Конспект урока по русскому языку по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»


Конспект урока по русскому языку

3 класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные»



Цель: закрепить полученные знания о способах обозначения твёрдости- мягкости согласных буквами а, ы, о, у, и, е, ё, ю, я.

Задачи:

- образовательные: отработать умения учащихся различать слова с твёрдыми и мягкими согласными устно и при письме;

- коррекционные: развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотношении мягких и твёрдых согласных звуков;

- воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через включение в урок игровых моментов.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; картинки с изображением домиков, дивана, скамейки; карточки с словами.

Ход урока

1.Организационный момент.
Добрый день, мои друзья,
Очень рада снова я.
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать.

(Проверка готовности к уроку)

2. Проверка домашнего задания (упр.11, стр.68)

- Что было задано дома? Что нужно было сделать в упр.11?Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание.

- Какие слова вы составили?

- Ваша задача выйти к доске, взять карточку с словом, прохлопать его по слогам, назвать сколько в нём слогов.

3. Пальчиковая гимнастика

4.Минутка чистописания. Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Откройте тетради, подпишите число, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). На минутке чистописания вспомним соединения гласных с буквой т, запишем соединения в тетрадь: та, то, ту, ты тя, те, тю, ти. -Мы играем в буквобол, не в футбол, не в баскетбол. Вы, ребята, - игроки, забивать будете голы. Лучшую букву обведите карандашом в круг. 5. Актуализация опорных знаний. - Прочитайте слоги первой строчки? - Прочитайте слоги второй строки? - Обратите внимание, как произносится звук «т» в первой строке и во второй?

6.Создание проблемной ситуации.

Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Над какими буквами будем наблюдать?

7. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Твёрдые и мягкие согласные буквы». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.

8. Изучение нового материала.

- Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в гости в город, где живут согласные и гласные буквы.

- Вы согласны? Тогда закрываем глазки и отправляемся в путешествие.

- Посмотрите, в волшебном городе есть два дома, там живут гласные.

- Вы знаете, что гласные буквы дружат с согласными, постоянно ходят к ним в гости.

- Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (мягкой согласной, дети произносят слоги)

- Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (твёрдой согласной, дети произносят слоги)

Показ презентации «Твёрдые и мягкие согласные».

- От чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков? (от следующих за ними букв)

- Какие буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (а, о, у, ы)

- При каком условии эти буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (Если стоят после букв, обозначающих согласные звуки).

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (буквы е, ё, ю, я, и).

- При каком условии буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков? (Если стоят после согласных)

Попробуйте теперь сделать вывод (чтение правила на стр. 72 в учебнике).

9. Физкультминутка.

10. Первичное закрепление изученного материала.

- В гости в город гласных и согласных букв пришли ребята.

- Давайте прочитаем, как их зовут? (Митя, Вова, Сеня, Шура, Саша, Витя).

- Буквы предложили: «У кого имя с твёрдыми согласными, сядет на твёрдую скамеечку, а у кого имя с мягкими согласными - на мягкий диванчик (дети выходят по очереди и прикрепляют имена).

11. Работа с учебником.

- Жители страны теперь хотят посмотреть, как вы умеете правильно выполнять упражнения, которые есть в учебнике.

- Найдите в учебнике Упр. 2. на стр.70.Прочитайте задание к упражнению.

(Выполнение упражнения в тетрадях, один ученик у доски).

- Вы молодцы! Буквам очень понравилось, как вы выполняли задание.

Показ презентации - игра «Пингвины»

12. Динамическая пауза (дети выходят из-за парт).

- А сейчас немного поиграем.

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушать.

- Если в слове первый звук твёрдый, вы топаете, а если мягкий молчите

(мяч, лев, лук, гора, белка, ворона, ветер).

10. Взаимопроверка выполнения заданий на карточках.

- Буквы построили в своём городе домики для слогов. Побежали к домику слоги: ку, лю, ди, зи, ле, то, ма, ры. Слоги с мягким согласным бежали по травке. Покажите где травка? А слоги с твёрдыми согласными по камешкам. Покажите где камешки? Напишите слоги на дорожках.

- Прибежали слоги и стали жить дружно, целыми словами. Составьте из слогов слова и напишите их в домике.

- Кто всё сделал, поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

11.Подведение итогов урока.

- С какой темой познакомились сегодня?

- Какие буквы пишутся после твёрдых согласных?

- Какие буквы после мягких согласных?

- Ребята, буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных звуков только в том случае, если стоят после них.

12.Рефлексия.

- В каком городе мы были в гостях?

- Что понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

Оценка учащихся.

13. Домашнее задание.

Упр. 3, стр.70



© 2010-2022