• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Программа интегрированного курса технологии образования «Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы

Программа интегрированного курса технологии образования «Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области".


Рассмотрено на заседании кафедры

_________________________

Протокол №_____от_________

Руководитель кафедры _________/_____________/

Согласовано

Зам. директора по УВР

____________/О.Н. Кукушкина/

«____ »___________20__год

Утверждаю

директор МБОУ «Лицей №1»

_______/Ю.С. Кудрявцев/

Приказ № ___ от_________

Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы"

2012 год

Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы"

Могунова Елена Владимировна, учитель основ педагогики,

методики воспитательной работы. I. Нормативные документы, являющиеся основанием для содержания деятельности педагогического класса. 1. Приказ МО РСФСР № 335 от 20.09.1989 "Об утверждении типового положения о педагогическом классе средней школы" 2. Приказ 106'327 Департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области от 06.02.1998 г. "Об утверждении Положения о педагогическом классе утверждения образования". 3. Договор о постоянно действующем семинаре для руководителей и учителей педагогических классов комплекса "Педкласс - университет" на 2012-2013 учебный год от 10 сентября 2012 г. 4. Примерный учебный план средних общеобразовательных школ Костромской области (допрофессиональное образование) от 26.02.1999 г. II. Положение о педагогических классах (группах) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 1 городского округа город Волгореченск Костромской области». 1. Педагогические классы (группы) создаются для целенаправленной профессионально-педагогической ориентации старшеклассников, формирования у них устойчивого интереса основ знаний, умений и навыков в педагогической деятельности, до вузовской предпрофессиональной подготовки. 2. Педагогические классы (группы) комплектуются из выпускников девятых классов школ города, которые проявили интерес к профессии учителя, обладающих организаторскими способностями и коммуникабельностью, достаточным уровнем учебной подготовки. 3. Зачисление в педагогический класс (группу) оформляется приказом директора лицея на основании заявлений родителей учащихся и решения педагогического совета по итогам комплектования. 4. Педагогический класс (группа) имеет профиль, нацеленный на конкретную подготовку по специальности - вожатый (организатор детского коллектива); количество учащихся: 10-25 человек, исходя из потребности прохождения педагогической практики класс делится на подгруппы. 5. Обучение в педагогических классах (группах) осуществляется в течение 2-х лет (10 и 11 классы) по учебному плану и программе, разработанной образовательным учреждением (лицеем) и согласованной с Департаментом образования и КГПУ имени Н.А.Некрасова. 6. Летняя учебно-производственная практика проводится на базе городских и пришкольных лагерей. Учащиеся проходят практику в качестве отрядных вожатых, руководителей кружков. 7. Учащимся педагогических классов (групп), успешно выполнившим учебную программу и сдавшим выпускные экзамены по курсу "Технология образования", выдается свидетельство об окончании педагогического класса (группы) с перечнем оценок по изучавшимся дисциплинам и присваивается квалификация "Вожатый" (Организатор детского коллектива).

ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОАННОГО КУРСА ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
"ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ"

РАЗДЕЛ I ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Цель программы: создание организационных и методических условий для формирования единой активной образовательной среды, обеспечивающей довузовское педагогическое образование и личностное Принципы построения программы:
  • интегративность; программа содержательна и технологически объединяет и согласует все предметы, спецкурсы, индивидуальные программы по данному профилю;
  • непрерывность; ориентация на педагогическую профессию начинается с 8 класса и, усложняясь, преобразуется в профильный класс со старшего звена; влияние учащихся педкласса (группы) распространяется на всю школу через участие их в организации внеурочной и внеклассной деятельности.
  • развитие; программа рассчитана не только на овладевание знаний, умений и навыков на создание условий для личностного самовыражения.
  • активность; программа не только учитывает объективные условия, но и формирует вокруг себя образовательную среду.

РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА (группы) 1. Педагогические классы (группы) организуются в старшем звене на основе предпрофильной подготовки учащихся в 8-9 классе. 2. Деятельность педагогических классов (групп) будет возможной благодаря творческому сотрудничеству с факультетом довузовской подготовки КГУ имени Н.А.Некрасова с органами образования города и области. 3. Педагогический коллектив лицея принимает на себя обучающую и ориентирующую функции, а университет выступает в роли научно-методического центра. 4. Деятельность и место педагогического класса (группы) в лицее определяется "Положением о педагогическом классе" и "Договором о постоянно действующем семинаре для руководителей и учителей педагогических классов комплекса "Педкласс- университет".
РАЗДЕЛ III НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ (групп). Цель: разработка учебно-методического комплекса для психолого-педагогической подготовке учащихся педагогических классов (групп) (на основе авторской программы доцента КРУ В.М. Басовой интегрированного курса "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы"). В ходе реализации цели содержание интегрированного курса "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы" учебные планы и программы должны реализовать единую цель - "введение в мир учительской профессии". Содержание курса должно учитывать возможности возраста, особенности классно-урочной системы обучения для того, чтобы:
  • сформировать у старшеклассников объективное представление о сложности
    профессии учителя;
  • помочь разобраться в себе, развивать коммуникативные способности,
    терпимость, самостоятельность суждений и действий, готовность к
    самообразованию;
  • приобрести первоначальный опыт работы с детьми и сохранить интерес к
    овладеванию профессиональными секретами.

РАЗДЕЛ IV УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММЫ Учебный план и программы рассчитаны на 2-летнее обучение (10-11 класс) и допрофессиональную подготовку в 8-9 классах.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель: ввести в мир педагогической профессии. Задачи:
  1. Дать учащимся представление о значении, характере и специфических
    особенностях педагогической профессии.
  2. На примере жизни и деятельности лучших педагогов прошлого и
    современности воспитать у старшеклассников устойчивый интерес к
    профессии учителя.
  3. Сообщить учащимся первоначальные сведения из области педагогики,
    психологии, методики воспитательной работы.
  4. Формируя педагогические умения и навыки, создать условия для проверки
    своей готовности к педагогической деятельности.
Содержание курса делится на два блока - теоретический и практический. Теоретический блок - закладывается основа для формирования в будущем профессионального педагогического мышления. Практический блок - формирование простейших педагогических умений, умение критически мыслить, находить оригинальные способы разрешения педагогических ситуаций, готовить к адаптации в ВУЗе. Преподавание курса предлагает различные методы обучения лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, практикумы, экскурсии. Продуктивным методом обучения является игра, как источник формирования профессионального сознания, специфических умений и навыков, познавательной активности старшеклассников. Примерный учебный план. Технология образования 10 класс. (3 ч.)

Основы педагогики (1 час)

Основы психологии (1 час).
Методика воспитательной работы и педагогическая практика (1 час).

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель: остается прежней - ввести в мир педагогической профессии. Задачи:

  1. Развитие и углубление первоначальных знаний учащихся в области
    педагогики, психологии, методики воспитательной работы.
  2. Дальнейшее развитие педагогических умений, формирование элементарных
    навыков.
  3. Вооружение старшеклассниками специфическими знаниями, умениями и
    навыками, способствующим развитию навыков самостоятельной работы.
Решение поставленных задач предусматривает теоретическую и практическую подготовку, различные формы самостоятельной работы. Завершается изучение курса квалифицированным экзаменом, последующей выдачей свидетельства с присвоением специальности "Организатор детского коллектива". Примерный учебный план. Технология образования 11 класс (3ч). Основы педагогики (1 час). Основы психологии (1 час). Методика воспитательной работы и педагогическая практика (1 час).
РАЗДЕЛ V РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ (групп)
  • Консультация родителей психологами о готовности учащихся к овладеванию навыками педагогической профессии.
  • Информация об университете, факультетах, правила приема, о специфике, педагогического труда. Советы для родителей. "Экзамен в педагогическом классе".

РАЗДЕЛ VI МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА(группы) Комплексная задача: формирование заинтересованного и осознанного отношения к профессии педагога.

Эмоционально-волевая сторона:

  • чувство любви к детям;

  • чувство сопереживания, сочувствия к людям, попавшим в беду;

  • потребность в общении, взаимодействие с другими людьми;

  • стремление заботиться о людях, помогать им;

  • постоянное стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, самоанализу;

  • чувство такта;

  • потребность читать психолого-педагогическую литературу;

  • чувство ответственности за дело.

Познавательно-мировоззренческая сторона:
  • представление о личности человека, знание общих свойств и законов протекания основных психических процессов;
  • владение основными характеристиками возрастных этапов развития - человека;
  • знание правил и приемов организации коллективной деятельности;
  • владение "арсеналом форм и приемов" практической деятельности, навыками оформительского мастерства;
  • представление о педагогических воззрениях великих педагогов истории;
  • знание сильных и слабых сторон собственной личности.
Действенно-практическая сторона:
  • способность чувствовать эмоциональное состояние человека и влиять на него:
  • умение действовать в соответствии со складывающейся ситуацией, входить в нее;
  • умение быть на "виду", работать в кругу, на сцене, перед группой;
  • умение выбрать игру, организовать ее и играть самому, составить сценарий вечера (праздника) и провести его;
  • умение строить процесс коллективной деятельности и включиться в него;
  • способность к самоанализу, рефлексам своей деятельности;
  • владение приемами художественно-оформительской деятельности.


