Программа внеурочной деятельности для младших школьников Малая родина-большая любовь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Малая родина -

большая любовь»


Программа внеурочной деятельности для 2- х классов

на 2014-2015 учебный год

Направление - краеведение




Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв

Пояснительная записка


Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации, и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам. Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по краеведению. Предлагаемый проект дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения - своего края, своего села, своей школы. Проект имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно - нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, традиций, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение - важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине воспитывается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края - одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к родному краю всем сердцем и душой.
Цель программы: воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего села и края и его населения;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего села;

Воспитательные задачи:
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • укрепление семейных связей, заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
  • формирование экологической культуры, любви к природе.

Развивающие задачи:
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего села, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой инициативы.
Организационно-педагогические основы обучения: Настоящий проект рассчитан на 1 год обучения, занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.
Принципы построения программы:
  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
  • Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения;
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).


Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию проекта, являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; • доброжелательный психологический климат на занятиях; • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; • оптимальное сочетание форм деятельности; • доступность. Обучение осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:
- экскурсии, - работа в группах, - путешествия, - беседы, - викторины, - встречи с интересными людьми, - мини -рассказы, - конкурсы, - выставки, - походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, выступления.
Универсальные учебные действия (УУД), которые развивает прохождение данного проекта: Планируемые результаты: Личностные:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к родной природе.
  • Широкая мотивационная основа для дальнейшей учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы.
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • Адекватное понимание успешности или неуспешности деятельности.
Регулятивные:
  • Принятие и сохранение учебной задачи.
  • Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
  • Самостоятельное оценивание своей работы.
Познавательные:
  • Осуществляет поиск необходимой информации для выполнении поставленной задачи.
  • Правильное строение речевых высказываний.
  • Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
  • Установление аналогий.
  • Расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов.
Коммуникативные:
  • Формулировать свое мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Использование речи для регуляции своих действий.

Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать: - основные сведения о своём селе, районе; - основы исторического прошлого родного села; - сведения о своей школе и её героях; - историю музея своего села ; - названия улиц в своём селе и почему их так назвали; - основные предприятия села - основные растения и животных своего края - имена земляков, которыми славится наше село. Учащиеся должны уметь:

- видеть и извлекать из объекта краеведческую информацию, оценивать его;

- формулировать познавательные вопросы,

- использовать приобретенные навыки для организации самостоятельной учебной и внеучебной деятельности;

- ориентироваться в различных источниках информации по краеведению; - работать в группе; - целенаправленно читать литературу по определённой теме; - различать историко-архитектурные объекты; - вести себя в общественном месте, в природе.
Итог занятий по проекту:

Итоги будут подведены в конкурсно- игровой программе «Знатоки родного края» совместно с родителями.



Содержание программы:


Раздел

Количество часов

« Всему начало здесь,

в краю моём родном…»

10 часов

« Живём в содружестве

с природой»

13 часов

« Традиций связующая нить»

10 часов

« Знатоки родного края»

Итоговая конкурсно- игровая программа

1 час

ИТОГО:

34 часа


Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Примечания

I « Всему начало здесь, в краю моём родном…»


    1

    « Село моё Конёвушко, родная сторона»

    1

    Видео-круиз по улицам и памятным местам села.

    Совместно

    с родителями



    2-4

    «Предприятия села Конёво»

    3

    1.Слайд-обзор о предприятиях села

    в прошлом и настоящем.


    2. «Частица сердца в каждом колоске»

    Громкое чтение рассказа Е.Пермяка

    « Колосок» и рассказ о хлебозаводе нашего села.


    3. «Прогноз погоды. Час за часом»

    Беседа с презентацией о метеослужбе.






    Беседы,


    экскурсии.


    5-6

    « Общение на расстоянии»

    2

    1.Мультимедийный рассказ

    об истории и о настоящем почтового отделения с. Конёво.


    2. Презентация « Как путешествует

    письмо»


    Занятие,

    Экскурсия,


    Практическое занятие

    « Письмо маме»


    7

    «Их именами названы улицы»

    1

    Беседа об истории улицы

    Маминова.


    экскурсия


    8

    « Память сердца»

    1

    Рассказ о памятниках воинам -

    землякам нашего села.

    Беседа

    с экскурсией.


    9

    « Мир знаний открывает книга»

    1

    Праздник посвящения в читатели

    библиотеки семейного чтения

    с. Конёво.

    Совместно с родителями



    10

    « Любимый уголок села»

    1

    1.Рассказы и рисунки детей



    Заключительное занятие по теме

    Выставка

    рисунков

    II « Живём в содружестве с природой»



    11

    « Полезные ископаемые»

    1

    Беседа с презентацией о бокситах, торфе, синей глине.

    показ природных материалов


    12-14

    « Животные нашего леса»

    3

    1.Интегрированная беседа о

    животных нашего края

    .

    2. « Красная книга Архангельской

    области( животные) и мини-

    рассказы детей.


    3.Викторина о животных.

    подготовка мини-рассказов,

    выставка рисунков.


    15-17

    « Помоги птицам зимой»

    3

    1.Мультимедийная презентация

    с мини-рассказами детей о зимующих птицах.

