Выступление по теме: «Приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ как условие реализации предшкольного образования в УДО»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа и трансляция опыта по теме «Приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ как условие реализации предшкольного образования в УДО»

Подготовила: Капустина Ирина Павловна -учитель начальных классов МБОУ «Шербакульский лицей» р.п. Шербакуль Шербакульского района Омской области

Введение……………………………………………………………………………………………………

Влияние условий обучения на состояние здоровья и развитие обучающихся…………………………………………………………………………………………….

Интеграция ценностей культуры здоровья в содержание образования…………………………………………………………………………………………….

Факторы, влияющие на формирование культуры здоровья обучающихся………………………………………………………………..............................

Выводы …………….. …………………………………………………………………………………..

Введение

Глобальным противоречием современности является признание здоровья как приоритетной ценности и отсутствие условий, необходимых для формирования этой ценности в образовательных учреждениях (Наян, Сиринов, 1998). Значительно ослабла физкультурно-спортивная база, ликвидирована система летних баз отдыха, ухудшилась организация школьного питания, увеличилась нагрузка на учащихся в связи с вводом множества отнюдь необязательных курсов и дисциплин в ущерб обучению основам наук и здоровью школьников.

До сих пор нет общепринятой, научно обоснованной теории здоровья, отсутствует и концепция здоровья человека, как целостного состояния организма (Щедрина, 1989). Не существует и точного определения количественной меры здоровья.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (Кучма, Баранов, Толстова и др.).

Эффективность обучения и подготовки детей к школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодёжи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем.

Исследования состояния здоровья учащихся показали, что за время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз и к окончанию школы у 70% учащихся выявляются те или иные хронические заболевания, а у 18%- морфофункциональные отклонения. Абсолютно здоровыми могут быть признаны только 10-12% школьников (Гурьянова, Круглова, 1999). Уже у 70% детей, поступающих в первый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных расстройств до хронических заболеваний (Воинов, 2001).

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Уже несколько лет наш Дом детского творчества Шербакульского района, как и вся система образовательных учреждений, занимается вопросами здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

По данным официальной статистической отчетности (ф.№31 «Результаты профилактических медицинских осмотров») проведён анализ частоты отдельных групп нарушений здоровья среди детей, выявленных при профилактических медицинских осмотрах в 2007 году. Изучены данные частоты сколиоза (12,2%), нарушений осанки (92,6%), нарушений зрения (67,9%). Отмечены факты распространенности дефектов речи, получены данные работоспособности и адаптации детей к школьным нагрузкам.

Многие ученые (Амосов, Аршавский, Бальсевич, Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение (Зайцев, Лободина, Давиденко).

По мнению ведущих специалистов (Божович, Венгер, Выготский, Запорожец и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков.

Однако следует особо подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребёнка «его собственной» (Выготский).

Мы определили три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ:

Первый уровень - информационный (когнитивный), определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Второй уровень - личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребёнка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели - интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень - деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций и т.п. Все три уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможностей детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность её для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется не только озабоченностью педагогов сохранением здоровья детей, но и необходимостью качественно нового подхода к воспитанию ЗОЖ в условиях образовательного учреждения с учетом возрастных особенностей детей-дошкольников.

Очевидным является необходимость рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным.

Целью данной исследовательской работы явилось:

описание здоровьесберегающих технологий в подготовке детей к обучению в школе на примере студии раннего развития.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

1. Изучить литературу по вопросам предшкольного здоровьесберегающего образования.

2. Раскрыть механизмы и приемы приобщения дошкольников к ценностям ЗОЖ в условиях УДО.

3. Изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения в период предшкольного образования на состояние здоровья и особенности физического и психического развития дошкольников.

Основной целью работы в теоретическом плане является изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение ЗОЖ в условиях предшкольной подготовки.

В практическом плане это связано с разработкой мер и определением условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Объектом исследования можно определить процесс предшкольной подготовки детей.

Предметом научного исследования являются технологии приобщения к здоровому образу жизни.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- интегративная методология современного педагогического исследования (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Б.М., М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, В.П. Бранский, М.А. Весна, Н.М. Полетаева, С.Д. Пожарский и др.), новые подходы по формированию культуры здоровья (Е.И. Бережкова, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.Г. Казанская, М.Г. Колесникова, В.В. Колбанов, Н.М. Полетаева, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др.);

- психолого-педагогические положения об особенностях дошкольного периода развития ребенка (Л.И. Божович, М.А. Васильева, Л.С. Выготский, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) и детского разновозрастного коллектива (Е.И. Герасимова, А.Н. Давидчук, М.В. Минкина, М.В. Осорина, А.Г. Тамбовская, Е.В. Титова, Н.П. Флегонтова и др.)

