Проектная деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проектная деятельность.





В настоящее время всё чаще говорят о том, что традиционная система обучения не всегда оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких- то простых примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Всё это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своём не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Кромке того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере.
Вашему вниманию предлагается (хотя и не новая философия построения образовательного процесса). Как принято считать, она берёт своё начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский учёный сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.
«Решить проблему» значить применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотна, с любовью самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельна его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918году один из основоположников «методов проектов, последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик.

Из истории метода проектов
В 1910-е г г. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов: 1) « проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т. д.) ; 2) «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанны с окружающей природой и общественной жизнью; 3) «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»:устной, письменной, вокальной(песня), художественной(картина), музыкальной(игра на рояле) и т. д.; 4) конструктивные проекты» - нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др. В экспериментальной школе, работающей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за один год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проектов игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 « повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами проектами единственная учительница этой школы.

Основные требования к проекту.

Работа по методу проектов- это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличие лишь традиционных компонентов учебного процесса- учителя, ученика (или группу учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказала проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходиться решать учителю - руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект - это « пять П »:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

© 2010-2022