- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему Буква Х (1 класс)
Конспект урока на тему Буква Х (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Седова Ю.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок "Буква Х. Звуки [х], [х']
Цели урока:
1. Закрепить навык различения и правильного произношения звука [х], [х'] в слогах, словах.
2. Развивать фонематический слух.
3. Учить выделять звук [х] в начале, в середине и в конце слова.
4. Работать над составлением предложений.
5. Познакомить с буквой Х.
6. Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: игрушка Хомячок, карточки с картинками, карточки для определения места звука в слове, ленточки, палочки, полоски бумаги для моделирования буквы, листочки бумаги квадратной формы, карточки с изученными буквами, карточки по развитию речи.
Ход урока
1. Повторение изученного материала
У.: Закончите предложения
«Мы пишем и видим …» (Буквы)
«Мы слышим и произносим …» (Звуки)
2. Постановка проблемы
*Работа в парах
У.: Я называю слоги, вы выкладываете карточки
МА, ну, пи, кэ, хо
У детей нет карточки с буквой Х.
Почему не получается?
Что будем делать сегодня на уроке?
В гости к нам пришёл … Отгадайте загадку.
Я устраиваюсь ловко!
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (хомяк)
Появляется Хомячок (мягкая игрушка или картинка)
3. Знакомство с новой буквой и звуками
* Звуковая характеристика
У.: Какой первый звук в слове хомяк?
Расскажите о нем. (согласный, твердый)
Звук согласный или гласный?
Звук твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначим?
А какой буквой?
*Моделирование буквы
У.: Возьмите листочек бумаги, согните пополам на уголок, и ещё раз на другой уголок. Разверните. У вас получились линии - сгибы. Проведите пальчиком из правого верхнего уголка в левый нижний, из верхнего левого - в правый нижний. Какая буква получилась?
У вас на столах лежат полоски бумаги, ленточки, палочки. Попробуйте самостоятельно из этих материалов смоделировать букву.
Хомяк раздает букву Х.
У.: Сможете теперь составить слог ХО ?
Сколько букв вы использовали?
На каком месте стоит звук [х]? (в начале слога)
Поменяйте буквы местами.
А сейчас на каком? (в конце слога)
Прочитайте. (ох)
4. Упражнение в нахождении звука в словах.
*Физминутка
Учитель читает стихотворение, дети хлопают в ладоши, услышав звук [х].
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
У.: Играем в игру «Посели слово в домик»
Учитель раздает карточки с картинками. Ученики проговаривают слово, определяют место звука [х]. Под руководством учителя, дети распределяют карточки на доске в три столбика.
Х
Х
Х
халат муха петух
хвост сахар орех
хобот черепаха подсолнух
хлопушка мухомор
5. Дифференциация звуков [х] и [х`]
У.: Я показываю картинку вы изменяете слово так, чтобы оно обозначало много предметов: халат -халаты, хвост - хвосты, мухомор - мухоморы, муха - мухи.
*Игра «Живые звуки» (групповая работа)
У.: 1 группа - Вы звуки слова МУХА.
2 группа - Вы звуки слова МУХИ.
Дети распределяют звуки между членами группы, берут фишку нужного цвета и прикрепляют на доску.
У.: Чем отличаются звуковые записи? (в слове муха [х],
в слове мухи [х`])
Какой буквой обозначим?
6. Работа по развитию речи
*Соотнесение текста с изображением
Покажем Хомке, как мы умеем определять последовательность событий по картинкам
* Определение последовательности картинок
* Составление рассказа по картинкам
У.: Что было в начале? Что потом?
?
??
Как вы думаете, что должно быть на последней картинке?
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили, -
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и в тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
7. Подведение итогов
*Игра «Верите ли вы»
У.: Верите ли вы, что звук [х] гласный ?
Д.: Нет.
У.: А какой?
Д.: Согласный.
У.: Верите ли вы, что звука [х] нет мягкой пары?
Д.: Нет, пара есть -звук [х`].
У.: С какими звуками мы сегодня познакомились?
*Обратная связь
У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?
*Оценка деятельности учащихся.