- современные технологии воспитания в форме коллективных творческих дел (Н.Ф. Голованова, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, Н.В. Седова и др.);

- теория непрерывного педагогического образования взрослых, включая педагогов и родителей (И.Ю. Алексашина, B.C. Безрукова, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Максимова, В.И. Подобед, В.Н. Скворцов, Г.С. Сухобская и др.).

Методы исследования

1. Теоретические методы исследования: комплексный анализ и синтез научно-методологических позиций по проблеме здоровьесозидания и

улучшения здоровья дошкольников, теоретическое моделирование и проектирование, концептуальное обобщение педагогического опыта.

2. Эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ собственной педагогической деятельности, педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования

Опытно-экспериментальную базу исследования составили дети дошкольного возраста студии раннего развития Шербакульского Дома детского творчества в количестве 38 человек.

I-й этап исследования

На основе наблюдения и анализа опыта выявлена и сформулирована проблема исследования. Проанализировано современное состояние данной проблемы в теории и практике по вопросу ценностных ориентиров в области формирования культуры здоровья дошкольников при подготовке к обучению в школе.

Конкретизированы объект, предмет, цель, задачи исследования. Определена его теоретико-методологическая основа и разработана модель процесса сотрудничества педагогов ОУ и родителей с целью формирования культуры здоровья дошкольников.

В исследовании принимал участие педагогический коллектив, работающий с детьми данной категории на протяжении 10 лет существования студии раннего развития детей «АБВГДейка» Шербакульского Дома детского творчества, характеризующийся компетентной здоровьесозидающей позицией, объединенный целью осуществить экспериментальную работу по формированию культуры здоровья дошкольников при подготовке к обучению в школе.

II-й этап - опытно-экспериментальный

Апробация созданной модели процесса педагогами студии раннего развития «АБВГДейка» с целью формирования культуры здоровья дошкольников, в ходе которой выявлена эффективность внесенных в педагогический процесс здоровьеформирующих, здоровьесберегающих технологий.

Апробация проходила на базе студии раннего развития детей «АБВГДейка» Шербакульского Дома детского творчества.

III-й этап - заключительно-обобщающий

Завершены обработка и систематизация результатов теоретических и опытно-экспериментальных данных, полученных в ходе проверки сконструированной модели. Сформулированы основные выводы и обобщения. Осуществлено их внедрение в практику в форме научно-обоснованных рекомендаций и организации опыта формирования культуры здоровья дошкольников при подготовке к обучению в школе.

Научная новизна состоит:

- в обосновании необходимости акмеологического подхода к формированию культуры здоровья дошкольников, который ориентирован на здоровьесозидающую жизненную позицию личности и совместную здоровьеcберегающую жизнедеятельность детей и взрослых;

- в создании модели сотрудничества педагогов ОУ и родителей;

- в выявлении педагогических условий формирования культуры здоровья дошкольников

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в определении структуры научного понятия «культура здоровья дошкольника» (ценностно-ориентационный, деятельностный и витальный компоненты);

- в моделировании системы деятельности педагогов и родителей по организации совместной с детьми здоровьесозидающей жизнедеятельности в ОУ и в семье.

Влияние условий обучения на состояние здоровья и развитие обучающихся

1.1. Интеграция ценностей культуры здоровья в содержание образования

Ещё в 90-е годы прошлого века на запросы педагогической практики о необходимости сохранять здоровье обучающихся откликнулись ученые из разных сфер: образования, медицины, психологии, спорта, инженерии. На протяжении последних десяти лет в системе образования произошли серьезные изменения в плане осознания необходимости ведения здоровьесберегающей деятельности. В результате мы имеем сегодня разнообразную палитру педагогического опыта в данном направлении в различных регионах страны.

Благодаря совместной работе ученых и практиков появились в стране островки передового педагогического опыта по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Такие образовательные учреждения реализуют программы разного уровня, разрабатывают учебно-методические пособия, дидактические материалы, в них создаются условия для дальнейшего совершенствования здоровьесберегательной деятельности.

