- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание Доброта начинается с детства
Родительское собрание Доброта начинается с детства
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Задорожняя О.П. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доброта
начинается
с детства.
( Круглый стол.)
Руководитель клуба : Бородина Ольга Павловна
Цель : показать родителям необходимость целенаправленного
воспитания у детей доброты, побудить их к этому.
Предварительная работа :
-
Провести тестирование родителей на тему :
«Какой вы родитель"
-
Приготовить педагогические ситуации для коллективного разрешения.
3. Приготовить памятки для родителей "Заповеди семейного воспитания В.А.Сухомлинского
4. Выслушать ответы детей о доброте.
Открыть заседание нашего клуба я хочу словами С.Михалкова :
….Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра.
Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра
или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь
и стал членом общества.
Знаменитый В.А. Сухомлинский говорил:
….Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его надо воспитывать.
Он с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.
Анализируя анкеты детей выяснилось, что дети хотели бы быть:
Сильными, храбрыми, мужественными, умными, находчивыми, бесстрашными, смелыми, красивыми, счастливыми и т.д. И совсем немногие ответили : добрыми.
- Почему ?
Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу ? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность ? Конечно никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека.
Как сделать чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты ? Как убедить отдельных родителей,которые утверждают обратное: пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце ?!
Нужно всегда помнить слова Монтена :
…..Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - доброта.
Итак, разговор сегодня пойдет о доброте. Нашу сегодняшнюю встречу я решила провести в виде круглого стола, как это получится, будет ясно к концу собрания. И место для каждого я выбрала не случайно, ведь какими вырастут ваши дети(наши дети)в первую очередь зависит от нас с вами. Я хотела бы попросить вас сформировать некоторые группы по 6 - 7 человек.
Прежде, чем я зачитаю вам некоторые определения доброты ваших детей, хотелось бы послушать вас.
-
Обсуждение в группах : « Что такое доброта?.
(Высказывания родителей, по 1 определению от группы).
Зачитывание детских выдержек.
Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.И.Ожегова :
…..Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
При общении с детьми,на уроках, при изучении художественных произведений, я пришла к выводу: ребята понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми.
И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать бодрые поступки. И главным звеном в этом воспитании служит личный пример.
Чтобы ответить на часто задаваемый : « Как стать добрее?» - важно запомнить классический пример : человек выходит из метро и придерживает за собой дверь, идущий сзади поступает так же, словно передовая эстафету, а если человек не придерживает за собой дверь, то сзади идущий так же поступает…Своеобразная цепная реакция. Люди порой не знают, как стать добрее. Личностный пример важнее всех статей и телепередач, . Критерий настоящего милосердия - только личная помощь, трудная, часто неблагодарная, но отвечающая потребностям человеческой души.
Наверняка, все слышали пословицу"За добро добром платят".
-
Обсуждение пословицы : «За добро добром платят».
(Обсуждение).
Вывод : Действительно, за добро, которое делали, хочется платить тем же.
В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети : эгоистичные, избалованные, себялюбивые, открытые, простые, любящие всё живое и т. д.
Ребёнок - как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от членов семьи и всех окружающих.
