жан-Бати́ст Покле́н).

- Что вы нового сегодня узнали?

- С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?

- Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?

- В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?

- Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

- Какие задания показались трудными?

- Что вы получили от этого урока?

- За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

  1. Домашнее задание

Упр. 55, выучить правило на с.32.



© 2010-2022