Игра-как средство повышения эффективности урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра- как средство повышения эффективности урока.

С.Д. Мигова

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

учитель начальных классов

В,С, Сухомлинский писал: « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Урок не мыслим без игры. Самое главное, что благодаря игре,учитель имеет возможность учесть индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний учащихся .Использование игр на уроке является одним из средств содержащих в себе реальные возможности познавательного интереса детей активного отношения к учебному процессу, а также для снижения физических перегрузок младших школьников. Тот , кто работает с учащимися начальной школы, хорошо знает, как это не легко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание не устойчиво.

Психологи и методисты убедительно доказывают, что появление интереса к обучению детей в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание.

Многим учителям удается вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах ребят во время занятий, наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражении лиц детей, когда у них вдруг зародится догадка, забьется живая ,Рвущаяся наружу мысль,и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить.Благодаря такому общему подъему, дети начинают смотреть на учителя открыто, ожидая, не подарит ли он еще мгновения занимательности и увлеченности.

Игра помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание,память,мышление, поддерживает интерес к уроку. Именно с помощью игры развивается творческое воображение, образное мышление.

Работая с первоклассниками, приходится много думать, искать, творить.В результате родились игры- путешествия: « В цирке», «Веселые старты», « В зоопарке», « Почта», « В стране сказок», «В лесной школе», « Полет в космос» и др.

Эти игры время от времени повторяются, можно использовать и во втором классе. Детям они не надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие,дети радуются ему как впервые.

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения - эмоцио-

нальность, непринужденность, занимательность.

В играх-путешествиях (продолжительность каждой игры не более 8-12 мин.)

Ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внима-

ние детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия , воспитываются нравственные качества. И главное-огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Интересно всем! Дети играют,

а играя, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математи-

ческие задания.

В качестве примера приведу разработки двух игр-путешествий.

« В цирке»

Цель: Закрепление знаний табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Оборудование: Картинки артистов цирка, сделанные на картоне, которые вывешиваются в ходе игры. На доске записи примеров. У каждого ученика на столе билет в цирк. На первый ряд билеты зеленого цвета, на них записаны примеры, но с одним и тем же ответом -11. На втором ряду билеты голубого цвета и примеры с ответом 12, на третьем ряду билеты желтого цвета и примеры с ответом 13.

Ход игры.

Учитель, обращаясь к классу, говорит: Мы приглашены на цирковое представление. У каждого входной билет. Входим рядами.

Первый ряд! Внимательно посмотрите на свои билеты( примеры) и дружно, хором назовите свой ответ ( звучит один и тот же ответ -11).

Аналогично входят дети второго и третьего рядов.

- Рассаживайтесь поудобнее. Представление началось!

- Встречайте Зебру!( Дети хлопают)

- Где вы ее могли видеть?- спрашивает учитель. ( На проезжей части дороги- указатель перехода для пешеходов)

- Почему пешеходную дорожку называют зеброй? ( Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного)

- Для чего нужна такая разметка? ( Для контраста)

- Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот , кто решит примеры:

- Молодцы!

На арену цирка въезжает косолапый Мишка.

- Говорят- «косолапый медведь». А как он умеет вертеть педали! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начнет свой путь? Дети решают примеры и стрелками указывают путь.

- Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. (Дети хлопают)

На арене цирка выступает слоненок. Он лопоухий,смешной, хочет подружиться с вами, ребята, если вы справитесь с заданием.

- Молодцы, дети! Вы правильно решили примеры, и теперь у вас новый друг- добрый смешной слоненок.

- А вот перед вами тюлень-жонглер. Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? ( нет.)

- А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.

Дети решают примеры и проверяют ответы. ( Есть ошибки)

- Самый ли ловкий тюлень? (НЕТ) Скромность украшает человека.

- Молодцы, ребята!

Артисты цирка прощаются с вами и ждут вас на следующее представление.

Игра-путешествие «Плывем на необитаемый остров!»

Цель: Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100( устные вычисления)

Оборудование: Картинки обитателей острова, корабля и моря. На доске записаны примеры.

Ход игры.

- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости на остров к Робинзону Крузо! Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков.Это мы проверим когда выполним три задания.

1. Слушайте внимательно!

- Я называю числа: 15,18,20,3,45,37.

Определите лишнее число. Почему 3 лишнее? (Число 3- однозначное, а все остальные числа двузначные)
Увеличьте однозначное на 10. Сколько стало? (13) - Какое это число? ( Двузначное)

2. Предлагаю следующее задание:

15- это 9 и …

16- это 8 и …

14 - это 6 и …

12- это 5 и …


  1. Назовите ответ:

70-3= 60-5= 80-2= 100-8=

- Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и можете смело отправиться в путешествие.

- Итак в путь!

Наш корабль подходит к острову попугаев! Вас встречает говорящий попугай Гоша. ( Дети выполняют предложенное им задание) Гоша хвалит детей и прощается с ними.

И дети снова отправляются в путь. Перед ними- остров обезьян. Хозяйка острова тоже приготовила ребятам задания. Ответив на все вопросы , дети плывут на остров слонов!

Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники : смелые, находчивые,сообразительные!

Список используемой литературы:

  1. Григорьев Г.Д. « Игровая деятельность на уроках в начальной школы.»

  2. Паладий Л.А. « Игровой момент на уроке»

  3. Пасечник Н.А. « Ученья без мученья»





© 2010-2022