Урок по литературному чтению на тему Д. Н. Мамин - Сибиряк Приёмыш

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

познакомить с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка, его произведением «Приемыш»; способствовать формированию навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления

Планируемые предметные результаты

познакомятся с произведением
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»;

научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные УУД

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции

Личностные
результаты

осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений


Урок Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворение наизусть на оценку

Л- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

- Прочитайте тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные
слова.

- Поднимите руку, кто это произведение еще
не читал.

- Как вы думаете, о чем это произведение?

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Д. Н. Мамина-Сибиряка

Обсуждают тему урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

План работы на уроке

Прочитав произведение:

- познакомиться с героями;

- определить, кто такой приемыш;

- охарактеризовать главных героев;

- выяснить главную мысль;

- высказать свое отношение

Р - принимать и сохранять учебную цель и задачу. К-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией автора

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия - Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии.
В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни - в Петербурге и Царском Селе.

Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты - мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка. Задают вопросы о его творчестве

П - осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. К - уметь слушать в соответствии с целевой установкой

IV. Работа над содержанием текста.

Работа с толковым словарем.



Первичное чтение произ-ведения

Проводит словарную работу.

- Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.


- Подберите синонимы к словам «отчаянный»,
«гордый».

- Подберите антонимы к словам «оригинальный», «особенный».

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

- Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- Понравилось произведение?

- Выразите свое мнение о произведении одним
словом.

- Что вам особенно понравилось в этой истории?

- Чему учит это произведение?

- От чьего лица ведется рассказ?

- Назовите героев произведения.

- Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

- Какое впечатление произвел на вас старый
Тарас?

- Почему старик взял лебедя к себе?

- Почему он не подрезал приемышу крылья?

- Как рассказывает писатель о дружбе собаки и лебедя? Прочитайте.

- Как вы думаете, останется Приемыш с Тарасом или все-таки улетит? Почему так считаете?

- Что вы можете сказать об охотниках?

Работают с толковым словарем.

Сайма - рыбацкая стоянка.

Доспехи - 1) в старину: воинское снаряжение;
2) тяжеловесное снаряжение.

Протока -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

Муштровать - обучать, подвергать муштре.

Муштра - суровая система воспитания, обучения.

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Бобылем - в одиночестве.

Увечить - физически расправляться, калечить.

Хиреет - болеет, чахнет.

Божья тварь - все живое, созданное Богом.

- Отчаянный - безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий.

- Гордый - 1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.

- Оригинальный - банальный

- Особенный - обыкновенный.

Прослушивают текст. Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения

П - осуществлять анализ произведения. К - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение одноклассников.
Л - осуществлять контроль по результату

V. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

- С чего начинается рассказ?

- Что вы узнали о Собольке?

- Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

- Почему Тарас решил приютить птицу? Какие
слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу?

- Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?

- Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем?

- Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?

- Что было правильнее:

а) поступить так, как это сделал Тарас;

б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей?

- К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

Проводит графический диктант.

- Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «-»

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Заполняют таблицу.

Слова

Тарас

Птица

Собака

Пестрая



+

Умная


+

+

Лучший друг человека



+

Гуляка


+


Бобыль

+



Князь князем

+



Божья тварь


+


Гордая


+


Настоящая


+


Царская


+


Старый

+



Утомленный

+



Дряхлый

+



Жалкий

+



Работают в парах. Выполняют графический
диктант.

Высказывание

Ответ

Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день

+

Встретила героя рыжая собачонка

-

Собачонку звали Соболько

+

Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом

+

В избушке героя встретил хозяин

-

Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке

-

Хозяина избушки звали Тарас

+

Он плыл, стоя на ногах и ловко работая веслами

-

Перед его лодкой плыла дикая утка

-

Ступай домой, гуляка!

+

Р - выразительно читать. К - пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. К- строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. П - делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение произведения, пересказ понравившегося отрывка

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Р - сохранять учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя.

- У вас на парте лежат бумажные лебеди: белые и черные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной в его начале, «пустите плавать на озеро белого лебедя»

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают фразы:

- Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…

- Рассказ помог понять…

- Для меня было сложным…

- Мне понравилось …

Р - осуществлять
самоконтроль учебной деятельности




© 2010-2022