- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока. Тема: «Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Предмет: литературное чтение
Конспект урока. Тема: «Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Предмет: литературное чтение
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шагойко В.Ф. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6 г. Сургута
Шагойко Виктории Фёдоровны
Стаж общий 20 лет, стаж работы в данной должности 19 лет,
I квалификационная категория.
Образовательная система «Школа 2100»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема: «Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
(Раздел III. «Сказочные богатыри». Урок 53)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель: познакомить учащихся с новым видом сказки - богатырская. Задачи урока Обучающие: - формировать навык осознанного, выразительного, поискового чтения; умение отвечать на вопросы учителя к тексту произведения; находить в тексте предложения, которые подтверждают высказанную мысль; умения формулировать основную мысль текста; кратко пересказывать текст; уточнить жанровые особенности сказки, повторить литературные термины. Развивающие:
- развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, подготовить детей к рассказу о богатыре Илье Муромце, развивать наблюдательность, познавательную активность детей, способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, дикцию, способствовать обогащению словарного запаса.
Воспитательные: - воспитывать любовь к русскому народному творчеству, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Технологии:
- формирование типа правильной читательской деятельности;
- проблемно-диалогическая.
Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, подводящий к формулированию темы диалог, антиципация, работа с иллюстрациями, рассказ, беседа, продуктивное чтение, чтение с комментариями, выборочное чтение Форма обучения: фронтальная, индивидуальная Оборудование: Выставка книг о русских богатырях; репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри»; аудиозапись М.Мусоргского «Богатырские ворота», доска, видеопроектор, компьютер Средства обучения: мультимедийная презентация
Литература для учителя:
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010. - 336 с.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. - М.: Баласс, 2008.-160 с.
- Бунеева Е.В.,Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методические рекомендации для учителя. - Изд.2-е.,- перераб. - М.:Баласс, 2008.- 320с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2-й класс. «Маленькая дверь в большой мир». В 2-х ч. Ч.1.- М.: Баласс, 2007. - 208 с., ил.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2008. - 64 с.
Структура урока: I. Организационный момент II. Актуализация знаний III. Работа с текстом IV. Физминутка V. Итог урока
Ход урока
Этап урока
Метод, приём, алгоритм работы
Форма
Средство
Учитель
Ученики I. Организационный момент
(1 минута)
Включение всего класса Фронтальная Презентация (слайд 1) - Давайте подарим друг другу - лучики своих улыбок! Дети приветствуют друг друга улыбками.
II. Актуализация знаний (8 минут) 1.Работа над скороговоркой.
Метод постановки проблемы.
Алгоритм работы: - медленное чтение; -содержание скороговорки; - выделение повторяющихся звуков и сочетаний; - заучивание наизусть; - проговаривание с ускорением. Индивидуальная
Фронтальная Тетрадь по литературному чтению. Задание 1 с.26.
Презентация (слайд 2)
- Составьте и прочитайте скороговорку.
- Какое отношение скороговорка может иметь к теме нашего урока?
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Мы изучаем раздел «Сказочные богатыри». Эти герои защищали родину на конях.
2. Беседа Подводящий к формулированию темы диалог Фронтальная Презентация (слайд 3) - Какие жанры устного народного творчества описывают подвиги русских богатырей?
- А что такое былина?
- А что такое сказка?
- О богатырях рассказывается в былинах и сказках.
- Былина - это русские народные торжественные песни. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали.
- Сказка - вымысел, ложь, присутствие волшебных сил. III. Работа с текстом (25 минут) 1.Работа с текстом до чтения. Постановка темы и цели урока.
Антиципация
Рассказ учителя об Илье Муромце. Фронтальная Учебник
Презентация (слайды 4,5,6,7) - Прочитайте заглавие. Что мы будем читать?
- Вспомните название раздела. Что можно предположить? - Какое отношение имеет сказка к богатырям?
- А кто такой Илья Муромец?
- Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец? - Богатырскую сказку, отрывок.
Ответы детей.
