Открытый урок по Окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

Урок 5. РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК ГЛАВА I. Человек и его внутренний мир Тема: ЭМОЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ Цели: - Научить отличать кратковременные эмоции от устойчивых чувств. - Сформировать умение определять, какие наши действия могут ранить внутренний духовный мир, чувства другого. - Развить творческие способности и научиться выражать свои мысли и чувства невербально; - Научиться воплощать все эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты через творчество.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Постановка учебной проблемы.

3 3 Учитель ставит проблему с помощью рассказа, который тут же может быть разыгран несколькими учениками. Такой приём полезен тем, что позволяет ребятам «прочувствовать» ситуацию, примерить её на себя и в дальнейшем не допускать подобного. «Несколько ребят решили подшутить над своим приятелем Колей. Во время игры они вошли в старый заброшенный сарай. В темноте шутники незаметно спрятались. Коля стал звать их, но они не откликались. Когда Коля решил, что он в сарае один, шутники, громко рыча, подскочили к нему сзади и схватили за руки. Коля закричал, выскочил из сарая, долго мелко дрожал, стучал зубами и обливался потом». - Что с Колей произошло? Какую эмоцию он испытывает? Ученики предложат разные обиходные названия этой эмоции: испуг, страх, боязнь. Задача учителя сконцентрировать внимание на слове «испуг», чтобы можно было впоследствии на уровне слов отделить эмоцию (испуг) от чувства (страх). Обратите внимание учеников на словарь в конце учебника. Сделайте акцент на том, что эмоции - непродолжительные переживания. Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? На доске появляется запись: Испуг - эмоция, эмоции - непродолжительные переживания. - Какие способы вы можете предложить Коле и его незадачливым приятелям-шутникам, чтобы справиться с отрицательной эмоцией? Ученики, опираясь на собственный опыт, будут предлагать разные приёмы самоуспокоения. - Да, действительно, приятели так и поступили. Коля перестал дрожать и успокоился. Однако, когда через некоторое время друзья снова позвали его играть в старый тёмный сарай, он отказался. С тех пор Коля старался обходить стороной старые тёмные строения, наотрез отказывался в них заходить и часто при виде их начинал дрожать. Как вы можете объяснить, почему он стал так поступать? (Он очень сильно испугался.) - Испуг Коли оказался непродолжительным? (Нет, он стал бояться тёмных строений.) На доске появляется запись: Переживания могут быть продолжительными. - Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Испуг должен был пройти быстро, но он не прошёл.) - Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему не все переживания быстро проходят или меняются? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.



II. Версии детей, актуализация знаний.

1 3 2

Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока. Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие: - если эмоция очень сильная, то она проходит долго; - очень сильное переживание, которое долго не проходит, нельзя назвать эмоцией, это что-то другое. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. - Давайте составим план работы.

План 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока.

- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

- Какое умение формировали?