РАЗДЕЛ VII РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ (групп), ИЗУЧАЮЩИХ ПРЕДМЕТ "ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" Государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов (групп) общеобразовательных школ (учебно-производственных комбинатов) независимо от форм получения образования после освоения программ является обязательной. Данное положение распространяется на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы из области знаний "Технология". Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений проводится в виде письменных и устных экзаменов, творческих проектов, исследовательских работ. Форму и сроки проведения письменного экзамена устанавливает образовательное учреждение. Основной целью экзамена по предмету "Технология образования" является комплексная оценка уровня знаний учащихся с учетом целей обучения, вида дополнительной образовательной программы, установленных требований к содержанию программ обучения. Итоговая государственная аттестация учащихся педагогических классов может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний в зависимости цели учебных планов и программ. Возможны следующие виды аттестационных испытаний:
  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программам обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной работы) или проекта.
Итоговый экзамен по отдельной дисциплине должен определять уровень усвоения учащимися учебного и практического материала (углубленное изучение актуальных проблем, приобретение основ профессиональных навыков, формирование основ деловой квалификации) и охватывать все содержание данной дисциплины, установленное соответствующей образовательной программой. Итоговый междисциплинарный экзамен по программе наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин должен устанавливать также соответствие уровня знаний учащихся к конкретным программным требованиям. Работа над рефератом, проектом должна предусматривать углубленное изучение дисциплин, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с литературой, нормативными актами, положениями, методиками. Тематика рефератов, проектов определяется образовательным учреждением. Учащимся предоставляется право выбора темы реферата, проекта. Подготовленный учащимся реферат, проект подлежит рецензированию. Аттестационные работы призваны способствовать систематизации и закреплению знаний учащихся по выбранным образовательным программам, умению анализировать и находить решение конкретных задач, формированию у учащихся творческого подхода к рассмотрению педагогических и социальных проблем. Тематика аттестационных работ определяется образовательным учреждением. Учащимся предоставляется право выбора темы аттестационной работы или он может предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки. Тематика аттестационных работ может быть сформулирована учителем образовательного учреждения. При подготовке аттестационной работы рекомендуется каждому учащемуся назначить руководителя и консультантов. Аттестационные работы подлежат рецензированию и защищаются перед экзаменационной комиссией. Качество выполнения аттестационной работы и результаты ее защиты являются одним из главных показателей эффективности обучения учащихся. Аттестационные работы, направленные на методическую разработку и реализацию конкретного мероприятия, по развитию и совершенствованию учебной и внеурочной деятельности, могут быть рекомендованы для практического внедрения в образовательный процесс или внеклассную деятельность. Объем времени и вид (виды) аттестационных испытаний, входящие в итоговую государственную аттестацию учащихся, устанавливаются учебными планами, программами, а также государственными требованиями к минимуму содержания обучения и уровню требований к специалистам. Аттестационные испытания, включенные в государственную итоговую аттестацию. не могут быть заменены оценкой уровня знаний на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Программы итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых междисциплинарных экзаменов, требования к рефератам и аттестационным работам, а также критерии оценки знаний учащихся на аттестационных испытаниях утверждаются руководителем образовательного учреждения с участием председателя экзаменационной комиссии.
РАЗДЕЛ VIII МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ Цель: отслеживание хода выполнения программы, анализ полученных результатов и коррекция деятельности. Критерии отслеживания результатов:
  • обученность по предмету;
  • число поступивших в ВУЗ по данному профилю.
Формирование активной среды:
  • интерес к изучаемым предметам;
  • мотивация к получению педагогической профессии;
  • комфортность обучения.
Личностное развитие:
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • познавательной активности и организаторских способностей учащихся педагогического класса.












Программа по основам педагогики и психологии, методике воспитательной работы и педагогической практике

для учащихся 10-11 педагогического класса
Данная программа составлена на основе " Примерной программы по педагогике и психологии для учащихся 10-11 педагогического класса". Составитель программы к.п.н. КГУ им. Н.А.Некрасова Тимонина Л.И.

