- Преподавателю
- Начальные классы
- Сценарий внеурочного занятия Литературно-художественная игра «Радуга в гостях у С. Я. Маршака»
Сценарий внеурочного занятия Литературно-художественная игра «Радуга в гостях у С. Я. Маршака»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Потамошнева Е.Г. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Литературно- художественная игра
«Радуга в гостях у С.Я.Маршака»
Материал разработала Потамошнева Е.Г.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП №8
город Воронеж
Участвуют 7 команд по 7 учащихся по цветам радуги. ( проводится на параллель)
Цели:
-
1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
-
2.Выявить знатоков изобразительного искусства и литературы.
-
3..Прививать интерес к чтению.
-
4..Развивать интерес к прекрасному, память, внимание, мышление уч-ся.
Оборудование: Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, интерактивная доска, презентация с репродукциями героев произведений С.Маршака, большие листы бумаги, художественные материалы, индивидуальные сигнальные карточки, маршрутные листы команд, воздушные шары.
Ход праздника:
Солнце вешнее с дождём
Строят радугу вдвоём-
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко, разукрасила траву,
Расцветила синеву… (С.Маршак)
С давних пор радуга считается символом добра, радости, красоты и расцвета природы. Благодаря радуге наша жизнь такая разнообразная и цветная.
Сегодня мы с вами проводим литературно-художественную игру «Радуга в гостях у С.Маршака», где каждая команда в составе семи человек, постарается проявить свои способности, знания, эрудицию и победить. В игре принимают участие 7 команд, потому что у радуги семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Им предстоит узнать, какой цвет у радуги самый «сильный».
Семь конкурсов заданий будут оценивать жюри и зрители.
Каждая команда имеет свой цвет и сидит за соответствующим столом своего цвета, имеет атрибут одежды этого же цвета.
1 тур - домашнее задание.
Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.
Каждая команда инсценирует небольшое стихотворение С.Я. Маршака.
2 тур - разминка.
1)Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь).
2)Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сегодня на носу? (Очки).
3)Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги, ботинки, туфли, тапки).
4)Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч).
5)Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час,
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы).
6)В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать! (Утюг).
7)Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец, совсем исчез. (Календарь).
3 тур - викторинка.
1. Автором какого из перечисленных произведений является Самуил Маршак?
Двенадцать месяцев
Храбрый портняжка
Сказка о рыбаке и рыбке
2. Сколько лет девочке из стихотворения "Усатый полосатый"?
3 года
4 года
5 лет
3. Кого мышка-мать из "Сказки о глупом мышонке" не звала в няньки?
Лошадь
Муху
Щуку
Кошку
4. Откуда нет писем в сумке почтальона (стихотворение "Почта")?
Из Таганрога
Из Самары
И Баку
5. Что из перечисленного не пытался "смастерить" Мастер-ломастер?
Раму для портрета
Табурет
Полочку для книг
6. На какой улице жил человек рассеянный?
На Невском проспекте
На Садовой улице
На Бассейной улице
7. В каком году были изданы первые детские стихи Самуила Маршака?
В 1920 г.
В 1923 г.
В 1930 г.
Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
4 тур - Закончи строки. Из какого стихотворения они?
а) «Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно весёлых скворчат из гнезда…»
(стихотворение «Ванька - Встанька»)
б) «Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж…»
(стихотворение «Багаж»)
в) «Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят…»
(стихотворение «Ландыш»)
г) «Берёте книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол…»
(стихотворение «Откуда стол пришёл?»)
д) «Собирались лодыри
На урок…»
(стихотворение «Кот и лодыри»)
е)"...Елка плакала сначала
От домашнего тепла. ..."
(стихотворение «Песня о елке»)
ж) "…Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха"
(стихотворение «Тихая сказка »)
5 тур - изобразительный
Нарисовать предметы, которые сдавала дама в багаж:
• 1)диван
• 2)чемодан
• 3)саквояж
• 4)картина
• 5)корзина
• 6)картонка
• 7)маленькая собачонка
Игра со зрителями
Вам надо ответить, какой месяц говорит эти слова в пьесе "Двенадцать месяцев".
1) Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки. (Март).
2) Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник. (Апрель).
6 тур - развлекательный.
Назвать и показать животных - героев сказки Маршака "Теремок":
-
1)лягушка
-
2)мышка
-
3)петух
-
4)ёж
-
5)волк
-
6)лиса
-
7)медведь
7 тур - картинный.
Узнать героя по словесному портрету, и определить, из какого он произведения.
1) Принесла овсяной кашки,
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиску,
Отвернулся он от миски.
Герой: котёнок. Произведение: "Усатый - полосатый".
2) Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
Герой: кот Василий. Произведение: "Кошкин дом".
3) Кто охранял теремок?
Герой: ёжик.
4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?
Герой: Месяц Апрель.
5) Как зовут падчерицу?
Имя: нет имён в сказке.
6) Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Герой: Ленинградский почтальон. Произведение :"Почта".
7) Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Герой: нет имени Произведение:"Вот какой рассеянный".
Жюри подводит итоги
Наша игра подошла к концу. Сегодня победила команда (жюри называет цвет команды), но без остальных цветов радуга просто перестала бы существовать. Поздравляем всех участников, принявших участие в игре, а также гостей с чудесным праздником «Радуга в гостях у С.Я. Маршака». Благодаря вам и вашим знаниям жизнь на земле будет такой же яркой, веселой и доброй! Спасибо.
Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Награждение победителей и участников.
Литература:
-
1.С.Маршак. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни (Страницы воспоминаний). - М.: "Детская литература", 1981.
-
2.Журнал "Начальная школа" № 18/2007.
-
3. Биографии писателей
-
4. Галанов Б. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. - М.: Детская литература, 1965.
-
5."Кто написал все это?" Предисловие к книге "Радуга-дуга" Л. Кассиля. - М.: Детгиз, 1961.