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

4 3 2 4 3 1.Чем чувства отличаются от эмоций. - Назовите, в чём разница между первым испугом Коли и его страхом перед тёмными строениями. Работа в группах. Ученики (после обсуждения по группам) могут предложить разные варианты. Задача учителя - обратить внимание на принципиальные отличия: испуг был кратковременный и связан с конкретным случаем; страх возникает постоянно и вовсе не из-за того, что человека кто-то снова пугает. Учитель вместе с учениками делает обобщение: значит, кроме временных эмоций, у нас есть и устойчивые переживания, которые не зависят от конкретного случая. Отрицательные эмоции - плохие переживания. Положительные эмоции - хорошие переживания. - Осталось только выяснить, как называются эти устойчивые переживания человека? Найдите на с. 21 учебника, как эти переживания называются. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «чувства».) - Так что же такое чувства? (Устойчивые переживания человека, которые долго не меняются.) На доску под версию: «Очень сильное переживание, которое долго не проходит, нельзя назвать эмоцией, это что-то другое» прикрепляем карточку «чувства». - Как вы думаете, что должны сделать (друзья Коли), чтобы чувство страха стало менее сильным и, возможно, со временем прошло? Ученики предлагают свои выходы из ситуации, можно предложить им выполнить задание на с. 21 учебника. Важно проговорить с ребятами, что страх может остаться у человека на всю жизнь, несмотря на все усилия его преодолеть. Поэтому такие шутки недопустимы, внутренний мир человека очень легко ранить, но очень тяжело «вылечить».
2. Настроение, тревожность. - Как вы опишете своё состояние, когда говорите, что у вас хорошее настроение? (Мне весело, я улыбаюсь, мне все вокруг кажутся добрыми, хорошими и т.д.) А вы замечали, после чего у вас наступает такое состояние? (После того, как произошло что-то хорошее или только ждёшь чего-то приятного, и т.д.) - А если даже ничего ещё не произошло, но вы подумали о чём-то хорошем, что-то вспомнили приятное - ваше настроение улучшится? (Да.) А если вспомнили что-то неприятное, то, от чего вы получили отрицательные эмоции, как изменится ваше настроение? (Испортится.) - Как этим можно пользоваться в жизни? (Можно научиться самим себе и другим поднимать настроение. Надо стараться думать о хорошем, если человеку грустно - что-то рассказать ему приятное, и т.д.) 3. Индивидуальная работа с элементами арт-терапии: Устройтесь поудобнее, возьмите бумагу, фломастеры, краски, или все, что вы хотите использовать в творческом процессе. На минутку-другую закройте глаза, почувствуйте себя, свое тело, отпустите все проблемы подальше… Начинайте рисовать! Рисуйте не задумываясь, рисунок должен произвольно появляться из-под вашей руки. Не должно быть задуманного сюжета, дайте вам создать эту абстрактную картину из линий, кругов, пятен или еще чего-нибудь. Когда процесс будет в самом разгаре, вспомните о проблеме, которая не дает вам покоя последнее время. И теперь, рисуя, думайте о ней, подбирайте цвета и формы линий исходя от эмоций к этой проблеме. Лейте свои чувства на бумагу, не стесняясь. Рисуйте до тех пор, пока не «вытащите» эту проблему из себя или пока не устанете. Посмотрите на свое творение… Что вы чувствуете? Анализируйте линии и цвета. Потом порвите это творение на мелкие кусочки. В этот момент вы избавляетесь от плохих эмоций, переживаний, от негативных размышлений, и вся тяжесть, неприятность проблемы перешла в рисунок и исчезла вместе с ним.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

2 1 2 3 1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему не все переживания быстро проходят или меняются?) - Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что, кроме кратковременных эмоций, человек испытывает устойчивые чувства, которые не проходят долго, могут сопровождать человека всю жизнь. Чувствами являются страх, любовь, ненависть и др.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

V. Домашнее задание. Возьмите лист бумаги. Ассоциируйте его с вашими лучшими воспоминаниями, эмоциями, чувствами. Подумайте, как, когда и в каких обстоятельствах вы испытывали счастье, радость и приятные эмоции. Вспоминайте детали этих счастливых минут: во что вы были одеты, как светило солнце, что вы ощущали в тот момент. Начинайте рисовать это счастье, эти эмоции так, как вы их видите. Используйте ассоциативные цвета и формы. Думайте о хорошем и выражайте это на бумаге. На обратной стороне напишите свои приятные впечатления и ассоциации. Не выкидывайте, не рвите эти работы. Поставьте их на видное место, смотрите на них чаще и наполняйте себя положительными эмоциями.

VΙ. Итог урока. 4 - Кто справлялся с работой легко? - Кому пока было трудно? - Кто или что вам помогло справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - Какую бы оценку вы себе поставили? Начните с фразы: «Я сегодня молодец! Я узнал… Я научился…»

Открытый урок по Окружающему мируОткрытый урок по Окружающему мируОткрытый урок по Окружающему мируОткрытый урок по Окружающему миру

© 2010-2022