Наряду с созданием безопасных условий обучения и воспитания, соблюдения требований СанПИНа, рациональной организацией учебно-воспитательного процесса и соблюдением соответствия учебной и физической нагрузки с учетом возрастных особенностей, необходимо целенаправленно формировать культуру здоровья посредством всех видов учебной и внеучебной деятельности.

Под формированием культуры здоровья следует понимать системообразующий процесс развития ценностного и ответственного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, вовлечение всех участников образовательного процесса в различные виды здоровьесберегательной деятельности, формирование определенных знаний и обучение умениям и навыкам здоровой жизни.

Результатом здоровьеформирующего образования является целостная гармоничная личность с высоким уровнем духовно-нравственной, интеллектуальной и физической культуры, конкурентно- способная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде.

Для достижения таких результатов в образовательных учреждениях необходимо создавать следующие условия:

• Кадровые: обеспечение образовательных учреждений квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, медиками) в области здоровьеформирующей деятельности, создание системы повышения квалификации и консультативных центров, привлечение ученых к организации и мониторингу здоровьеформирующего образования, введение отдельных штатных единиц по развитию данной деятельности, повышение культуры управления и стратегической ориентации у руководителей на здоровьеформирующее образование.

• Организационные: создание здоровьесберегающей среды и положительного психологического климата; изменения в структуре и содержании вариативной части учебных планов с целью введения здоровьеформирующих курсов, предметов; расширение внеучебной здоровьеформирующей деятельности; изменение режима работы образовательного учреждения; проведение регулярных спортивно-оздоровительных мероприятий, диспансеризации, диагностика здоровья, организация правильного питания и питьевого режима, двигательной активности и введение здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс. Нужна и серьезная модернизация уроков физической культуры.

• Учебно-методические: разработка и обеспечение образовательных учреждений программами, пособиями, дидактическими и спортивно-оздоровительными материалами. Разработка специальных нормативов физической подготовки обучающихся.

• Материально-технические: соблюдение требований Сан ПИНа, наличие оборудованных спортивных залов и площадок, специального инвентаря и приборов для диагностики и самоконтроля; специальные кабинеты и оформление образовательного учреждения с учетом требований эргономики и дизайна.

Первостепенной проблемой формирования культуры здоровья обучающихся остается здоровье самих педагогов, их социальный статус. Здоровье должно стать значимой ценностью педагога в системе его личностных и профессиональных ценностей. Это сложная и кропотливая работа, которая пока не проводится в российской системе образования, но её результатом может стать профессиональное долголетие.

Сегодня система образования готовится переходить к федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. В документах новых стандартов ставится вопрос охраны и укрепления здоровья детей в системе общего образования. Здоровьебезопасное образование переходит на качественно новый уровень здоровьеформирующего образования.

Кроме того, впервые в требования к результатам образования включен такой важный с позиции сохранения здоровья детей критерий, как способность к контролю и самоконтролю. Сохранение здоровья детей из категории «условие реализации образовательного процесса» переходит в более значимую категорию «результат процесса образования».

Новизной считаем и выделение в новых стандартах требований к личностному развитию. Стандарты задают некоторый вектор духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания, некий идеал духовно и физически здоровой личности.

Активная деятельность системы образования и общества в целом по охране и укреплению здоровья высветила проблемы, для решения которых необходима консолидация усилий государства, общественных организаций, научных образовательных учреждений.

В итоге можно сказать, что в условиях модернизации системы образования все более важное внимание уделяется внедрению новых, прогрессивных педагогических технологий. Среди известных современной педагогической науке технологий, на наш взгляд, особое место занимают здоровьесберегающие технологии, которые успешно внедряются в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования, как в Омской области, так и в других регионах.

Важным слагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило, осуществляется педагогами на занятиях.

На организм ребенка воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Ученые определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию, наследственность, медицину. В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из 50%. Однако, в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительной направленности необходимо понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

• Осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

• Целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

• Использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

• Активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

• Деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, педагог должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача воспитателя, педагога, учителя. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

1.2. Факторы, влияющие на формирование культуры здоровья обучающихся

Фундаментальной идеей формирования культуры здоровья является рассмотрение данной проблемы в контексте общих задач образования и, в частности, повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Для того чтобы образовательное учреждение способствовало формированию культуры здоровья, следует назвать тенденции, которые негативно влияют на здоровье обучающихся:

• Интенсификация образовательного процесса;

• Стрессовая образовательная среда и нерациональная организация учебно-воспитательного процесса;

• Раннее обучение детей с дошкольного возраста;

• Несоответствие способов обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

• Несбалансированное питание.

