- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Культуре добрососедства 1 класс
Рабочая программа по Культуре добрососедства 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Симоненко Е.В. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Медведевская средняя школа»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Рассмотрено и
рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № ___
от «__» августа 2015 года
Руководитель методического объединения: ____________
Согласовано
Заместитель директора по УВР________М.А. Хаджимба
от «__» августа 2015 года
Утверждаю
Директор школы
____________Е.В. Симоненко
от «__» августа 2015года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Культура добрососедства»
для 1 класса
Симоненко Елена Владимировна
2015 год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Основная образовательная программа МБОУ «Медведевская средняя школа».
- Учебный план МБОУ «Медведевская средняя школа» на 2015 - 2016 учебный год.
- Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Медведевская средняя школа»
- Положение о структуре и разработке рабочих программ МБОУ «Медведевская средняя школа».
- Авторская программа «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г. №555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности республики Крым.
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
2. Общая характеристика курса
Особенностями данного курса являются:
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
- особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
- адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в РК;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
- единство изучения России и Крыма как субъекта России;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
- использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
5. Планируемые результаты изучения курса Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
1 класс 1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм. 5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры; 8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. 8.Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму.
1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране. 8. Участвовать в проектной деятельности 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества 6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков; 8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Предметные результаты: Ученик научится:
- находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма;
- находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
- отличать государственную символику России и Крыма;
- называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
- иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
- называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
- определять ценности, которые объединяют все народы;
- давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт;
- понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
- следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
- строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
- рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
- использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
7. Тематический план
№
Обязательные тематические линии
1 класс
1
Вводный урок
1
2
Географическая среда
5
3
История
5
4
Традиционная и современная культура
6
5
Язык соседа
6
6
Аксиология
4
7
Конфликтология
6
ИТОГО
33
Тематическое планирование
1 класс
«Я, моя семья и мои соседи»
№ п/п Дата проведения Тема Количество часов Содержание занятия Характеристика деятельности учащихся План Факт 1.
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 1 Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи»
Раздел «Географическая среда» (5 часов)
2.
Крым на карте России. 1 Представление о Крыме как полуострове. Находить на карте России Крымский полуостров
3.
«Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары) 1 Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт
4.
Что такое экология. 1 Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека
5.
Связь между живой и неживой природой 1 Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой. Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным
6.
Почему надо беречь природу. 1 Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой. Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным
Раздел «История» (5 часа)
7.
Названия вокруг нас. 1 Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. Знать, кого называют крымчанами, иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями, уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое добрососедство. Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села)
8.
Мое родословное древо. 1 Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. Иметь представление об истории своего рода.
9.
История названия моего села 1 История названия моего села улиц, площадей, домов. История названия моего села, улиц, площадей, домов.
10.
Кто такие Крымчане 1 Кто такие Крымчане. Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство
Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»
11.
Что такое добрососедство 1 Кто такие Крымчане. Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство
Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»
Раздел «Традиционная и современная культура» (6 часов)
12.
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. 1 Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм
13.
Ремесла Крыма. 1 Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму
14.
Разнообразие блюд крымской кухни. 1 Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо
15.
Учимся готовить любимое блюдо 1 Учимся готовить любимое блюдо, уметь рассказать как готовится любимое блюдо Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо
16.
Праздники нашей семьи.
1 Рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др. Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников
17.
Представление о многообразии религий на примере праздников.
Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым. Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым
Раздел «Язык соседа» (6 часов)
18.
Родной язык, государственный язык.
1
Родные языки наших соседей, «язык соседа»
Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей
19.
Учимся общаться на разных языках.
1 Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем
20.
Этика взаимодействия. Элементарные договоры
1 Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем
21.
Календарный фольклор людей.
1
Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др.
Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений
22.
Произведения национальных литератур о семье и соседях
1 Произведения национальных литератур о семье и соседях Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях
23.
Презентация произведений национальных литератур о семье и соседях
1 Произведения национальных литератур о семье и соседях Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях
Раздел «Аксиология» (4 часа)
24.
Отношение к родителям и старикам
1 Отношение к родителям и старикам. Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам
25.
Ценности моей семьи
1
Ценности моей семьи . Понятие «святыня». Наши семейные святыни.
Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни
26.
Понятие «святыня». Наши семейные святыни.
1
Ценности моей семьи . Понятие «святыня». Наши семейные святыни.
Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни
27.
Придумаем и проведем праздник нашего класса
1 Праздники нашего класса. Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы
Раздел «Конфликтология» (6 часов)
28.
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.
1
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.
Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами
29.
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.
1
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.
Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами
30.
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности
1
решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности
Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение
31.
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности
1
решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности
Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение
32.
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
1 Игры, направленные на знакомство и взаимодействие Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть
33.
Игры, направленные на знакомство и взаимодействие
1 Игры, направленные на знакомство и взаимодействие Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические средства обучения.
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска;
- персональный компьютер с МФУ;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Печатные и экранно-звуковые пособия.
- таблица гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, программы, соответствующие тематике программы по курсу «Культура добрососедства». «Язык соседа» - рекомендуемая лексика, фразы и выражения
Школа первой ступени 1-й класс
Мальчик, девочка, мама, папа, бабушка, дедушка, семья, сосед, друг, учитель, школа, школьник Я, ты, мы, мой (моя, мое), наш, (наше, наши), да, нет Фразы, выражения, диалоги: Здравствуйте! - До свидания! Как тебя зовут? - Меня зовут… Давай дружить! - Хорошо! Извини, пожалуйста! - Хорошо! Давай мириться! - Хорошо! Спасибо! - Пожалуйста! Приятного аппетита! - Спасибо! Кто это? - Это (моя бабушка, мама, мой дедушка …, мой друг, мой сосед, мой учитель) Что это? - Это (мой дом, моя школа, моя улица)
Ресурсное обеспечение программы
1. Альбов С. В. Минеральные источники. - Симферополь: Крым, 1966 2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. - Симферополь: Крым, 1966. 3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999. 4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. - Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. - 106 с. 5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. - 112с. 6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. - Симферополь, 1995. 7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. - 286 с. 8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. - Симферополь - 1969. 9. Заика В. Е. Чёрное море. - Симферополь: Таврия, 1976. 10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1991. 11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. - Симферополь: Таврия, 1964. 12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. - К.: Урожай, 1979. 13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. - Севастополь, 1997. - 44 с. 14. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. - Симферополь: Крымучпедгиз, 1995. 15. Щербак А. И. Всё о Крыме. - Харьков: Каравелла, 1998.