Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Окно в науку (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Средняя образовательная школа № 31

(с углубленным изучением отдельных предметов)

г. Якутск















ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖКА «ОКНО В НАУКУ»

(ДЛЯ 1 КЛАССА)









Срок реализации: 1 год

Возраст: 7-8 лет

Составила: учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 31

г. Якутск

Шматкова Т.Я.

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная модифицированная образовательная программа составлена на основе программы «Земля - наш дом», автор А.А. Плешаков. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

  1. Цель и задачи кружка «Окно в науку»
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. 6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
  1. Особенности программы.
Программа разработана на основе авторской программы А.А.Плешаков «Земля наш дом». Программа кружка «Окно в науку», имеет экологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся 1 класса начальной школы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 мин.

Основные принципы содержания программы:

• принцип единства сознания и деятельности;

• принцип наглядности;

• принцип личностной ориентации;

• принцип системности и целостности;

• принцип экологического гуманизма;

• принцип краеведческий;

• принцип практической направленности. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций:

  • ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой,
  • ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека,
  • ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны:
  • индивидуальная,
  • групповая.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются

  • ролевые, дидактические, имитационные игры,

  • творческие задания,

  • опыты и практические работы,

  • создание экологических проектов,

  • изготовление поделок из природных материалов,

  • экскурсии и прогулки в природу,

  • моделирование,

  • театрализованные представления,

  • экологические акции,

  • знакомство с определителями,

  • гербаризация,

  • составление памяток.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Контрольная диагностика:

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка.

  • Текущий осуществляется посредством наблюдения за работой ребенка в процессе деятельности;

  • Промежуточный: конкурсы, викторины и т.д.

  • Итоговый: защита творческих работ и ппроектов.

Результативность.

Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

  1. Ожидаемый результат.

Программа кружка «Окно в науку» способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных, Процесс формирования универсальных учебных действий рассматривается как средство развития, обеспечение преемственности ступеней обучения, как показатель степени общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося.

  1. Познавательные результаты:

Общеучебные:

- умение осуществлять поиск…

- умение обобщать и конкретизировать

- умение анализировать и синтезировать, опровергать

- умение классифицировать и систематизировать

Логические:

-устанавливать причинно-следственные связи,

-делать обобщения, выводы.

Постановка и решение проблемы:

- умение формулировать проблему

- умение самостоятельно решать проблемы

2. Личностные результаты:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

3. Коммуникативные результаты:

- умение планировать сотрудничество с учителем, со сверстниками

-соблюдая правила речевого поведения

- постановка вопросов

- разрешение споров, конфликтов

- умение управлять поведением партнёра: контроль, коррекция, оценки его деятельности

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

3. Регулятивные результаты:

- умение ставить учебную цель

- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения

- вносить изменения в процесс конкретного учения

- сопоставлять цель и результат, оценивать себя

- умение мобилизовать силы для преодоления препятствий


  1. Тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

Формы проведения

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

2

4

6

Беседа, экскурсия

2.

«Золотая осень»

2

7

9

Беседа, наблюдение, экскурсия, защита работ

3.

Гербарии

2

4

6

Практикум, творческая работа

4.

Итог темы «Золотая осень»


6

6

Игра, конкурсы, выставка

5.

«Белоснежная зима»

2

10

12

Наблюдение, беседа, экскурсия, защита работ

6.

Итог темы «Белоснежная зима»


4

4

Выставка работ.

7.

«Красавица весна»

4

6

10

Наблюдение, беседа, экскурсия, защита работ, слушание музыки.

8.

Итог темы «Красавица весна»


8

8

Творческая работа

9.

«Солнечное лето»

2

6

8

Экскурсия, практикум, эксперимент

10.

Итог темы «Солнечное лето»


1

1

Игра

11.

Итог года


4

4

Наблюдение, сбор информации, оформление документов

12.

Всего

14

60

74



  1. Используемая литература.

  • Для педагога:

1. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание" Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

2. Королева А.В. "Естествознание для малышей" журнал "Начальная школа" 1998г. №10

3. Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

4. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми"

5. Николаева С.Н. методика экологического воспитания в школе

6. Ростов н/Д:ТИ "Учитель", 2002.

7. Рыжова Н.А "Не просто сказки"(экологические рассказы, сказки, праздники)

8. Рыжова Н.А "Наш дом - природа"Журнал "Начальная школа" 1998г. №10

9. festival.1september.ru/articles/530377/


  • Для обучающихся:

1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов" Животные.-М.:ЗАО "Росмэн", 2006.

2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2007.

3. Все обо всем. Насекомые и пауки. - М.:ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2001.

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ", 1995.

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ", 1999

© 2010-2022