Отмечаются существенные отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми дошкольного и школьного возраста, нарушения в сбалансированности рационов в образовательных учреждениях. Меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности, происходит замена горячего питания буфетной продукцией.

Болезни органов пищеварения прочно занимают 3-4-е место в структуре общей заболеваемости, как у детей, так и у подростков.

• Статичность положения обучающихся и их низкая двигательная активность: В возрасте 6-7 лет интенсивно развивается вторая сигнальная система, совершенствуется взаимодействие центральных и периферических механизмов регуляции, что оказывает влияние на двигательные функции. Двигательная активность ребенка является и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности.

• Несовершенство двигательных функций в период роста и развития у детей дошкольного возраста выражается большим коэффициентом асимметрии электрической активности мышц паравертебральной области. (Баёва, Погадаева, 2003).

• Нарушение санитарно-гигиенических норм и правил в организации образовательного процесса:

По оперативным данным, представленным субъектами РФ, 50% образовательных учреждений не имеют медицинских пунктов или их оснащение не соответствует санитарным нормам и правилам. Негативное влияние медико-социальных факторов и факторов обучения на состояние здоровья детей и подростков требует совершенствования профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персонала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников и школьников.

Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%. Из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53%) имеют ослабленное здоровье; 2/3 детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых.

Выводы.

Таким образом, проблема формирования культуры здоровья по своей научной и практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших проблем современной науки и образования. Поэтому она требует консолидации научного сообщества и педагогической практики и рассмотрения её на государственном уровне. Под ней следует понимать систему педагогических воздействий и мер по повышению качества образования на основе укрепления и развития духовного, психического, физического, интеллектуального и социального здоровья обучающихся.

Положительный результат дает формирование культуры здоровья в образовательных учреждениях при учете следующих организационно-педагогических условий, как процессуальных, так и сопроводительных:

• Систематическое и комплексное изучение состояния здоровья обучающихся и педагогов, выявление резервов системы образования.

• Развитие здоровьеформирующей инфраструктуры образовательных учреждений: медицинские кабинеты, их оснащение, спортивные залы, площадки, комнаты отдыха, психологические центры, фитобары и т.д.

• Организация двигательной активности: динамические паузы на занятиях, подвижные перемены, дополнительные занятия, спортивно-оздоровительный час, уроки здоровья.

• Соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм при организации учебно-воспитательного процесса: режим дня, уборка, освещение, температурный режим, проветривание и т.д.

• Рациональная организация учебного труда и использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, разумное сочетание умственной и физической активности, снижение утомляемости.

• Создание благоприятного психологического климата в коллективе, исключающего стрессы, напряженность.

• Оптимизация учебной нагрузки с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.

• Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса о здоровье и уровне образованности.

• Обучение здоровью педагогов, обучающихся и их родителей.

• Готовность педагогических кадров к реализации концептуальных и научно-методологических подходов формирования культуры здоровья обучающихся. Необходимо повысить профессионализм педагогов, что может способствовать увеличению резервов здоровья.

• Осуществление коррекции образовательного процесса, опирающегося на идею индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом развития самостоятельности, самоуправления и самообразования у обучающихся.

Очевидно, что образование сегодня должно быть здоровьетворящим, направленным на формирование личности, здоровой духовно и физически, развитой интеллектуально и обладающей необходимыми для этих целей знаниями и навыками, типом поведения и образом мышления.

Выступление по теме:«Приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ как условие реализации предшкольного образования в УДО»

Массовые мероприятия по ЗОЖ в студии раннего развития «АБВГДейка».

Выступление по теме:«Приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ как условие реализации предшкольного образования в УДО»

Выступление по теме:«Приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ как условие реализации предшкольного образования в УДО»

Выступление по теме:«Приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ как условие реализации предшкольного образования в УДО»

Выступление по теме:«Приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ как условие реализации предшкольного образования в УДО»

Выступление по теме:«Приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ как условие реализации предшкольного образования в УДО»



© 2010-2022