- Преподавателю
- Начальные классы
- Методические рекомендации для участия в конкурсе педагогического мастерства
Методические рекомендации для участия в конкурсе педагогического мастерства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юдина Е.П. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый всероссийский конкурс ЭКОШКОЛы «Мой мастер-класс» Мастер-класс - один из самых эффективных способов распространения педагогического опыта. Мастер-класс от ЭКОШКОЛы позволяет творческим педагогам поделиться накопленным опытом с учащимися начальной школы, освоить и использовать новейшие методики и технологии для наиболее эффективной подачи материала. Современная школа активизировала свою деятельность для реализации системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Данный социальный заказ требует целеноправленного влияния на развитие потребности и способности учащихся к саморазвитию. Одним из условий достижения хорошего результата является такая организация развивающего пространства ученика, чтобы ученик сам учился полученный опыт передавать окружающим. Мастер-классы от ЭКОШКОЛы разделяются на две группы: творческая лаборатория (краткосрочный экологический проект) и творческая мастерская (творческий проект). Во время мастер-класса происходит: -обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера, -демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия; -создание условий для самостоятельного построения новых знаний с помощью всех участников занятия. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология, в данном случае учащимся. Побывав у Мастера на занятии, каждый участник сможет среди своего окружения (для дошкольников, для одноклассников, для родителей и т.п.) передать продуктивные способы новой творческой работы или краткосрочного проекта. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Системообразующим элементом мастер - класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние участника, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития. Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - необходимое средство для стимулирования интереса. В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы. Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
- Выделение проблемы
- Актуализации знаний в данной проблемной плоскости
- Объединение в группы для решения проблемы
- Работа с материалом
- Представление результатов работы
- Обсуждение и корректировка результатов работы
Литература
-
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. - № 2.
-
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. - М. :АПКиППРО, 2006. - 168 с.
-
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.