Пояснительная записка Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни. Основной целью педагогического класса является актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, т.е. своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и преимуществах (самопознание), о профессии, в том числе требованиях, которые она предъявляет к человеку и их соотнесение в процессе профессиональных проб. Знания о профессии педагога, и что не менее важно отношение к ней, у учащихся формируются в процессе изучения курса "Введение в педагогическую профессию", где они знакомятся с основами педагогической деятельности, жизнью и деятельностью выдающихся педагогов. При этом ребята видят, что самый большой вклад учителя - это его собственная жизнь, его дело, а главным делом для большинства из педагогов было служение Отечеству. Знания о себе учащиеся педагогического класса получают на занятиях по психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно проводится работа, направленная на самопознание. Использование тестов, опросных методик позволяет ребятам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых психологических качеств. На занятиях по психологии рассматриваются требования, которые профессия учителя предъявляет к человеку осваивающему ее. Так изучая тему "Способности" ребята обсуждают вопрос о специальных способностях необходимых для профессии педагога. Темы, посвященные познавательным способностям, особенностям темперамента, характера дают не только теоретический материал, но и позволяют глубже познать себя, сопоставить требования профессии со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальная работа с учащимися позволяет намечать пути роста и развития личности, в том числе профессионального. Большую роль играют практикумы, где учащиеся получают базовые сведения о профессиональной деятельности, где моделируются элементы деятельности, отрабатываются конкретные умения, определяется готовность к выполнению проб. Игровой практикум, оформительство, практикум по методике воспитательной работы дают учащимся теоретические знания и конкретные умения, которые они могут применить в ходе проб. Профессиональные пробы - это профиспытания, моделирующие элементы педагогической деятельности и способствующие сознательному, обоснованному выбору профессии. В процессе проб у учащихся актуализируются полученные знания и представления о профессии, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как субъекте педагогической деятельности. Обязательной частью подготовки является педагогическая практика в лагерях с дневным пребыванием. ЦЕЛЬ: ввести старшеклассников в мир учительской профессии, способствовать самоопределению, помочь осознать соответствие профессионального выбора личным особенностям ЗАДАЧИ: 1) Дать учащимся представление о значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии;

  1. На основе знакомства с историей российской педагогики, лучшими русскими педагогами развивать у старшеклассников интерес к профессии учителя, уважение к учителю состоящему на службе Отечеству;
  2. Развивать представления о собственном "Я"; обучать элементам практической педагогики и психологии;
  3. Создавать условия для формирования представления о себе как будущем профессионале.
Данная программа является профориентационным курсом и рассчитана на 2 года обучения. Программа предназначена для школьников 10 - 11 класса и построена с учетом возрастных и психологических особенностей данного возраста. Основными принципами обучения по данной программе можно считать следующие:
  • гуманистическая ориентация программы (учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, создание условий для максимального раскрытия возможностей, способностей ребенка, диологизация процесса обучения)
  • общественная направленность обучения (программа рассчитана на подготовку старшеклассников к жизни в обществе)
  • творческий характер деятельности
  • систематичность и последовательность обучения
  • сотрудничество в процессе обучения
Основной организационной формой обучения является урок, на котором происходит объяснение нового материала, осмысление и закрепление, выполняются практические задания учащимися. Занятия проводятся 3 часа в неделю, включают в себя изучение теоретических вопросов и практическую деятельность старшеклассников. На занятиях используются фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы работы, коллективная деятельность учащихся. Курс педагогики и психологии предусматривает самостоятельную работу школьников: написание докладов рефератов, творческих работ, выполнение самостоятельных практических, исследовательских работ по психологии. Практикум по методике воспитательной работы предусматривает занятия, где ребята могут получить практические умения в оформительстве, игровой деятельности. Большое место отводится профессиональным пробам: во внеурочное время ребята участвуют в организации и проведении различных школьных дел. Для наиболее успешного усвоения школьниками программы используются следующие методы образовательной деятельности:
  • объяснительно - иллюстративные методы
  • интерактивные методы
  • методы проблемного обучения
  • метод проектов
  • игровые методы
Обучение в педагогическом классе предусматривает проведение профессиональных проб в течение учебного года (проведение дел, уроков в начальной школе), летней педагогической практики после окончания 10 класса в пришкольном лагере. В ходе изучения курса контролируется усвоение школьниками основных научных понятий: таких как человек, личность, индивид, индивидуальность, обучение, воспитание, развитие, социализация, познание, деятельность, сознание, способности, самосознание, самореализация и т.д. Кроме того, контролируется участие старшеклассников в профессиональных пробах, практике. Результатом обучения в педагогическом классе можно считать осознанный выбор профессионального учебного заведения, профессии.

