- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»
Конспект урока по русскому языку по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трофимова С.Н. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»
Конспект урока по русскому языку
3 класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные»
Цель: закрепить полученные знания о способах обозначения твёрдости- мягкости согласных буквами а, ы, о, у, и, е, ё, ю, я.
Задачи:
- образовательные: отработать умения учащихся различать слова с твёрдыми и мягкими согласными устно и при письме;
- коррекционные: развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотношении мягких и твёрдых согласных звуков;
- воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через включение в урок игровых моментов.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; картинки с изображением домиков, дивана, скамейки; карточки с словами.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, мои друзья,
Очень рада снова я.
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать.
(Проверка готовности к уроку)
2. Проверка домашнего задания (упр.11, стр.68)
- Что было задано дома? Что нужно было сделать в упр.11?Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание.
- Какие слова вы составили?
- Ваша задача выйти к доске, взять карточку с словом, прохлопать его по слогам, назвать сколько в нём слогов.
3. Пальчиковая гимнастика
4.Минутка чистописания. Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Откройте тетради, подпишите число, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). На минутке чистописания вспомним соединения гласных с буквой т, запишем соединения в тетрадь: та, то, ту, ты тя, те, тю, ти. -Мы играем в буквобол, не в футбол, не в баскетбол. Вы, ребята, - игроки, забивать будете голы. Лучшую букву обведите карандашом в круг. 5. Актуализация опорных знаний. - Прочитайте слоги первой строчки? - Прочитайте слоги второй строки? - Обратите внимание, как произносится звук «т» в первой строке и во второй?
6.Создание проблемной ситуации.
Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Над какими буквами будем наблюдать?
7. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Твёрдые и мягкие согласные буквы». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.
8. Изучение нового материала.
- Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в гости в город, где живут согласные и гласные буквы.
- Вы согласны? Тогда закрываем глазки и отправляемся в путешествие.
- Посмотрите, в волшебном городе есть два дома, там живут гласные.
- Вы знаете, что гласные буквы дружат с согласными, постоянно ходят к ним в гости.
- Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (мягкой согласной, дети произносят слоги)
- Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (твёрдой согласной, дети произносят слоги)
Показ презентации «Твёрдые и мягкие согласные».
- От чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков? (от следующих за ними букв)
- Какие буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (а, о, у, ы)
- При каком условии эти буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (Если стоят после букв, обозначающих согласные звуки).
- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (буквы е, ё, ю, я, и).
- При каком условии буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков? (Если стоят после согласных)
Попробуйте теперь сделать вывод (чтение правила на стр. 72 в учебнике).
9. Физкультминутка.
10. Первичное закрепление изученного материала.
- В гости в город гласных и согласных букв пришли ребята.
- Давайте прочитаем, как их зовут? (Митя, Вова, Сеня, Шура, Саша, Витя).
- Буквы предложили: «У кого имя с твёрдыми согласными, сядет на твёрдую скамеечку, а у кого имя с мягкими согласными - на мягкий диванчик (дети выходят по очереди и прикрепляют имена).
11. Работа с учебником.
- Жители страны теперь хотят посмотреть, как вы умеете правильно выполнять упражнения, которые есть в учебнике.
- Найдите в учебнике Упр. 2. на стр.70.Прочитайте задание к упражнению.
(Выполнение упражнения в тетрадях, один ученик у доски).
- Вы молодцы! Буквам очень понравилось, как вы выполняли задание.
Показ презентации - игра «Пингвины»
12. Динамическая пауза (дети выходят из-за парт).
- А сейчас немного поиграем.
- Я буду называть слова, а вы внимательно слушать.
- Если в слове первый звук твёрдый, вы топаете, а если мягкий молчите
(мяч, лев, лук, гора, белка, ворона, ветер).
10. Взаимопроверка выполнения заданий на карточках.
- Буквы построили в своём городе домики для слогов. Побежали к домику слоги: ку, лю, ди, зи, ле, то, ма, ры. Слоги с мягким согласным бежали по травке. Покажите где травка? А слоги с твёрдыми согласными по камешкам. Покажите где камешки? Напишите слоги на дорожках.
- Прибежали слоги и стали жить дружно, целыми словами. Составьте из слогов слова и напишите их в домике.
- Кто всё сделал, поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.
11.Подведение итогов урока.
- С какой темой познакомились сегодня?
- Какие буквы пишутся после твёрдых согласных?
- Какие буквы после мягких согласных?
- Ребята, буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных звуков только в том случае, если стоят после них.
12.Рефлексия.
- В каком городе мы были в гостях?
- Что понравилось на уроке?
- Что нового узнали?
Оценка учащихся.
13. Домашнее задание.
Упр. 3, стр.70