- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление Поиграем в загадки
Выступление Поиграем в загадки
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кречнева И.Л. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
НМИЦ управления образования комитета по социальной политики администрации г. Белгорода
МОУ - СОШ № 47
г. Белгорода
У М К «Начальная школа XXI века»
под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Играем в загадки
Учителя начальных классов
Тихоновой Елены Владимировны
Место работы: г.Белгород, средняя школа №47.
Должность: учитель начальных классов.
Дата рождения: 20 августа 1966 года.
Паспорт: серия 1400 №296074 Дата выдачи: 24.05.2001 г.
Кем выдан: Отделением №2 ОПВС УВД г.Белгорода.
Адрес прописки: индекс: 308027 г.Белгород, улица Железнодорожная д.121, кв.265
Адрес фактического проживания: индекс:308027 г.Белгород, ул.Железнодорожная
дом 121, квартира 265
Телефон (код)8-4722 дом. тел. 75-15-07 раб. тел. 75-31-32
Мой электронный адрес ( E-mail ) [email protected]
ИНН №312308587189 дата выдачи:02.07.2001г. серия 31№000704561
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
№ 025-903-622-40
Белгород 2006
Играем в загадки
Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим школьникам нравиться отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состояния. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающем миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знания педагогам механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загаданного предмета, явления в ней.
Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования.
-
Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
( Арбуз.)
Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).
2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).
Например: Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
Чтобы решить подобную загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.
3. В загадку включено отрицательное сравнение.
Например: Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер.)
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделяя в них сходные признаки, группировать их по новому, в другом сочетании.
4. Загадки, в описание которых использованы метафоры.
Например: Под одной крышей четыре братца живут. (Стол.)
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть их черты и сходства, отнести к одной смысловой категории.
5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.
Этот тип загадок включает:
а) Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Например: Мой первый слог - предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За - дача.)
б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю. (Чайка - гайка)
в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении
(кот - ток) или при перестановки слогов и букв (сосна - насос).
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила.)
Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находит пути решения , приемы отгадывании, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.
Приведу алгоритм поиска отгадки, выработанный детьми под руководством учителя:
а) определить, что и где нужно искать; б) выделить и объединить возможные признаки;
в) выдвинуть предполагаемую отгадку; г) доказать правильность отгадки.
Педагогический процесс работы с загадками может приобретать вид игры. Игровая
Форма удовлетворяет возрастные потребности младших школьников в игровых видах деятельности, в интеллектуальной активности.
Предлагаю методику проведения индивидуальных и групповых игр в загадки, которые можно использовать во внеурочной работе.
Загадки - трафаретки.
На плотном листе вырезаются круглые или прямоугольные отверстия соответственно тем клеткам, куда должны вписываться буквы слова-отгадки. Найдя буквы, играющий вписывает их в отверстия на листе бумаги, подложенном снизу. Следующий играющий должен подложить под трафарет чистый лист бумаги и закрепить его. За каждое правильно отгаданное слово начисляется определенное количество очков (выдается жетон, фишка).
В качестве примера приведем два варианта загадок - трафареток. Ответы на загадки указываются только на контрольных карточках.
Шесть раков.
- Этот рак из сатина сшит. (Рубашка)
Этот рак на луну летит. (Ракета)
Этот рак - долгожданный день. (Праздник)
Этот может вспорхнуть на пень. (Куропатка)
Этот рак сторожит дворец. (Охранник)
Этот - кисленький леденец. (Карамелька)
Шесть ос.
На этой осе в октябре позолота. ( Осина )
А эта растет на лугу у болота. (Осока)
Эта оса на луну улетает. (Космонавт)
Эта на солнце худеет и тает. (Сосулька)
С этой спит в колыбельке малыш. (Соска)
Эта по классу крадется, как мышь. (Подсказка)
Чайнворд загадок.
Эта игра, в которой слова- отгадки должны следовать одно за другим в виде цепочки слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.
1. Красный, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
2. Сторож плохой: слепой и глухой, не тронешь - молчит, а тронешь- кричит. (Звонок.)
3. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Кот.)
4. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (Топор.)
5. Без тела живет, без языка кричит. (Радио.)
6. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки, ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик.)
Рассыпанные загадки.
Из слов, написанных на отдельных карточках, сложить загадку и разгадать ее. Игра начинается с чтения стихотворения-зачина:
Со страницы книжки в гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья.
Очень торопилась, и случилось так, что
На куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте, помните меня и знайте.
Образец набора карточек к загадке:
Меня частенько просят, ждут,
А только появляюсь, и прятаться начнут.
(Дождь.)
просят а только начнут частенько
появляюсь меня ждут и прятаться
Лотерея загадок.
Игра заключается в разгадывании или придумывании загадок. Загадка, или предмет, или слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для этого загадки и задания пишутся на отдельных листках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющим. Привожу образец карточек для лотереи. Игровая задача состоит в придумывании шарады с выбранным словом. Слова для шарад: волосы, столяр, парад, грибочки, фантазия, осадок, фасоль, залежи.
Игры в загадки - полезный вид организации досуга детей. Проведение такого рода игр требует от самого педагога смекалки, выдумки, творчества.