Урок русского языка по теме Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

Г.Балаково Саратовской области



Технологическая карта к уроку

русского языка во 2 классе по теме:

Правописание слов с безударными гласными

в корне слова»

(по системе Л.В. Занкова)

Тип урока: закрепление новых знаний



Учитель высшей категории Ирина Владимировна Кондрашина

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока

закрепление новых знаний;

Цель

Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;


  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык - развитие речи - литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.В.Нечаева. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 )

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

На доске записаны слова:

Л.са, л.сной, л.сок.

- Что можете сказать о данных словах? (однокоренные, корень ЛЕС)

-Разбор по составу. ПАМЯТКА!

-Проверим ваши результаты. (Слово ЛЕСА: окончание - А, корень - ЛЕС,

Слово ЛЕСНОЙ: окончание - ой, корень - ЛЕС, суффикс - Н;

Слово ЛЕСОК: окончание - нулевое, корень - ЛЕС, суффикс - ОК)

- Какой частью речи являются данные слова? (лес, лесок - существительное, лесной - прилагательное )

- Подберите еще существительные, которые являются родственными словами (лесник, лесоруб, перелесок )

- Объясните значение слова ПЕРЕЛЕСОК (это молодой редкий лес, отделенный полянами от большого леса)

- Выясните, является ли слово ЛИСА однокоренным.

(Лиса -

Леса - это ) Значения слов разные, значит, это не родственные слова.



Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические - формулирование проблемы.

- А когда слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)

- А что можно сказать о корне?

-Объясните, почему вы считаете, что корень разный, ведь при произношении слышится звук И. (для этого нужно подобрать проверочное слово)

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Будем учиться записывать буквы безударных гласных в корне слова)

Сформулируйте тему нашего урока (Правописание букв безударных гласных в корне слова)



Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические - решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

_ Почему возникло затруднение в написании буквы гласного в корне? (Гласный звук И в слабой позиции , значит, он - орфограмма )

Запись в тетрадь. Учитель записывает на доске.

Л.са - перелесок, лес - леса

Л.са - лисий, лис - лиса

- Как действовали при написании буквы гласного в корне?

- Какую цель ставили? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

4. Записываем слово, выделяем корень.)

Физкультминутка для глаз






Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

На доске записаны слова: з . ма

д . рев.я

сн . жок

- Что видите? (Написаны слова с буквами безударного гласного )

- По составленному алгоритму найдите буквы безударного гласного.

- Какие шаги выполняли? ( 1.Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

4. Записываем слово, выделяем корень.)

Запись в тетрадь (коллективная работа)

Д.рев.я - дерево - деревья

- Остальные слова запишите самостоятельно.

Самопроверка по слайду.

- У вас так же? А что не так? (другие проверочные слова)

- Какие проверочные слова подобрали вы? (зимушка, зимний, зимы )

- Почему? (потому, что можно по-разному подбирать проверочные слова:

1. Изменять форму слова

2. Родственные слова)

- Кто из вас проверял, изменяя форму слова?

- Как? (по числам, по вопросам)

- Кто подбирал родственные слова? Какие?

- Итак, сколько способов проверки мы знаем? Какие?

- А подумайте, как проверить букву безударного гласного в слове ЗА . Ц (нельзя проверить )

- Как поступить в этом случае? (обратиться к словарю) ЗАЯЦ

- Значит, всегда можно проверить букву безударного гласного в корне слова? (в словарных - нельзя)


Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

  1. Используя алгоритм, выполним упражнение 145, стр.72.

-Прочитайте.

- К какому литературному жанру относится произведение?(устное народное творчество, скороговорка)

- - Какой согласный звук учит выговаривать эта скороговорка? (Р)

- Дайте характеристику этому звуку (согласный, непарный звонкий, может быть твердым, мягким в зависимости от гласного)

- Спишите скороговорку, используя алгоритм, вставьте буквы безударных гласных, обозначьте орфограмму, выделите корень.

  1. Взаимопроверка

- Почему достаточно проверить всего два слова?(это форма одного слова)


Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные - выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

На доске запись:

На дв .ре ст .ит снежная з .ма тр .щат м .розы д .твора п .строила горку.

- Сколько предложений? (3: в 1 говорится о зиме, во 2 - о морозах, в 3 - о детях)

- Что можно сказать об этих предложениях? (Связаны по смыслу, это текст)

- Озаглавьте. (Зима. Зимой.)

- Какую букву гласного напишите в словах заглавия? Почему?

- Какое еще задание к этому тексту? (вставить буквы безударных гласных)

- Что для этого потребуется?(алгоритм)

Работа в парах



Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

- Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать.

Составление кластера на СЛАЙДЕ

- Это можно повторить на странице 71 нашего учебника.

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

Кто научился записывать букву безударного гласного в корне?

- Подберите устно слово на эту орфограмму.

УУрок русского языка по теме Правописание слов с безударными гласными в корне слова»Урок русского языка по теме Правописание слов с безударными гласными в корне слова»Урок русского языка по теме Правописание слов с безударными гласными в корне слова» каждого ученика лист с двумя шкалами


Интересный урок Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

- Спасибо за работу на уроке!


© 2010-2022