Тематическое планирование курса «Основы психологии» 10 класс. Программа рассчитана на 33 учебных часа и составляет единый комплекс предмета «Основы педагогики, психологии, методики воспитательной работы и педагогической практики».

Составлено на основе программы для школьников 10 классов "Психология" Р.С.Немова, рекомендованной Главным управлением развития общего и среднего образования Министерства образования РФ (1995 год).

Цель: познакомить школьников с основными понятиями общей психологии, дать представление о предмете психологии и о методах психологической науки, предоставить возможность практически изучить свойства человеческой психики, помочь лучше понять самих себя и других людей, научить конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Программа включает в себя блоки:

 Теоретические основы предмета "Психология".

 Психологическое тестирование.

 Практические упражнения.

 Психологические семинары.

 Контроль полученных знаний.
№ Тема урока Форма урока Элементы содержания Контроль Дата проведения 1. Предмет психологии. Лекция Психология как наука. История возникновения. Тест "Какой вы психолог?"
2. Познавательные процессы. Внимание. Лекция. Практические упражнения. Понятие "познавательный процесс". Виды внимания. Тест "Моё внимание"
3. Память. Виды памяти. Лекция. Практические упражнения. Виды памяти. Практическая работа
4. Мышление. Лекция. Практические упражнения. Приёмы развития логического мышления Подготовка к семинару.
5. Семинар по теме "Внимание. Память. Мышление". Семинар. Создание "Дерево личности".

6. Личность. Становление личности. Лекция. Пути формирования личности. Тест "Мои ценности"
7. Психоаналитическая теория личности по З.Фрейду. Лекция. Практические упражнения. Основные положения психоанализа.

8. Теория личности А.Адлера. Лекция. Компоненты концепции А.Адлера Практические упражнения
9. Бихевиоризм. Лекция. Основные положения теории бихевиоризма. Таблица "Изменение собственного поведения".
10. Гуманистическая теория личности А.Маслоу. Лекция. Практические упражнения. Концепция становления личности и иерархии потребностей. Подготовка к семинару.
11. Урок-обобщение по теме "Личность". Семинар Закрепление и применение полученных знаний.

12. Темперамент. Лекция. Психодинамические особенности личности. Типы нервной системы. Тест Айзенка.
13. Характер. Лекция. Особенности характера.

14. Самосознание. Лекция. Структура и функции самосознания. Тест "Самооценка"
15. Самоотношение. Лекция. Практические упражнения. Значение самоуважения, чувства собственного достоинства. Пути избавления от неуверенности в себе.

16. Семинар по теме "Я - концепция". Семинар. Обобщение и закрепление пройденного.

17. Эмоции и чувства. Лекция. Практические упражнения. Важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека. Проигрывание ситуаций.
18. Любовь. Лекция. Практические упражнения. Виды любви. уникальность переживания чувства любви

19. Экология любви. Лекция. Практические упражнения. Ответственность к чувствам других людей. Составление таблицы.
20. Дружба. Лекция. Феномен дружбы. навыки конструктивного поведения в дружбе. Тест "Настоящий друг"
21. Стресс. Лекция. Влияние стресса на организм и психику человека.

22 Поведение в стрессовых ситуациях. Практические упражнения. Пути поведения в стрессовых ситуациях. Составление памятки "Как выйти из стресса"
23 Саморегуляция. Урок-практикум Методы саморегуляции эмоционального состояния.

24. Профилактика аддиктивного поведения. Лекция. Стадии формирования зависимого поведения. Составление таблицы.
25. Позитивное мышление. Лекция. Важность позитивного мышления. Тест "Умеете ли вы быть счастливым?"
26. Обобщение по теме "Стресс". Практические упражнения.

Обобщить и закрепить полученные знания.

27. Психологические особенности развития ребёнка. Лекция. Представление о возрастной психологии. Особенности раннего возраста, дошкольного и младшего школьного возраста. Таблица "Принципы позитивного воспитания"
28 Подростковый возраст. Лекция. Практические упражнения. Особенности подросткового возраста. Таблица "Поведенческие характерологические реакции".
29. Юность. Лекция. Особенности юношеского возраста.

