Программа по ИЗО для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии и на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиНРФ № 373 от 06.10.09 2.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Фельдштейна.- Изд.2-е, испр.- М.: Баласс,2012.- 432с.

3.Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1-2-е изд.-М.: Просвещение,2009.(Стандарты нового поколения) 4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» г. Стерлитамак РБ

5. Учебный план МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» г. Стерлитамак РБ на 2014-2015 учебные года.

Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, но внесены изменения в связи с тем, что включены темы по региональному компоненту. Данный УМК продолжает предметную линию « Изобразительное искусство» в образовательной системе «Школа 2100». Он состоит из учебника, рабочих тетрадей и методического пособия. Учебник. 2 класс.- М.: Баласс,2012.64 с., Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство «Разноцветный мир». О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Рабочая тетрадь по рисованию для 2класса «Разноцветный мир» с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями - М.: «Баласс», 2012г.

Общая характеристика учебного предмета. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.. Основные цели курса. 1.Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. 2.Воспитание в детях эстетического чувства. 3.Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4.Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. 5.Развитие воображения и зрительной памяти. 6.Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности. 7.Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности. В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи: 1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией); 2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»); 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства); 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»); 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»); 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»); 7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок). Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. На уроках изобразительного искусства ведущей является технология системно-деятельностного подхода: 1)Проблемно-диалогическая- это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного диалога. 2)Технология продуктивного чтения- это единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. 3)Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)- это система правил и алгоритмов, позволяющая развивать у учащихся умения самооценки.
Описание места учебного предмета в учебном плане. В учебном плане МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» г. Стерлитамак РБ на 2014-2015 учебный год предмет «Изобразительное искусство» изучается во 2-м классе один час в неделю, 34 часа в год. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей класса. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил, блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей. При выполнении заданий в учебнике и рабочей тетради используется принцип минимакса.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения курса ИЗО: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; г) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; д) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. Метапредметные результаты. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД. • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД. • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Критерии оценивания практических работ по ИЗО

Критерии оценивания предметных умений Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна. Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.



Содержание учебного предмета.

2-й класс (34 ч) Занятие 1 (1 ч).

Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Занятие 2 (1 ч). Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике. Занятия 3-5 (3 ч). Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг». Занятия 6-7 (2 ч) Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса». Занятия 8-10 (3 ч). Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных. Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова Региональный компонент. Художники Башкортостана. Занятия 11-12 (2 ч). Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика). Занятие 13 (1 ч). Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме. Занятия 14 (1 ч). Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень). Занятия 15-16 (2ч). Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем. Выполнение заданий в учебнике. Региональный компонент. Натюрморт в творчестве башкирских художников. Занятия 17-18 (2 ч). Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг». Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг». Региональный компонент. Птицы нашего края. Занятия 19-21 (3 ч). Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Коллективное панно. «Лоскутное одеяло»). Региональный компонент. Башкирский орнамент. Занятия 22-23 (2 ч). Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради. Выполнение задания «Расписная тарелка». Региональный орнамент. Башкирская утварь. Занятия 24-26 (3 ч). Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний. Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла». Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Региональный компонент. Красная книга Башкортостана. Занятие 27 (1 ч). Понятие о колорите. Теплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Занятие 28 (1 ч). Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой, а так же А. Лутфуллина. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье. Это задание также может быть выполнено в группах продлённого дня или дома. Региональный компонент. Картины А. Лутфуллина. Занятия 29-30 (2 ч). Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. Коллективная работа «Египетские письмена». Региональный компонент. Наскальные рисунки башкир. Занятия 31-34 (4 ч). По желанию детей выполнить задания (открытки или панно) к праздникам. Поздравительная открытка ко Дню Победы. Цветущий сад. Проект «Здравствуй лето»





Календарно-тематическое планирование


Дата по плану

Дата фак

тич.

Тема урока

Универсальные учебные действия

Примечание

1

Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.

