Рабочая программа дополнительного образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Информационная карта

1. Программа дополнительного образования «Школа здоровья»

2. Руководитель кружка: Кузьмина Н.Н., учитель начальных классов 1 к.к.


3. Цель программы: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

4. Направленность программы: спортивно -оздоровительное.

5. Срок реализации программы: 4 года

6. Тип программы: модифицированная

7. Уровень реализации: основное общее образование

8.Уровень освоения: углубленный, общекультурный

9. Способ освоения содержания образования: репродуктивный, частично-поисковый и креативный.

10. Краткое содержание программы:

Данная программа разработана для реализации дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению.

Реализации дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Программа рассчитана на 4 года и включает в себя теоретическую и практическую работу. Практическая деятельность детей включает элементы исследования, экскурсии, прогулки, игры.В объединении принимаются все желающие дети из различных социальных групп. Программа дополнительного образования «Школа здоровья» рассчитана на 4 года, занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 мину

«В здоровом теле,

здоровый дух!"

Пояснительная записка В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат - ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по здоровьесбережению начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Я являюсь учителем начальных классов и, принимая детей в первый класс, ставлю для себя задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Данная программа по здоровьесбережению учит быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Работа рассчитана на 4 года начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.
Цель программы: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Задачи программы: - формирование у младшего школьника позиции признания ценности здоровья; - развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

  • профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
  • повышение двигательной активности младших школьников;
  • формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
  • организация мониторинга здоровья и физического развития.

Ожидаемые результаты:
  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • здоровьесберегающая просвещенность учащихся;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:
  1. Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
  2. Состояния здоровья.
В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью определения динамики роста и развития всех показателей. На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год.
Реализация программы ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его поведении. Учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, проектный подход, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Программа кружка по здоровьесбережению включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоровым. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, защита проектов, общение с природой, театрализованные представления и др. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз: дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д. Примеры оздоровительных минуток:
  • потянуться 1-2 раза;
  • сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;
  • изгнать плохие мысли и успокоить мозг;
  • сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
  • помассировать пальцы;
  • походить по камушкам;
  • сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой, где могут изучаться правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, формируются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды). Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они привлекаются к участию в кружковой работе.

Требования к подготовке учащихся


Младшие школьники должны знать / понимать: - о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей; - как следует питаться, спать, закаляться; - почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит; - о полезных и вредных прививках; - правила безопасного поведения в доме, на воде, при обращении с огнём, электрическим током; - чего не надо бояться; - что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным; - как вести себя, если что-то болит; - как помочь родителям, больным, беспомощным; - чем заняться после школы; - что такое наше здоровье; - как сохранить своё здоровье; - вредные привычки.
Младшие школьники должны уметь: - оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых; - сдерживать себя в различных ситуациях; - прислушиваться к советам родителей; - принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке. - выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья.




Учебно - тематический план.

1 год


№ п/п Тема Количество часов


Всего План Факт
1. Познай себя. 3


2. Вместе с Познайкой 1


3. Хорошо здоровым быть. 1


4. Как стать Гулливером 1


5. Путь к здоровому сердцу. 1


6. Зоркий глаз. 1


7. Вот так зубки. 1


8. Ушки - слушки. 1


9. Зачем человеку кожа 1


10. Скелет- наша опора. 1


11. Обобщение. 2


12. Я и мое здоровье. 6


13. На здоровье. 1


14. Мойдодыр приходит в гости. 1


15. Волшебная щеточка. 1


16. Чтобы зубки не грустили. 1


17. Исследование на тему: «Вредна или полезна жвачка» 2


18. Гимнастика для глаз. 1


19. Чтобы уши слышали. 1


20. Уход за руками и ногами. Гимнастика для рук и ног. 3


21. Обобщение. Тестирование. 2






© 2010-2022