Ведь семья - это первая îáùåñòâåííàÿ ñòóïåíü â æèçíè ÷åëîâåêà. Îíà ñ ðàííåãî âîçðàñòà îïðåäåëÿåò ñîçíàíèå, ôîðìèðóåò ÷óâñòâà äåòåé. Ïîä ðóêîâîäñòâîì ðîäèòåëåé ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò ñâîé ïåðâûé æèçíåííûé îïûò, óìåíèÿ è íàâûêè æèçíè â îáùåñòâå. Âïå÷àòëåíèÿ äåòñòâà îñòàâëÿþò ñëåä íà âñþ æèçíü. Äåòñêèå ïåðåæèâàíèÿ âëèÿþò íà âåñü äàëüíåéøèé óêëàä. ×åëîâåê ìîæåò çàáûòü î íèõ, íî îíè, ïîìèìî åãî âîëè ÷àñòî îïðåäåëÿþò åãî ïîñòóïêè. Óðîâåíü íðàâñòâåííîñòè ðîäèòåëåé, èõ æèçíåííûå ïëàíû, èäåàëû èìåþò ðåøàþùåå çíà÷åíèå â ôîðìèðîâàíèè ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà. Бîëüøîå çíà÷åíèå играет îáñòàíîâêа, â êîòîðîé îí âûðîñ. Åñëè î ÷åëîâåêå ãîâîðÿò, ÷òî îí èç õîðîøåé ñåìüè, ýòî çíà÷èò, ÷òî ýòîò ÷åëîâåê òðóäîëþáèâ, ÷åñòåí, äîáðîæåëàòåëåí, íà íåãî ìîæíî ïîëîæèòüñÿ â áåäå, ñ íèì õî÷åòñÿ ïîäåëèòüñÿ ðàäîñòüþ. Èñòî÷íèêîì áëàãîïîëó÷èÿ ðåáåíêà â ñåìüå, óñëîâèåì åãî ïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ, ñ÷àñòëèâîãî äåòñòâà ÿâëÿåòñÿ ëþáîâü и доброе отношение ê íåìó ðîäèòåëåé. Äåòè î÷åíü ÷óòêî ðåàãèðóþò íà ëþáîâü è ëàñêó, ïåðåæèâàþò èõ äåôèöèò.
Â.À. Ñóõîìëèíñêèé ïèñàë: «×åëîâå÷íîñòü, ñåðäå÷íîñòü, ÷óòêîñòü, îòçûâ÷èâîñòü ïðèîáðåòàюòñÿ ëèøü òîãäà, êîãäà ÷åëîâåê â ðàííåì äåòñòâå ïðîøåë øêîëó äîáðîòû, øêîëó ïîäëèííî ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé…» Ïîäñ÷èòàéòå îáùåå êîëè÷åñòâî áàëëîâ. (Êîíå÷íî, âû ïîíèìàåòå, ÷òî íàøà èãðà ëèøü íàìåê íà äåéñòâèòåëüíîå ïîëîæåíèå äåë. Âåäü òî, êàêîé âû ðîäèòåëü, íå çíàåò íèêòî ëó÷øå âàñ ñàìèõ.)
Всегда ли в ваших семьях царит и господствует доброта? "Какой я родитель?"Êîìó íå õî÷åòñÿ ïîëó÷èòü îòâåò íà ýòîò âîïðîñ! Èìåííî ïîýòîìó я ïðåäëàãàю вам ýòîò òåñò. Îòìåòüòå òå ôðàçû, êîòîðûå âû ÷àñòî óïîòðåáëÿåòå ñ äåòüìè.
Ïîäñ÷èòàéòå îáùåå êîëè÷åñòâî áàëëîâ. (Êîíå÷íî, âû ïîíèìàåòå, ÷òî íàøà сегодняшняя встреча ëèøü íàìåê íà äåéñòâèòåëüíîå ïîëîæåíèå äåë. Âåäü òî, êàêîé âû ðîäèòåëü, íå çíàåò íèêòî ëó÷øå âàñ ñàìèõ.)
Åñëè âû íàáðàëè 5-6 áàëëîâ - âû æèâåòå ñ ðåáåíêîì äóøà â äóøó. Îí èñêðåííå ëþáèò è óâàæàåò âàñ, âàøè îòíîøåíèÿ ñïîñîáñòâóþò ñòàíîâëåíèþ ëè÷íîñòè!
Ñóììà áàëëîâ îò 7 äî 8 ñâèäåòåëüñòâóåò î íàìå÷àþùèõñÿ ñëîæíîñòÿõ â âàøèõ îòíîøåíèÿõ ñ ðåáåíêîì, íåïîíèìàíèè åãî ïðîáëåì, ïîïûòêàõ ïåðåíåñòè âèíó çà íåäîñòàòêè åãî ðàçâèòèÿ íà ñàìîãî ðåáåíêà.
