- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности для младших школьников Малая родина-большая любовь
Программа внеурочной деятельности для младших школьников Малая родина-большая любовь
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бодурова Е.Е. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Малая родина -
большая любовь»
Программа внеурочной деятельности для 2- х классов
на 2014-2015 учебный год
Направление - краеведение
Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации, и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам. Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по краеведению. Предлагаемый проект дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения - своего края, своего села, своей школы. Проект имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно - нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, традиций, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение - важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине воспитывается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края - одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к родному краю всем сердцем и душой.
Цель программы: воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего села и края и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего села;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей, заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
- формирование экологической культуры, любви к природе.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего села, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой инициативы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
- Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
- Принцип интеграции и дифференциации обучения;
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию проекта, являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; • доброжелательный психологический климат на занятиях; • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; • оптимальное сочетание форм деятельности; • доступность. Обучение осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:
- экскурсии, - работа в группах, - путешествия, - беседы, - викторины, - встречи с интересными людьми, - мини -рассказы, - конкурсы, - выставки, - походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, выступления.
Универсальные учебные действия (УУД), которые развивает прохождение данного проекта: Планируемые результаты: Личностные:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к родной природе.
- Широкая мотивационная основа для дальнейшей учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы.
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- Адекватное понимание успешности или неуспешности деятельности.
- Принятие и сохранение учебной задачи.
- Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.
- Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- Самостоятельное оценивание своей работы.
- Осуществляет поиск необходимой информации для выполнении поставленной задачи.
- Правильное строение речевых высказываний.
- Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
- Установление аналогий.
- Расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Формулировать свое мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Использование речи для регуляции своих действий.
Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать: - основные сведения о своём селе, районе; - основы исторического прошлого родного села; - сведения о своей школе и её героях; - историю музея своего села ; - названия улиц в своём селе и почему их так назвали; - основные предприятия села - основные растения и животных своего края - имена земляков, которыми славится наше село. Учащиеся должны уметь:
- видеть и извлекать из объекта краеведческую информацию, оценивать его;
- формулировать познавательные вопросы,
- использовать приобретенные навыки для организации самостоятельной учебной и внеучебной деятельности;
- ориентироваться в различных источниках информации по краеведению; - работать в группе; - целенаправленно читать литературу по определённой теме; - различать историко-архитектурные объекты; - вести себя в общественном месте, в природе.
Итог занятий по проекту:
Итоги будут подведены в конкурсно- игровой программе «Знатоки родного края» совместно с родителями.
Содержание программы:
-
Раздел
Количество часов
« Всему начало здесь,
в краю моём родном…»
10 часов
« Живём в содружестве
с природой»
13 часов
« Традиций связующая нить»
10 часов
« Знатоки родного края»
Итоговая конкурсно- игровая программа
1 час
ИТОГО:
34 часа
Тематическое планирование
Дата
№
Тема занятия
Кол-во часов
Основное содержание
Примечания
I « Всему начало здесь, в краю моём родном…»
1
« Село моё Конёвушко, родная сторона»
1
Видео-круиз по улицам и памятным местам села.
Совместно
с родителями
2-4
«Предприятия села Конёво»
3
1.Слайд-обзор о предприятиях села
в прошлом и настоящем.
2. «Частица сердца в каждом колоске»
Громкое чтение рассказа Е.Пермяка
« Колосок» и рассказ о хлебозаводе нашего села.
3. «Прогноз погоды. Час за часом»
Беседа с презентацией о метеослужбе.
Беседы,
экскурсии.
5-6
« Общение на расстоянии»
2
1.Мультимедийный рассказ
об истории и о настоящем почтового отделения с. Конёво.
2. Презентация « Как путешествует
письмо»
Занятие,
Экскурсия,
Практическое занятие
« Письмо маме»
7
«Их именами названы улицы»
1
Беседа об истории улицы
Маминова.
экскурсия
8
« Память сердца»
1
Рассказ о памятниках воинам -
землякам нашего села.
Беседа
с экскурсией.
9
« Мир знаний открывает книга»
1
Праздник посвящения в читатели
библиотеки семейного чтения
с. Конёво.
Совместно с родителями
10
« Любимый уголок села»
1
1.Рассказы и рисунки детей
Заключительное занятие по теме
Выставка
рисунков
II « Живём в содружестве с природой»
11
« Полезные ископаемые»
1
Беседа с презентацией о бокситах, торфе, синей глине.
показ природных материалов
12-14
« Животные нашего леса»
3
1.Интегрированная беседа о
животных нашего края
.
2. « Красная книга Архангельской
области( животные) и мини-
рассказы детей.
3.Викторина о животных.
подготовка мини-рассказов,
выставка рисунков.
15-17
« Помоги птицам зимой»
3
1.Мультимедийная презентация
с мини-рассказами детей о зимующих птицах.