30. Обобщающий урок. Урок-практикум. Обобщить и закрепить полученные знания.

31. 32. 33 Резервные уроки.








Тематическое планирование курса «Основы психологии» 11 класс.

Составлено на основе программы для школьников 10 классов "Психология" Р.С.Немова, рекомендованной Главным управлением развития общего и среднего образования Министерства образования РФ (1995 год).

Цель: познакомить школьников с основными понятиями общей психологии, дать представление о предмете психологии и о методах психологической науки, предоставить возможность практически изучить свойства человеческой психики, помочь лучше понять самих себя и других людей, научить конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Программа включает в себя блоки:

 Теоретические основы предмета "Психология".

 Психологическое тестирование.

 Практические упражнения.  Психологические семинары.

 Контроль полученных знаний. Программа рассчитана на 33 учебных часа и составляет единый комплекс предмета «Основы педагогики, психологии, методики воспитательной работы и педагогической практики».
№ Тема урока Форма урока Элементы содержания Контроль Дата проведения 1. Общение. Структура и средства общения Беседа. Знакомство с содержанием курса "Психология общения"

2. Невербальные средства общения. Лекция. Приёмы невербальной коммуникации. Тест "Понимаете ли вы язык мимики и жестов?"
3 Речевые средства общения. Практикум. Значение интонации в общении.

4. Позиции в общении. Лекция. Теория Э.Бернса. Составить схему позиций Томаса А.Харриса
5. Стили общения. Урок-диспут Обсуждение темы "Нужен ли сегодня этикет?" Сообщения по теме "Правила современного этикета".
6. Манипулирование Дискуссия Основные приёмы манипуляции Тест "Манипулятор"
7. Контрольная работа Проверка знаний. Закрепление пройденного. Тестовые задания.
8. Механизмы межличностного восприятия. Проблемный урок. Феномены межличностного общения.

9. Психологические защиты Проблемный урок Представление о механизмах психологических защит.

10 Барьеры общения. Конфликт. Дискуссия. Навыки преодоления барьеров общения.

11 Конструктивное общение. Лекция Приёмы управления эмоциями.

12 Активное и пассивное слушание. Проблемный урок. Виды слушания. Техники активного слушания. Тест "Умеете ли вы слушать?"
13 Приёмы расположения к себе. Самопрзентация. Урок практикум. Приёмы расположения к себе собеседника. "Самопрозентация"
14 Контрольная работа Контроль знаний Закрепление пройденного материала.

15 Конфликт. Стили разрешения конфликтов. Лекция. Понятие "конфликт". Стили разрешения конфликтов. Тестовые задания.
16. Управление конфликтом. Урок игра Методы управления конфликтом. Игра "Разногласие"
17. Психологические аспекты семейных отношений. Диспут. Методы разрешения семейных конфликтов.

18 Функции семьи. Стили семейного воспитания. Лекция. Гармоничное и негармоничное воспитание.

19 Коллектив и личность. Лекция. Этапы формирования коллектива. Тест.
20 Лидерство. Урок практикум Типы лидерства. Тест.
21 22 Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Лекция. Урок практикум "Групповые нормы". Конформизм. Тест "Поддаётесь ли вы чужому влиянию?"

23 Развитие навыков уверенного отказа. Урок практикум Формирование навыков уверенного отказа.

24 Контрольная работа. Контроль знаний Закрепление пройденного материала.

25 Деловая беседа. Деловая игра Условия и приёмы ведения деловой беседы.

26 Психологические особенности публичного выступления Лекция. Компоненты публичного выступления. Публичное выступление на педагогическую тему.
27 Экзамен. Психологические аспекты Аутотренинг. Навыки преодоления тревоги и волнения на экзамене.

28 Профессиональное самоопределение. Урок игра Готовность к самоопределению. Тест "Кто есть кто".
29 Проектирование профессионального жизненного пути. Проблемный урок. Основы стратегии выбора профессии. Тест Голланда
30 Повторительно-обобщающий урок



31 Уроки подготовки к экзаменам.



32



33




Тематическое планирование курса «Основы педагогики» 10 класс. Литература.

  1. А.Н.Джуринский. «История образования и педагогической мысли». Москва. 2005 год. Учебник для педагогических вузов и колледжей.
  2. П.И. Педкасистый. Педагогика. Москва. 2005 год. Учебник для педагогических учебных заведений.