Ñóììà 10 áàëëîâ - âû íåïîñëåäîâàòåëüíû â îáùåíèè ñ ðåáåíêîì. Îí óâàæàåò âàñ, õîòÿ è íå âñåãäà ñ âàìè îòêðîâåíåí. Åãî ðàçâèòèå ïîäâåðæåíî âëèÿíèþ ñëó÷àéíûõ îáñòîÿòåëüñòâ
Обсуждение ситуаций в группах.
1.) «….Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я её
избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге,
объяснить ей задание»
- Ваше мнение? ( Обсуждение).
Вывод : Отучив дочь заботиться о других, мать отучит её заботиться и о собственной матери.
2.) «…На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил
девочку по голове портфелем.
- Ты что делаешь ? - возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у портфеля
совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?
- Разве можно так мальчик ? - со всех сторон послышалось.
- А пусть не плюется на переменах ! - с искренней убедительностью в правоте
содеянного ответил тот.
- Видите ? - воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.
- Он защищался !
- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет. Но портфель
тоже надо беречь, ведь год только начался.»
- Как поступили бы вы ? ( Обсуждение ).
3.) «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.
- Так что же ты плачешь ? У тебя будет красивая собака и птицы.
- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.
-О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка ?
- В чем не права мать ?
- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?
- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать? Почему?
4.)«….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.
- Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.
Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности
Отец ответил : « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в
беде».
- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым,
нуждающимся ?
5). «…Как то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми - 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика - пистолет. Когда девочка начинала хныкать, мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».
-Можно ли применить утверждение В.А.Сухомлинского «..Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?
6.) «…Ребята играли в войну. Старший брат был «фашистом», а мальчик, ученик 1 класса, - «партизаном». Старший затащил его на чердак дома, скрутил руки проволокой и бил по голове кирпичом до тех пор, пока «партизан» не перестал дышать. После этого тщательно вычистил курточку, вымыл руки и несколько дней, пока продолжались поиски мальчика, спокойно жил, ходил в школу, играл во дворе. Он довольно подробно и без особого волнения отвечал на вопросы следователя».
-Как, каким путем школьник пришел к этому преступлению?
7). « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно : мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька. Мальчишки охотно объясняли : это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря, видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя. Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.
- Ваше отношение к мальчику и отцу ?
- В чем виноват отец ?
- Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?
8.) «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.
-«Ты куда ? - спросила девочка.
- «В больницу, навестить Марину.»
Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.
- «А если дождь будет ?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.
- Дала ли урок доброты мать своей дочери ? Как она это сделала ?
- почему дочь прижалась к руке матери ?
- Захочется ли Наташе снова принести радость другому ?
Итог : Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения - будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим , чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку…..
Научиться по-настоящему быть добрым - трудно. Путь к Доброте - нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и подъёмы: чередование зла и добра. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих свершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Доброе же сердце - магнит. Добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это благо, не сравнимое ни с каким материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу невозможно купить ни за какие деньги.
Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости.
Мы сейчас немало говорили, спорили, размышляли о воспитании в детях доброты. Завершая нашу беседу хочу предложить памятку "Заповедей семейного воспитания В.А.Сухомлинского.
Хочу закрыть эту тему сегодня игрой, ведь когда речь идет о детях,игра - это самое подходящее слово,которое приходит на ум.
На уроках с ребятами мы часто играем в такую игру. Закончить урок предлагаю составлением букета.Если они считают, что урок был полезным,были получены новые знания, они выбирали яркий цветок для букета, а если пустой и неинтересный - белый. То же самое я предлагаю вам. Уходя домой с собрания , выберите яркий цветок, если вы считаете нашу встречу полезной,белый - если вы потеряли время зря.
Всем большое спасибо за откровенный разговор.
Всего Вам доброго и успехов!