Урок русского языка в 3 классе по теме Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Фисенко Лариса Даниловна МБОУ «СОШ № 19» город Изобильный Ставропольский край учитель начальных классов
Урок русского языка в 3 классе ОС Школа 2100. Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. Цель: - развитие умений анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

ИД



Слайд 1(гип\с)



























ИД


!

Слайд 2



1 клик

2 клик

3 клик









Слайд 3



- Откройте тетрадь.


- Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. 3 5

  1. Эмоциональный настрой на урок.
- Наш сегодняшний урок, ребята, я решила начать с таких замечательных строк:
Сегодня Осень в дверь мне позвонила, Стояла на ступеньках и ждала. Я обомлела, когда Ей открыла, Такой она волшебною была! Копна волос красивых, ярко-рыжих, Точёный нос, румяность алых губ, И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих, Сплошная ласка, кто здесь будет груб? Мы пили чай вприкуску с листопадом, Всплакнули вместе с проливным дождём. О, Осень - ты души моей отрада! Богат душой, кто осенью рождён… Когда она ушла я очень долго Смотрела в след, не смея дверь закрыть! А с неба падал снег… На память только, Рябины гроздь и образ, что нельзя забыть…
-Ребята, выскажите своё мнение, почему я решила начать урок именно с этих красивых строк. -Может ли человек малограмотный, не любящий свой родной язык, природу, так красиво писать? - А мы с вами на уроках русского языка тоже учимся красиво, грамотно говорить и писать! И сегодня мы продолжим эту работу. 1. Чистописание. На доске удвоенные согласные нн пп лл сс Демонстрируется запись на ИД. (Ученики по образцу пишут до конца строки.)
- Что вы можете рассказать о соединениях, которые записали? (удвоенные согласные)
- А сейчас давайте составим план нашей работы на уроке. - С чего мы начнём работу на уроке? 2. План урока. - Вспоминаем то, что знаем. - Работа по теме урока. Открытие нового. - Закрепление изученного. - Что мы сейчас делали? (составляли план, планировали свою деятельность.)
Актуализация изученного. - Запишите слова с удвоенными буквами согласных.

- Какие умения необходимы для грамотного написания слов с удвоенной согласной в корне?

(Уметь находить корень и, желательно, знать эти слова наизусть) - Запись слов (ванна, группа, аллея, масса)

- Интересно, как вы думаете, все ли тайны правописания удвоенных согласных мы с вами знаем? Хотите раскрыть еще одну тайну?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы.


Слайд 3

\1 клик\

Открытие новых знаний.



Слайд 4

Слайд 5



Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8
3 4 1 3 3 - В какой части слова находится удвоенная буква согласного в записанных словах? (В корне.) - А если вы внимательно слушали стихотворение в начале нашего урока, то наверняка обратили внимание на слово «бесстыжая». - Запишем и его. - Как вы думаете, в какой части слова находятся удвоенные буквы согласного? - Как это можно доказать? (Подобрать однокоренные слова, выделить корень.) - Выполните эту работу.(самостоятельно) - Какой корень выделили в этом слове?

- Почему по-разному выделили корни? (По-разному подобрали однокоренные слова)

- Где возникло затруднение? (В подборе однокоренных слов)

- О чем нужно помнить, подбирая однокоренные слова (о значении слова, происхождении)

- Каково же значение слова «бесстыжая»? (без стыда, стыдиться)

- Следовательно корень -стыж- (Какое явление наблюдаем?)

- Если корень слова -стыж-, тогда как это связано с удвоенной согласной в корне? Мы ведь говорим про удвоенные согласные? (Значит, удвоенная согласная может быть не только в корне)

- Значит, главная причина затруднения какова? (Мы не все знаем про правописание удвоенных согласных) - Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка) - Предположите, чему посвящён наш урок? Какова его тема? Начните со слова «Почему…?» «Почему появляется удвоенная буква согласного между приставкой и корнем?» Поиск решения. 4 5 1. Коллективная работа на доске. Работа по учебнику. - Упражнение 158 стр. 128. - Прочитайте слова? Попробуйте определить, почему в них пишется удвоенная буква согласного с. - Как вы думаете, это орфограмма? Почему? - Как она называется? Найдите нужную информацию в учебнике и прочитайте её. (Могут прочитать в названии параграфа/темы или выбрать из правила.) - Какое незнакомое слово встретилось? «СТЫК» - Где можно узнать значение непонятных, новых слов? (В словаре) -Что значит «СТЫК»? Прочитайте цитату из словаря С.Ожегова. - Запишите слова. Выделите корень и приставку. Подчеркните удвоенную согласную. Самооценка работающего у доски. - Как же правильно будет звучать тема нашего урока? «Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня?»
Физминутка.
2. Работа над правилом. - Прочитайте правило на с. 128. - Как обозначается орфограмма удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня? - Только ли буква с может быть удвоенной на стыке приставки и корня?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Слайд 9

ΙII. Развитие умений - применение знания.

Слайд 10 1 3 5 1 3 1.Игра «Исследователи-лингвисты». Работа в группах. (схемы). - Объектами исследования лингвистов будут слова из упр. 160. - Выбрать слова с удвоенной буквой согласного в корне. - Выбрать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня. - Чья исследовательская лаборатория работает лучше? 2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.(карточки) «3», «4», «5» - самооценка. - Кому удалось успешно справиться с выбранным уровнем задания? - Кто получил «5»?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Слайд 11

Рефлексия

Слайд 12 4 4
- Назовите ключевые (главные) слова, которые отражают тему и проблему урока. (Орфограмма, удвоенная буква согласных, приставка, корень, стык.)

- Закройте глаза и вспомните приятные для вас моменты нашего урока. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - А были ли затруднения? В чём испытали затруднения?

- Я хочу, чтобы все, кто старался на уроке работать хорошо - улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше - поаплодировали себе.

Слайд 13

V. Домашнее задание.

Слайд 14-15 Упр. 159 с. 128, правило.

П. Дополнительно: - Бывают ли в словах утроенные согласные? (Нет.) рас + ссориться = ? - Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень? Одна из трёх букв пропадает, остаётся одна в приставке, одна в корне. Это слово - исключение из правила. (Рассориться.)



© 2010-2022