- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Окно в науку (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Окно в науку (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шматкова Т.Я. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Средняя образовательная школа № 31
(с углубленным изучением отдельных предметов)
г. Якутск
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА «ОКНО В НАУКУ»
(ДЛЯ 1 КЛАССА)
Срок реализации: 1 год
Возраст: 7-8 лет
Составила: учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 31
г. Якутск
Шматкова Т.Я.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная модифицированная образовательная программа составлена на основе программы «Земля - наш дом», автор А.А. Плешаков. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
- Цель и задачи кружка «Окно в науку»
- Особенности программы.
Представленная целостная программа разработана для учащихся 1 класса начальной школы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 мин.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций:
- ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой,
- ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека,
- ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
- индивидуальная,
- групповая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются
-
ролевые, дидактические, имитационные игры,
-
творческие задания,
-
опыты и практические работы,
-
создание экологических проектов,
-
изготовление поделок из природных материалов,
-
экскурсии и прогулки в природу,
-
моделирование,
-
театрализованные представления,
-
экологические акции,
-
знакомство с определителями,
-
гербаризация,
-
составление памяток.
Контрольная диагностика:
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка.
-
Текущий осуществляется посредством наблюдения за работой ребенка в процессе деятельности;
-
Промежуточный: конкурсы, викторины и т.д.
-
Итоговый: защита творческих работ и ппроектов.
Результативность.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
-
Ожидаемый результат.
Программа кружка «Окно в науку» способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных, Процесс формирования универсальных учебных действий рассматривается как средство развития, обеспечение преемственности ступеней обучения, как показатель степени общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося.
-
Познавательные результаты:
Общеучебные:
- умение осуществлять поиск…
- умение обобщать и конкретизировать
- умение анализировать и синтезировать, опровергать
- умение классифицировать и систематизировать
Логические:
-устанавливать причинно-следственные связи,
-делать обобщения, выводы.
Постановка и решение проблемы:
- умение формулировать проблему
- умение самостоятельно решать проблемы
2. Личностные результаты:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
3. Коммуникативные результаты:
- умение планировать сотрудничество с учителем, со сверстниками
-соблюдая правила речевого поведения
- постановка вопросов
- разрешение споров, конфликтов
- умение управлять поведением партнёра: контроль, коррекция, оценки его деятельности
-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
3. Регулятивные результаты:
- умение ставить учебную цель
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения
- вносить изменения в процесс конкретного учения
- сопоставлять цель и результат, оценивать себя
- умение мобилизовать силы для преодоления препятствий
-
Тематическое планирование.
-
№
Название темы
Количество часов
Формы проведения
Теория
Практика
Всего
1.
Введение.
2
4
6
Беседа, экскурсия
2.
«Золотая осень»
2
7
9
Беседа, наблюдение, экскурсия, защита работ
3.
Гербарии
2
4
6
Практикум, творческая работа
4.
Итог темы «Золотая осень»
6
6
Игра, конкурсы, выставка
5.
«Белоснежная зима»
2
10
12
Наблюдение, беседа, экскурсия, защита работ
6.
Итог темы «Белоснежная зима»
4
4
Выставка работ.
7.
«Красавица весна»
4
6
10
Наблюдение, беседа, экскурсия, защита работ, слушание музыки.
8.
Итог темы «Красавица весна»
8
8
Творческая работа
9.
«Солнечное лето»
2
6
8
Экскурсия, практикум, эксперимент
10.
Итог темы «Солнечное лето»
1
1
Игра
11.
Итог года
4
4
Наблюдение, сбор информации, оформление документов
12.
Всего
14
60
74
-
Используемая литература.
-
Для педагога:
1. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание" Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
2. Королева А.В. "Естествознание для малышей" журнал "Начальная школа" 1998г. №10
3. Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
4. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми"
5. Николаева С.Н. методика экологического воспитания в школе
6. Ростов н/Д:ТИ "Учитель", 2002.
7. Рыжова Н.А "Не просто сказки"(экологические рассказы, сказки, праздники)
8. Рыжова Н.А "Наш дом - природа"Журнал "Начальная школа" 1998г. №10
9. festival.1september.ru/articles/530377/
-
Для обучающихся:
1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов" Животные.-М.:ЗАО "Росмэн", 2006.
2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.
3. Все обо всем. Насекомые и пауки. - М.:ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2001.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ", 1995.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ", 1999