№ Тема урока Форма урока Элементы содержания Контроль Дата проведения 1 Педагогика как наука о воспитании Лекция Понятия - педагогика, воспитание, обучение

2 Выдающиеся педагоги прошлого Беседа Развитие педагогики как науки

3 Я.А.Каменский - основатель педагогики Лекция Педагогическая система Каменского сообщения
4 История воспитания и образования в первобытном обществе. Проблемный урок Воспитание и образование в первобытном обществе. доклады
5 История воспитания и образования в рабовладельческом обществе Проблемный урок Воспитание и образование в рабовладельческом обществе

доклады
6 История воспитания и образования в феодальном обществе Проблемный урок Воспитание и образование в феодальном обществе

доклады
7 Школа и педагогика эпохи Возрождения Проблемный урок Педагогика эпохи Возрождения

доклады
8 Развитие педагогической мысли в Новое время Проблемный урок Педагогическая мысль в Новое время

доклады
9 Развитие педагогической мысли в России. Лекция. Педагогическая мысли в России.

доклады
10 Контрольная работа



11 Отрасли педагогической науки Лекция.


12 Связь педагогики с другими науками Лекция. Связь педагогики с другими науками.

13 Закономерности педагогического процесса Лекция Педагогический процесс.

14 Педагогическое исследование и его методы. Проблемный урок Педагогические методы.

15 Связь педагогической теории с практикой учебно-воспитательной работы. Лекция


16 Изменение ребёнка в процессе развития Лекция Физиологическое и физическое развитие ребёнка.

17 Взаимосвязь воспитания и развития Лекция Факторы развития человека.

28 Индивидуальное и общее развитие ребёнка Лекция Возрастные периоды.

19 Зачёт по теме



20 Человек как предмет воспитания Лекция Всестороннее развитие личности Творческая работа
21 Система целей воспитания Практикум
Тест
22 Цели воспитания Практикум Цели воспитания

23 Сущность воспитания Практикум Сущность воспитания

24 Средства воспитания Проблемный урок Средства воспитания

25 Основы педагогической деятельности Лекция Педагогический процесс, его структура, функции.

26 Педагогическое взаимодействие Проблемный урок Системный подход.

27 Педагогическое общение Практикум Методы общения.

28 Профессиональная педагогическая позиция Лекция


29 Основные категории педагогики Лекция


30 Повторительно-обобщающий урок



31 Резервные уроки



32



33




Тематическое планирование курса «Основы педагогики» 11 класс.
№ Тема урока Кол-во часов Форма урока Элементы содержания Контроль Дата проведения 1 Основы выбора профессии 1 Диспут Профессия - учитель

2 Нормативно правовая база 5 Лекция. Практикум. 1."Закон об образовании" 2.Конвенция прав ребёнка. 3.Статьи Конституции об образовании. 4.Изучение Устава МБОУ "Лицей №1". Тест по теме
3 Учитель как герой нашего времени 2 Практикум Рабочий день учителя. День дублёра
4 Педагогический процесс

4 Лекция.

Практикум 1.Содержание и функции обучения. 2.принципы обучения. 3.Методы и приёмы обучения. Творческая работа
5 Методы осуществления педагогического процесса.

6 Лекция.

Практикум 1.Классификация методов обучения 2.Словесные методы обучения. 3.Наглядные методы обучения. 4.Практические методы обучения. 5.Проблемные методы обучения Контрольная работа - исследование.
6 Учение как средство воспитания.

7 Лекция.

Практикум 1.Этапы учения 2.Виды учения 3.Условия эффективности учения. 4."Поощрение и наказание как средство воспитания". Семинар по теме.
7 Формы и принципы организации учебного процесса.

5 Лекция.

Практикум

Проблемный урок. 1.Классификация форм педагогического процесса 2.Урок как основная форма учебного процесса. 3. Семинар " Формы и принципы организации учебного процесса". Семинар Контрольное тестирование.
8 Пути получения профессионального образования. Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, педагогические колледжи
Экскурсия. День открытых дверей.

9 Повторительно-обобщающий урок 1



10 Выпускные проекты





Тематическое планирование курса «Основы методики воспитательной работы, педагогической практики» 10 класс. Программа по курсу «Основы методики воспитательной работы, педагогической практики» 10 класс состоит из двух видов деятельности: теоретической и практической. Теоретический вид деятельности - изучение основ методики воспитательной работы. Практический вид деятельности - прохождение педагогической практик, отработка теоретических навыков. Оба вида деятельности взаимосвязаны друг с другом.