2.Практическое занятие.
3.Игра « Что? Где? Когда? О птицах
Подготовка мини- рассказов,
изготовление кормушек
18-20
« Растения
края»
3
1.Мультимедийная беседа о
растениях нашего края.
2. Презентация «Красная книга
Архангельской области ( растения)
и мини-рассказы детей.
3.Игра « Волшебный квадрат»
о растениях.
Подготовка мини-рассказов и рисунков.
21
« Весна пришла»
1
Виртуальное путешествие в весенний лес
рисунки
22-23
« Земля - наш общий дом»
2
1.Экологическая программа
2 .Викторина
Заключительное занятие по теме
III « Традиций связующая нить»
24
« Учитель. Историк. Краевед»
1
Рассказ с презентацией о Сидорове В.Е. и истории создания музея.
(виртуальный музей)
Виртуальная экскурсия
25-26
« История школы нашей - часть истории всей страны!»
2
1.Мультимедийный рассказ о школе .
2. Беседа о пишущих ручках.
Экскурсия о ручках.
27
«Талант, дарующий радость»»
1
Рассказ с презентацией о Варварском М.В. и игрушке шаркунок
Показ игрушек
28
«Земляки- фронтовики»
1
Обзор краеведческих папок
о земляках - фронтовиках.
Экскурсия
в библиотеку
семейного чтения с. Конёво
29
« Души запасы золотые»
1
Встреча с интересным человеком.
Конёвская частушечница.
Приглашение
на занятие
Исаковой З.В.
30-31
«Праздник
Жаворонки»
2
1.Мультимедийная беседа
о празднике « Жаворонки».
2 .Разучиваем заклички, пекём
жаворонки.
Заключительное занятие совместно
с родителями
32
« В каждой избушке- свои игрушки»
1
Рассказ о куклах- оберегах.
мастер-класс Шеметовой Е.В.
Изготовление кукол совместно с родителями
33
«Обворожил село баян»
1
Беседа с презентацией о баянисте
Ивко Г.А.
Библиотека семейного чтения.
Подведение итогов проекта -1 час
34
« Знатоки родного края»
Конкурсно- игровая программа
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения:
Библиографический список методических пособий, используемых в программе:
1.Асоскова Н.И. Птицы города Архангельска и его окрестностей: Монография/ Н.И. Асоскова, В.М.Константинов.-Архангельск: Поморский ун-т,2005.- 285[8], ил. -ISBN 5-88086-513-4.
2. Красная книга Архангельской области/ Администрация Арх.обл.- Архангельск: Ком. по экологии Арх.обл.,2008.-351с.: ил., ил.цв. карты.- ISBN 978-5-90362-502-4
3.Макаров Н.А. Плесецкий район Архангельской области: Энцикл. Словарь./ Н.А. Макаров.- Архангельск: 2004.-527 с., ил.- ISBN 5-85879-108-5.
4.Сидоров В.Е. Родное Приозерье/ В.Е. Сидоров.-Плесецк,2012.-55 с., ил.
Сидоров В.Е. Улицы Конёва/ В.Е. Сидоров // Строитель коммунизма.-1984 - 13 августа.
5.Сметанин С.В. Память / С.В. Сметанин // Правда Севера- 1978 -8 июля .
6.Попов А.Я. О постройке св. храма в селе Большое Конёво, Каргопольского уезда. / А.Я. Попов // Олонецкие губернские ведомости.- 1882. -27 февраля.
Видео- и аудиоматериалы по темам : «Природа Архангельского края», «Диалоги о животных».
Наглядные пособия:
1. Гербарии;
2.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
3. Географические карты;
4. Буклеты ;
5. Краеведческие папки ( в библиотеке семейного чтения с. Конёво)
Технические средства:
1.Магнитная доска;
2.Мультимедийный проектор;
3.Персональный компьютер;
4.Доска интерактивная.
Литература для учащихся:
1.Бровкина Е.Т.Животные леса: учеб. пособие для школьников младших и сред. классов/ Е.Т. Бровкина , В.И. Сивоглазов .- М.,Эгмонт Россия, 2002.-64 с., ил.- (Атлас родной природы)- ISBN 5-85044-429-7.
2.Козлова Т.А. Растения леса: учеб.пособие для школьников младших и сред. классов/ Т.А.Козлова, В.И. Сивоглазов.-М: Эгмонт Россия, 2002.- 63 с., ил. -(Атлас родной природы)- ISBN 5-85044-418-1
3.Сидоров В.Е. Родное Приозерье/ В.Е. Сидоров.-Плесецк,2012.-55 с., ил
Литература, использованная при подготовки программы:
1. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, праздничные программы, беседы./ авт.-сост. АА. Егорова.- Волгоград: Учитель, 2011.-185 с.- ISBN 978-5-7057-2372-0 .
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011.
9