- Это особые сказки о богатырях, и называются они богатырскими.
- Былинный герой, богатырь.
- Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области. В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.
Работа с иллюстрациями. Индивидуальная Учебник (с.174, с.176,с.181)
- Рассмотрите иллюстрации, найдите предметы, которые говорят о древности сказки. - Где Илья? Как вы догадались? - Можно предположить, о чём мы будем читать? - Давайте прочитаем. Учащиеся отмечают особенности одежды, причёски, посуды.
Дети описывают Илью.
- Мы прочитаем сказку о жизни былинного богатыря Ильи Муромца. IV. Физминутка (2 минуты) Презентация
(ученик в костюме богатыря) (слайд 8)
Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
(под муз. М.Мусоргского «Богатырские ворота») 2. Работа с текстом по ходу чтения. Проверка первичного восприятия.
Чтение с комментариями.
Фронтальная, индивидуальная Учебник (с.174)
1 часть Вопросы после чтения 1 части: - Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии?
- Что огорчало родителей?
- Раньше на Руси не было фамилии. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки. - Они горевали, что у них нет детей. - Переживали о том, что у них родился больной ребёнок.
Словарная работа по ходу чтения: не прекословил - не спорил; тын - забор из брёвен или жердей; странник - человек, который ходит пешком, странствует.
Выборочное чтение
Учебник (с.175-179)
Презентация (слайд 9)
Презентация (слайд 10)
Учебник (с.178) 2 часть Уточняющие вопросы по ходу чтения: - Как вы понимаете есть сын, да никуда не годящий? - Сколько это- чаша в полтора ведра?
- Может ли быть такое в реальной жизни?
Вопросы после чтения 2 части: - Какое чудо сотворили странники с Ильёй? - Какой наказ ему дали?
-Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой.
Ответы учащихся.
Учащиеся зачитывают отрывок: «...Но помни...через силу носит...»
Словарная работа по ходу чтения: обух топора - тупая часть топора; подсоблять - помогать.
Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
Учебник (с.179-183)
Презентация (слайд 11)
Учебник (с.180)
Учебник (с.182)
Учебник (с.178, с.182)
Презентация (слайд 12) 3 часть Вопросы после чтения 3 части: - Зачем старики корчевали пни в лесу? - Лёгкое ли это было дело?
- Как мать с отцом узнали о силе своего сына? - Какую работу выполнил Илья? (Сцена рубки леса построена на гиперболе - преувеличении)
- Забыл ли Илья наказ странников? Из чего это видно?
- Как напутствовали Илью отец с матерью?
- Что значит благословить?
- Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили?
- Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?
- Куда направился Илья Муромец?
- Освобождали землю для посева пшеницы. - После тяжёлой работы все уснули от усталости.
Ответы учащихся.
- Срубил весь лес, помог выкорчевать пни.
Учащиеся зачитывают отрывок: «...А Илья Муромец всё стал посматривать, когда мужичок поведёт паршивенького жеребёночка»
Учащиеся зачитывают отрывок: «...поезжай к князю Владимиру, да смотри, заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора-разбойника...»
- Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.
- Они похожи. И странники, и родители говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.
- Напутствие - наказ человеку, отправляющемуся в дорогу.
- Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев. 3. Работа с текстом после чтения. Беседа.
Фронтальная Презентация (слайд 13) - Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.
- Расскажите о первой битве Ильи.
- Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских? Рассказ детей. V. Итог урока (9 минут)
Беседа о жанровых особенностях сказки
Оценивание ответов учащихся. Фронтальная, индивидуальная Презентация (слайд 14) - Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри - не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?
- Что в прочитанной истории - правдиво?
- Найдите в сказке другие сказочные приметы. - В сказке есть вымысел, волшебные силы и персонажи.
- Реальные события, реально существующие персонажи.
- Начало сказки, герой-помощник конь богатырский. Домашнее задание - перечитать сказку; Презентация (слайд 15) - выполнить задание 2 в тетради на с.26; - по желанию выполнить иллюстрацию к сказке.