- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по Культуре добрососедства 2 класс
Рабочая программа по Культуре добрососедства 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Симоненко Е.В. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Медведевская средняя школа»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Рассмотрено и
рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № ___
от «__» августа 2015 года
Руководитель методического объединения: ____________
Согласовано
Заместитель директора по УВР________М.А. Хаджимба
от «__» августа 2015 года
Утверждаю
Директор школы
____________Е.В. Симоненко
от «__» августа 2015года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Культура добрососедства»
для 2 класса
Симоненко Елена Владимировна
2015 год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Основная образовательная программа МБОУ «Медведевская средняя школа».
- Учебный план МБОУ «Медведевская средняя школа» на 2015 - 2016 учебный год.
- Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Медведевская средняя школа»
- Положение о структуре и разработке рабочих программ МБОУ «Медведевская средняя школа».
- Авторская программа «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г. №555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности республики Крым.
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
2. Общая характеристика курса
Особенностями данного курса являются:
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
- особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
- адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в РК;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
- единство изучения России и Крыма как субъекта России;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
- использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
5. Планируемые результаты изучения курса Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
2 класса 1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм. 5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры; 8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. 8.Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму.
1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране. 8. Участвовать в проектной деятельности 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества 6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков; 8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Предметные результаты: Ученик научится:
- находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
- находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
- отличать государственную символику России и Крыма;
- называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
- иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
- называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
- определять ценности, которые объединяют все народы;
- давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт;
- понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
- следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
- строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
- рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
- использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
7. Тематический план
№
Обязательные тематические линии
2класс
1
Вводный урок
1
2
Географическая среда
5
3
История
6
4
Традиционная и современная культура
12
5
Язык соседа
4
6
Аксиология
2
7
Конфликтология
4
ИТОГО
34
Тематическое планирование
2 класс
«Место, где мы живем»
№ п/п
Дата проведения
Тема
Количество часов
Содержание занятия
Характеристика
деятельности
учащихся
План
Факт
1.
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве
1 Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса. Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»
Раздел «Географическая среда» (5 часов)
2.
Природа в нашем окружении.
1 Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека
3.
Крымский лес. 1 Крымский лес - многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека
4.
Что дают растения человеку. 1 «Зеленая аптека» в нашем регионе Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать
5.
Уголок природы в классе и дома. 1 Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями
6.
Озеленение класса, уход за комнатными растениями 1 Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями
Раздел «История» (6 часов)
7.
«Памятник» - от слова «память». 1 Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)
8.
Этносы Крыма. 1 Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Знать 3-5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур
9.
Где и как учились раньше дети в Крыму. 1 Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители
10.
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. 1 Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся
11.
Музей в нашей жизни 1 Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев
12.
Правила поведения в музее 1 Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев
Раздел «Традиционная и современная культура» (12 часов)
13.
Архитектура Крыма 1 Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
14.
Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек 1 Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
15.
Строим город будущего. 1 Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека
16.
Украшаем свой дом. 1 Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом
17.
Обряды различных этносов Крыма. 1 Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища
18.
Новоселье. 1 Новоселье - праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья
19.
Гостеприимство. 1 Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях
20.
Гостеприимство. 1 Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях
21.
Ремесла Крыма. 1 Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.
22.
Ремесла Крыма. 1 Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.
23.
Государственные праздники 1 Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
24.
Государственные праздники 1 Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
Раздел «Язык соседа» (4 часа)
25.
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе
1 Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе
26.
Учимся говорить на языке соседа.
1 «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей» Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством
27.
Диалог с соседом: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей»
«Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей» Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством
28.
Национальный фольклор
1 Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях
Раздел «Аксиология» (2 часа)
29.
Святые места
1 Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства
30.
Памятники и святые места, которые нас объединяют
1 Памятники и святые места, которые нас объединяют Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий
Раздел «Конфликтология» (4 часа)
31.
Мы разные, но мы едины.
1 Каждый из нас особенный, но у нас много общего Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом
32.
Всегда ли нам легко общаться.
1 Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
33.
Секреты общения
1 Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
34.
Конструктивное взаимодействие в коллективе
1 Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические средства обучения.
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска;
- персональный компьютер с МФУ;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Печатные и экранно-звуковые пособия.
- таблица гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, программы, соответствующие тематике программы по курсу «Культура добрососедства». «Язык соседа» - рекомендуемая лексика, фразы и выражения
2-й класс
Земля, водоем (море, река, озеро, источник), особенность ландшафта (побережье, горы, степь). Населенный пункт (город или поселок или село), улица, музей, памятник, название культового сооружения (церковь, костел, мечеть, кенаса, синагога и др.). Дом, дверь, окно, комната. Фразы, выражения, диалоги: Как дела? - Хорошо! Где ты живешь? - Я живу…. Поздравляю! - Ответ Поздравляю с праздником! - Ответ Поздравляю с новосельем! - Ответ Приходи в гости! - Хорошо. Ответ Добро пожаловать! - Ответ Садись! (Присаживайся!) Угощайтесь! - Спасибо, очень вкусно! Не хочу, спасибо!
Ресурсное обеспечение программы
1. Альбов С. В. Минеральные источники. - Симферополь: Крым, 1966 2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. - Симферополь: Крым, 1966. 3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999. 4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс. - Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. - 106 с. 5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984. - 112с. 6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. - Симферополь, 1995. 7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. - 286 с. 8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. - Симферополь - 1969. 9. Заика В. Е. Чёрное море. - Симферополь: Таврия, 1976. 10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. - Симферополь: Бизнес-Информ, 1991. 11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. - Симферополь: Таврия, 1964. 12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. - К.: Урожай, 1979. 13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. - Севастополь, 1997. - 44 с. 14. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. - Симферополь: Крымучпедгиз, 1995. 15. Щербак А. И. Всё о Крыме. - Харьков: Каравелла, 1998.