Предметные. Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях. Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике. Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Углубить представление о технике аппликации и её особенностях. Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи. Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения. Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков. Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней. Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру. Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки. Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по плотности) Уметь рисовать по памяти Углубить знания о жанре натюрморта. Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником. Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг». Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам Расширить представление об искусстве орнамента. Иметь понятие о растительном орнаменте. Знать, что такое элемент орнамента . Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента. Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях. Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать.Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина Написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите. Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать работы И. Владимирова и З. Серебряковой Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий. Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта. Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану;принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность;учиться ставить учебные задачи на основе жизненного опыта учащихся. Коммуникативные:формулировать свое мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению. Уметь работать в группе. Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы. Личностные:самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках;проявляет интерес к способам решения новой частной задачи. Самостоятельно изучить тему .

2

Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаи- модействие цветов.

3

Техника аппликации. Аппликация «Цветочный луг»

4

Теплые и холодные цвета

5

Листопад. Коллективное панно

6

Музей искусств.

Т р е т ь я к о в с к а я галерея. Обрамление картины.

7

Коллективная работа «Портрет класса»

8

Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции.

9

Изучаем работу мастера.

Развиваем наблюдательность: наброски. Художники Башкортостана.

10

Иллюстрация к басням И.А. Крылова

11

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

12

Графическая иллюстрация. Мир басен И. Крылова

13

Для любознательных.

Русский лубок и его выразительные средства.

14

Рисунок. Штриховка. Виды штриховки. Светотень.

15

Натюрморт.

Твоя мастерская: рисование с натуры.

16

Рисование с натуры овощей и фруктов. Натюрморт в творчестве башкирских художников.

17

Братья наши меньшие.

Рисуем домашнего любимца. «Мой пушистый друг»

18

Развиваем наблюдательность: рисуем птиц. Птицы нашего края.

19

Растительный орнамент. Башкирский орнамент.

20

Как получают разные орнаменты.

21

Коллективная работа «Лоскутное одеяло»

22

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

23

Расписная тарелка. Башкирская утварь.

24

Твоя мастерская: работаем акварелью.

25

Техника акварели: заливка и набрызг.

26

Рисуем пейзаж «Весна пришла». Красная книга Башкортостана.

27

Колорит - душа живописи.

28

Бытовая живопись.

А.Лутфуллин. «Ожидание».

29

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Наскальные рисунки башкир.

30

Рисуем фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа.

31

С Днем Победы. Поздравительная открытка.

32

Аппликация. Цветущий сад.

33

Творческая мастерская. Создаем проект.

34

Проект. Здравствуй лето!



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Книгопечатная продукция 1.Закон РФ «Об образовании» 2.Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2012г. 3.Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Дрофа, 2007г. 4.О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская Изобразительное искусство(«Разноцветный мир»). Учебник.2 класс.-М.:Баласс.2012. 5. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2-го класса «Разноцветный мир».-М.: Баласс; Издательство Школьный дом,2013.. 6.Гжель.Примеры узоров и орнаментов. Плакат,2013. 7.Гжель. Работы современных мастеров. Плакат,2013. 8. Рисование, Первые шаги, Селиверстова Д., 2008 Дополнительная литература 1.Алехин А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984. 2.Алехин А. Д. Когда начинается художник. -М.: Просвещение, 1984. 3.Алексахин Н. Матрешка. -М.: Просвещение, 1988. 4.Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004. 5.Басина Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. -М.: Линка-Пресс, 1997. 6.Дорожкин Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999. 7.Дорожкин Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999. 8.Дорожкин Ю. Г. Хохломская роспись. -М.: Мозайский, 1999. 9.Жегалова С. Росписи Хохломы. -М.: Детская литература, 1991. 10.Ильченко М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002. 11.Кирцер Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992. 12.Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар,1988.

Информационно-коммуникативные средства 1. Электронные презентации и клипы - viki.rdf.ru/item/355

Технические средства обучения

  1. Магнитная доска.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Компьютер.
  4. Интерактивная доска.
  5. Документ-камера.
6. Электронные презентации и клипы - viki.rdf.ru/item/355

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Муляжи овощей и фруктов.

  2. Изделия мастеров городецкой росписи.


© 2010-2022