Занятие по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

города Губкина Белгородской области



Занятие по внеурочной деятельности «В мире книг» во 2-б классе

по теме «Герои книг В. Осеевой».









Вялова Елена Петровна,

учитель начальных классов






Губкин, 2014

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности.

Задачи: Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой».
Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором много десятилетий назад актуальна в жизни каждого человека и в настоящее время.
Развивать навыки прогнозирования события, отвечать на вопросы , выражая свои мысли и свое мнение.
Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение.
Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях, трудолюбие.
Развивать самооценку учащихся.
Оборудование: плакаты с пословицами: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела", "Спешите делать добро"; карточки для работы по группам, ноутбук.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы:
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации к произведениям В.А.Осеевой, карточки с названиями рассказов, книги для выставки, презентация.





Универсальные учебные действия. 1. Личностные: - Освоение личностного смысла учения, желания учиться. - Уважать мнение одноклассников. - Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные: - Самостоятельно организовывать свое рабочее место. -Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. - Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Позновательные: -Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию. -Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; -Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные: -Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. -.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Читать текст рассказа, запоминать с последующим воспроизведением;, понимать прочитанное. - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать последующие события в соответствии с поступками; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев и их чувства в разных ситуациях. запомнить названия рассказов, их автора, расширять знания, полученные на уроках.


Ход занятия:

I. Организационный момент:

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.

Давайте поприветствуем друг друга и подарим друг другу улыбку и хорошее настроение(слайд со смайликом)

II.Знакомство темой и целями занятия:

Учитель: (Высветить слайд с портретом Осеевой)

-Знаете ли вы кто это?

- Сегодня у нас очень интересное занятие. Проведем его вместе с замечательной писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой.

(слайд с темой)

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой) -О чем это стихотворение? -Что вам показалось необычным? (достать рукой до солнца) -Можно ли на самом деле достать рукой солнце? -Как вы понимаете слова автора о том, что солнце можно подарить людям? -Что в нашей жизни можно назвать «солнцем»? -Из выше сказанного сформулируйте цели нашего занятия. -Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях; -Учиться приносить добро людям. -Думать не только о себе, но и о людях, которые находятся рядом.
III. Работа по группам:
-Готовясь к уроку, я нашла письмо-обращение В.Осеевой к читателям, давайте его прочитаем (на слайде). -читает ученик «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать» - Что посоветовала, автор письма? - Давайте и мы постараемся думать над каждым произведением, с которым будем знакомиться. -Каждая группа выбрала себе задание перед занятием. (задания групп на слайде) а) Слово 1 группе 1 группа.-защита проекта. Наш проект называется «Валентина Осеева - как писатель и человек» Цель нашей работы: познакомиться с биографией писательницы -познакомить с ней одноклассников; -узнать, каким человеком была Валентина Осеева и почему она смогла писать такие рассказы. Изучив материал в библиотеке, мы узнали, что Валентина Александровна Осеева - советская детская писательница. Она родилась 28 апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. После окончания школы училась до 1923 года на актерском факультете в городе Киеве. Мечтала стать актрисой, однако не закончила учебу: всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева пришла однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей, так как в то время в нашей стране было очень много детей, у которых не было родителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». Мы узнали, что Осеева много писала для малышей - не только короткие рассказы, но и стихи, сказки. Ее произведения понятны, просты. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. нам всем понравился сборник рассказов «Волшебное слово». Эти рассказы учат вежливости, честности, уважению к людям. В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией. Многие эпизоды своего нелегкого детства она описала в повести «Динка». «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Алексин Валентину Осееву(на слайде) - Как вы думаете, справились ли ребята со своим заданием?
б) фронтальная работа
-Вы читали много рассказов писательницы, какие они? (на доске прикреплены листочки со словами - поучительные, злые, добрые, интересные, добродушные, радостные, надоедливые, воспитывающие) -Тот, кто внимательно и вдумчиво читал рассказы В. Осеевой, сможет сразу найти названия этих рассказов на листочках, которые прикреплены по классу.
2 группа. -А сейчас мы отправимся с вами в театр. Один из рассказов В.Осеевой представит нам 2 группа, а вы, ребята, назовите название этого рассказа. Дети инсценируют рассказ «Хорошее» - Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание) - А что было не очень хорошим в рассказе? ( поступки мальчика) - О каких делах мечтал Юра? - А как поступал на самом деле? - Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни? - Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему? - Что бы вы посоветовали Юре? ФИЗКУЛЬМИНУТКА под песню «Что такое доброта»
3 группа Дети инсценируют рассказ «В одном доме» Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку - мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня - хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос: - Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя. - Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка. - Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня. - И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня - сзади него нет никого. "Неужели я самый глупый из всех?" - подумал Ваня.
-Сказала ли автор нам прямо, кто же самый глупый? -А как вы узнали, кто самый глупый из всех? (По поступкам) -Какой вывод вы сделали, увидев эту инсценировку в исполнении ребят? -Что бы вы сказали тому, кто обижает слабого?
4 группа -Ребята из 4 группы, читая рассказы В. Осеевой, вели «Дневник умных мыслей». Эти мысли они записали. Узнайте, из какого рассказа каждая мысль? (на доске развешены иллюстрации) -Соотнести иллюстрацию и высказывание из рассказа. Какое качество проявлялось в каждом из главных героев рассказа? 1.- Надо так давать, чтобы можно было взять. (жадность) Вопросы после каждого произведения: -О каком качестве человека рассказала нам писательница? -Это положительное качество или отрицательное? 2. - А что - стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики. - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина. (равнодушие) 3. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке...(воспитанность) 4. - А где ж они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!(трудолюбие, любовь к родителям) 5. - Ну, тетя? Или знакомая? - Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка.(уважительное отношение к старшим, кому нужна помощь) 6. - Разделите это так, как делили работу.(трудолюбие, хитрость) 7. Правду всегда легче сказать, потому что она, правда и придумывать ничего не надо.(честность) 8.- Видно, ваша дружба до первого дождя! (товарищество, дружба)
IV. Знакомство с В. Осеевой, как поэтом. -Тот, кто был внимательным, сможет сказать, что, кроме рассказов, писала Осеева? (сказки, стихи) -Кто читал стихи В.Осеевой? -Знаете ли вы, ребята, что на слова стихов В. Осеевой написаны детские песенки? -Когда я включу вам эту песенку, вы ее сразу вспомните, можете подпевать и танцевать. БЕДНЫЙ ЕЖИК Спит медведь. Уснула галка. Сон сморил лису. Я не сплю. Мне очень жалко Ежика в лесу. Бедный ежик, бедный ежик! По ночам не спит. Весь в иголках, лечь не может, Сядет и сидит! На бочок приляжет - колко. Колется спина. Я б не мог всю ночь под елкой Просидеть без сна. Как себя он спать уложит? Снял бы шкурку прочь. Бедный ежик, бедный ежик, Как тебе помочь?
Итог занятия. -На кого из героев рассказов В. Осеевой вы хотели бы быть похожими? -Какими качествами героев хотели бы обладать вы? -Кого из одноклассников ты бы хотел похвалить за работу? -За что бы вы похвалили себя? -Ребята, вам понравилось наше занятие? -Какое у вас настроение? -Посмотрите, какая темная туча, тем, кому занятие понравилось, свои солнышком постарайтесь ее прогнать (дети прикрепляют солнышки к тучке). Спасибо за внимание.

© 2010-2022