№ Тема урока Форма урока Элементы содержания Контроль Дата проведения 1 Вводный урок
Введение в предмет.

2 Профессия вожатый Лекция. Квалификационная характеристика профессии.

3 Искусство воспитания. Лекция Определение понятия воспитание.

4 Игра как средство воспитания.

Практикум Воспитание детей в игре.

5 Игры и игрушки - одно из средств развития, воспитания и обучения младших школьников

Практикум Игры и игрушки.

6 Значение игры. Проблемный урок


7 Виды игр и их классификация.

Практикум


8 Воспитание детей в игре.

Практикум


9 Сюжетно-ролевые игры

Практикум Методика проведения сюжетно-ролевых игр. Разработка и проведение игры
10 Игры с готовым содержанием

Практикум

Методика проведения игры с готовым содержанием. Разработка и проведение игры
11 Спортивные игры.

Практикум

Методика проведения спортивные игры.

Разработка и проведение игры
12 Интеллектуальные игры

Практикум

Методика проведения интеллектуальных игр.

Разработка и проведение игры
13 Организация проведения праздников, конкурсов.

Практикум

Методика организация проведения праздников, конкурсов.

14 Развивающее значение игры.

Лекция

Практикум


15 Методика подготовки и проведения дел для учащихся начальной школы (основные формы работы, подготовка и проведение дел с учетом возрастных особенностей детей)

Практикум Формы работы с младшими школьниками Разработка и проведение игры
16 Особенности пришкольного детского лагеря

Лекция Работа в пришкольном лагере.

17 Позиция вожатого в пришкольном лагере. Особенности педагогического общения

Практикум Работа вожатого отряда в школьном лагере

28 - 33 Педагогическая практика Практикум Прохождение летней практики. Отчёт-дневник практики Характеристика


Тематическое планирование курса «Основы методики воспитательной работы, педагогической практики» 11 класс.
№ Тема урока Форма урока Элементы содержания Контроль Дата проведения 1 Вводный урок Лекция Введение в предмет.

2 Пять условий педагогического успеха

Лекция


3 Методика организации КТД.

Лекция

Практикум Методика Иванова в современной школе. Разработка и проведение игры
4 Методика "мозгового штурма"

Практикум Применение метода "мозговой штурм"

5 Возможности КТД.

Практикум Возможности КТД.

6 Этапы КТД.

Практикум Этапы КТД. Методическая разработка
7 Детские объединения. Их история.

Лекция История пионерской организации.

8 История тимуровского движения.

Лекция Тимуровское движение на современном этапе.

9 Организация работы по месту жительства.

Лекция


10 Работа с детьми по месту жительства.

Лекция Работа разновозрастных отрядов

11 Итоговый урок.

Лекция Подведение итогов.

12 Педагогическая практика.

Практикум Прохождение практики. Практическая часть экзаменационного проекта.
13
14


15-33 Подготовка выпускных проектов.

Выпускные работы.
Педагогические пробы: организация игр на переменах; проведение дел в классах начальной школы; проведение общешкольных дел. Педагогическая практика - в лагерях с дневным пребыванием в качестве помощника воспитателя, вожатого.
Литература для учащихся:

  1. Игра как педагогическое средство. Методические рекомендации. - Вологда, 1998.
  2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978.
  3. Немов Р.С. Психология. - М. 2008.
  4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. - М., 2001.
  5. Профессия - учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.
  6. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991.
  7. Реан А.А. Психология личности. - М., 2007.
  8. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. - М., 2005.
  9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. - М., 2000.
  10. Рогов Е.И. Психология человека.- М., 1999.
  11. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В.Н. Журкова, С.А. Маничева. - М., 2008.
  12. Технология профессионального успеха под ред. Чистяковой С.Н.. - М., 2003.
  13. Титова Е.В. Если знать как действовать. - М., 1993.
  14. Рогов Е.И. Психология группы. - М., 2005.
  15. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998.
  16. Рогов Е.И. Психология человека. - М., 1999.
  17. Соловейчик С.Л. Час ученичества. - М., 1986

Литература для учителя:
  1. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. - М., 2006.
  2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М., 1982.
  3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2002.

  4. Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.

  5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников Пособие для педагога в 2-х частях. - М., 2001.
  6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М.,2000.
  7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения подростков. - М., 2000.

  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитательной работы. - М., 2004.

  9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2008.

  10. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.

  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, в 4-х частях. - М., 1998.

8


© 2010-2022