    2.Практическое занятие.

    3.Игра « Что? Где? Когда? О птицах

    Подготовка мини- рассказов,

    изготовление кормушек


    18-20

    « Растения

    края»

    3

    1.Мультимедийная беседа о

    растениях нашего края.


    2. Презентация «Красная книга

    Архангельской области ( растения)

    и мини-рассказы детей.


    3.Игра « Волшебный квадрат»

    о растениях.

    Подготовка мини-рассказов и рисунков.


    21

    « Весна пришла»

    1

    Виртуальное путешествие в весенний лес

    рисунки


    22-23

    « Земля - наш общий дом»

    2

    1.Экологическая программа

    2 .Викторина


    Заключительное занятие по теме

    III « Традиций связующая нить»



    24

    « Учитель. Историк. Краевед»

    1

    Рассказ с презентацией о Сидорове В.Е. и истории создания музея.

    (виртуальный музей)

    Виртуальная экскурсия


    25-26

    « История школы нашей - часть истории всей страны!»

    2

    1.Мультимедийный рассказ о школе .


    2. Беседа о пишущих ручках.

    Экскурсия о ручках.


    27

    «Талант, дарующий радость»»

    1

    Рассказ с презентацией о Варварском М.В. и игрушке шаркунок

    Показ игрушек


    28

    «Земляки- фронтовики»

    1

    Обзор краеведческих папок

    о земляках - фронтовиках.

    Экскурсия

    в библиотеку

    семейного чтения с. Конёво


    29

    « Души запасы золотые»

    1

    Встреча с интересным человеком.

    Конёвская частушечница.


    Приглашение

    на занятие

    Исаковой З.В.


    30-31

    «Праздник

    Жаворонки»

    2

    1.Мультимедийная беседа

    о празднике « Жаворонки».


    2 .Разучиваем заклички, пекём

    жаворонки.

    Заключительное занятие совместно

    с родителями


    32

    « В каждой избушке- свои игрушки»

    1

    Рассказ о куклах- оберегах.

    мастер-класс Шеметовой Е.В.

    Изготовление кукол совместно с родителями


    33

    «Обворожил село баян»

    1

    Беседа с презентацией о баянисте

    Ивко Г.А.

    Библиотека семейного чтения.

    Подведение итогов проекта -1 час


    34

    « Знатоки родного края»

    Конкурсно- игровая программа


    Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения:

    Библиографический список методических пособий, используемых в программе:


    1.Асоскова Н.И. Птицы города Архангельска и его окрестностей: Монография/ Н.И. Асоскова, В.М.Константинов.-Архангельск: Поморский ун-т,2005.- 285[8], ил. -ISBN 5-88086-513-4.

    2. Красная книга Архангельской области/ Администрация Арх.обл.- Архангельск: Ком. по экологии Арх.обл.,2008.-351с.: ил., ил.цв. карты.- ISBN 978-5-90362-502-4

    3.Макаров Н.А. Плесецкий район Архангельской области: Энцикл. Словарь./ Н.А. Макаров.- Архангельск: 2004.-527 с., ил.- ISBN 5-85879-108-5.

    4.Сидоров В.Е. Родное Приозерье/ В.Е. Сидоров.-Плесецк,2012.-55 с., ил.

    Сидоров В.Е. Улицы Конёва/ В.Е. Сидоров // Строитель коммунизма.-1984 - 13 августа.

    5.Сметанин С.В. Память / С.В. Сметанин // Правда Севера- 1978 -8 июля .

    6.Попов А.Я. О постройке св. храма в селе Большое Конёво, Каргопольского уезда. / А.Я. Попов // Олонецкие губернские ведомости.- 1882. -27 февраля.


    Видео- и аудиоматериалы по темам : «Природа Архангельского края», «Диалоги о животных».

    Наглядные пособия:

    1. Гербарии;

    2.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

    3. Географические карты;

    4. Буклеты ;

    5. Краеведческие папки ( в библиотеке семейного чтения с. Конёво)

    Технические средства:

    1.Магнитная доска;

    2.Мультимедийный проектор;

    3.Персональный компьютер;

    4.Доска интерактивная.

    Литература для учащихся:

    1.Бровкина Е.Т.Животные леса: учеб. пособие для школьников младших и сред. классов/ Е.Т. Бровкина , В.И. Сивоглазов .- М.,Эгмонт Россия, 2002.-64 с., ил.- (Атлас родной природы)- ISBN 5-85044-429-7.

    2.Козлова Т.А. Растения леса: учеб.пособие для школьников младших и сред. классов/ Т.А.Козлова, В.И. Сивоглазов.-М: Эгмонт Россия, 2002.- 63 с., ил. -(Атлас родной природы)- ISBN 5-85044-418-1

    3.Сидоров В.Е. Родное Приозерье/ В.Е. Сидоров.-Плесецк,2012.-55 с., ил


    Литература, использованная при подготовки программы:

    1. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, праздничные программы, беседы./ авт.-сост. АА. Егорова.- Волгоград: Учитель, 2011.-185 с.- ISBN 978-5-7057-2372-0 .

    2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. Программа внеурочной деятельности для младших школьников Малая родина-большая любовь.

    9


    © 2010-2022